Найти в Дзене
dpmmax

Сосудистая деменция: клиника, часть первая

Теперь пора поглядеть, какие клинические картины рисует сосудистая деменция в зависимости от того, что именно с этими самыми сосудами головного мозга произошло.

И тут можно условно (поскольку, как всегда, есть нюансы) поделить картинную галерею на две неравные половины. В первую снесём те холсты, на которых клиника нарастает постепенно, исподволь. Такое обычно случается, когда с сосудами мозга происходит нехорошее, но происходит медленно и печально, без моментально и на глазах развивающихся катастроф. Либо когда такие катастрофы есть, но мелкие. Но много. Но мелкие и поодиночке не столь заметно влияющие на общее состояние и параметры памяти и интеллекта. Зато когда они повторяются, эффект копится — и знакомые черты деменции постепенно проявляются и становятся заметными.

Характерно, что чаще всего данные варианты деменции начинаются с психастенических явлений: это и повышенная плаксивость, когда слезы проливаются по любому несвойственному ранее поводу, будь то экранизированные страдания некой Кончиты (об ком, вы наверняка поняли), либо репортаж о героическом спасении забравшейся на дерево кошки (пожарные в мыле, дворовой электорат на подтанцовке, кошка в когнитивном диссонансе), и обидчивость, и повышенная утомляемость (особенно от людей и новостей), и легкая смена настроения (причем чаще в сторону его ухудшения), и повышенная раздражительность (с быстрым переходом в ту же слезливость).

Далее снижается память (закономерности те же — сначала на текущие и недавние события, затем — на давнишние), затем меняется мышление, становясь негибким, ригидным, похожим не столько на свободное парение ястреба, сколько на полет гордой птицы ежа: пнули — полетел, но низко и недалеко. В начале заболевания видно, что страдает больше память, чем интеллект, затем эта разница сглаживается. Следом за памятью (меня забыли!) начинает снижаться и интеллект: утрачиваются профессиональные и бытовые навыки, а за ними — и навыки элементарного самообслуживания.

Характерны светлые промежутки, когда симптомы словно отступают и перед нами вполне нормальный (ну, или почти нормальный) человек. Эти промежутки сменяются резкими ухудшениями состояния, причем эта смена четко заметна, поскольку происходит в считанные часы и даже минуты. Как правило, ухудшение соответствует сосудистому кризу.

Могут возникать галлюцинации, как слуховые, так и зрительные. Может присутствовать бред — причём чаще бытовой, про соседей-злодеев и родственников-сволочей. Тут всё зависит от того, какие области мозга (а также проводящих путей к этим областям) пострадали от нарушившейся сосудистой логистики.

Неврологические нарушения нарастают также постепенно: тут и тремор (дрожание) рук и головы, и шаткость походки, и широко расставленные ноги, и семенящие шажки. Ну и нарушение функции тазовых органов, конечно же: сначала учащённое мочеиспускание, а там и до недержания недалеко.

О второй половине, где всё происходит остро и быстро, поговорим в следующий раз.

***

и в порядке саморекламы:

Издана моя новая книга «Чумовой психиатр»

P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.

P.P.S. На моём же телеграм-ханале — самое свежее и много актуального из психиатрии. Ну и посмеяться тоже есть.

P.P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется новая книга. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.