Название этой немного наивной, но бесспорно патриотичной и новаторской ленты стало крылатой фразой. «Путёвка в жизнь», вышедшая в 1931 году, имела поистине взрывной эффект. Это был первый советский полнометражный художественный и (самое главное!) звуковой фильм — настоящее чудо, увидеть которое зрители хотели по многу раз.
Фильм создали молодые советские кинематографисты, экспериментаторы, тогда только осваивающие кино.
В двадцатые-начале тридцатых в искусстве царил авангардизм, режиссёры и операторы всячески играли с камерой, проводя опыты с картинкой, светом, темпом.
Это было время поисков, освоения чего-то нового, но крайне занимательного, время, когда творческие люди делали открытия, которые и по сей день влияют на кино.
Историю коммуны, где перевоспитывают беспризорников, перенёс на экран Николай Экк. Сценарий ему помогли писат супруга Регина Янушкевич (потом она сыграла одну из небольших ролей в фильме) и юный сценарист Александр Столпер. У Экка был очень скромный опыт в режиссуре, но это были фильмы хроникальные. Сейчас же он взялся за новый жанр — игровое кино. Конечно,
был риск провалиться, тем более что и с технической точки зрения фильм был новаторским, но Экка это не пугало.
Главные роли он отдал актёрам уже известным как театралам, так и поклонникам кино: Николаю Баталову и Михаилу Жарову. Тут стоит отметить, что в немых лентах двадцатых годов появлялись не столько артисты, сколько яркие типажи, которых публика с лёгкостью опознавала и отлично воспринимали.
Сегодня это считается банальностью и штампом, но тогда, когда кино было беззвучным и общения между исполнителями и публикой не было, такой ход был естественным.
С приходом звукового кино на первый план стало выходить именно актёрское дарование, потому что отныне типический внешний вид стал менее важным.
Николай Экк рассказал на экране историю, которая была понятна всем, кто пережил двадцатые. В колонии собираются малолетние бродяги, беспризорники, которых превращают в правильных граждан. Но аудитория оценила не только сюжет.
Впервые посетители кинотеатров услышали прямо с экрана речь!
Мало того, это была обычная речь обычных людей, не выверенная, отточенная театральная, а обычная, ту, которую люди слышали ежедневно и использовали сами. И это очень подкупало всех, кто картину смотрел. Справедливости ради напомню, что
закадровый текст читает знаменитый Василий Качалов (тот самый, собаке которого Сергей Есенин посвятил стихотворение),
и его речь как раз по-мхатовски идеальна.
«Путёвка в жизнь» переняла многие приёмы из немого кино (порой ускоренное движение, музыкальные номера, местами чрезмерная мимика на грани пантомимы), но всё-равно была немыслимым для той поры новаторством. Ни режиссёры, ни операторы, ни звукооператоры ещё не умели работать со звуком и фактически вступили на тропу неизвестности, где каждый шаг мог обернуться как уникальным достижением, так и катастрофическим падением.
К счастью, у Николая Экка всё получилось, и его
«Путёвка в жизнь» оправдала своё название и открыла новую эру в кино.
В СССР картина вышла в прокат летом 1931 года и стала событием. Наверное, можно даже говорить, что
этот фильм — первый, подаривший нам крылатые фразы и песенные хиты, которые шагнули с экрана и зажили собственной жизнью.
В 1932 году «Путёвку в жизнь» оценили и за границей: на первом кинофестивале в Венеции зрители назвали его лучшим. Кстати, тема перевоспитания беспризорников потом ещё раз покорит зрителей, когда в 1966 году выйдет киноповесть «Республика ШКИД».
Кстати, лента Экка дала путёвку в жизнь будущим звёздам советского кино Георгию Жжёнову и Рине Зелёной. Вы разглядели этих актёров в массовке?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):