А начну с более ранних событий.
Сталинград, декабрь 1940 года. Город готовится к новогодним праздникам, на улицах лежит снег.
15 декабря в Доме культуры Баррикадного района Сталинграда (сейчас - Краснооктябрьский район) выступил Симфонический оркестр Ростовской филармонии. Нельзя сказать, что событие рядовое - о концерте пишут в газетах.
В программе концерта - произведения Глинки и Даргомыжского: "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Украинский казачок". Дирижировал Павел Петрович Вальдгард, солировали К. А. Михайлова (лирическое сопрано), Н. А. Майле (меццо-сопрано), Н. В. Бочкарев (тенор).
Концерт в ДК Баррикадного района Сталинграда стал для симфонического оркестра вторым за несколько дней, первый прошел в Сталинградской филармонии.
Декабрьский концерт проходил в рамках "Декады советской музыки" - ежегодного смотра музыкальных коллективов в союзном масштабе, проводимого в начале зимнего сезона. Проведение первой Декады было приурочено к 20-летию Великой Октябрьской революции и представлял собой "массовый показ произведений, созданных советскими композиторами к этой знаменательной дате". До Великой Отечественной войны состоялось было организовано четыре декады, в 1940-м году состоялся последний "праздник музыки".
В местных газетах упоминались произведения, которые принесла декада 1940-го года в культурную жизнь Сталинграда: "21-я симфония Мясковского, фортепианный квинтет Шостаковича и скрипичный концерт Хачатуряна". Все эти произведения исполнялись в Сталинграде впервые симфоническим оркестром Ростовской филармонии под управлением главного дирижера лауреата 1-го Всесоюзного конкурса дирижеров Марка Павермана. Солировал профессор Московской консерватории лауреат международного конкурса пианистов Григорий Гинзбург.
Концерт симфонического оркестра прошел на "ура". О молодом дирижере писала "Сталинградская правда": "грамотно, толково раскрывает он симфонию, добиваясь тончайших нюансов, особенно пианиссимо".
Вернемся в июнь 1941 года.
17 июня 1941 года Симфонический оркестр Ростовской филармонии приехал в Сталинград с новым концертом. Как и в зимний сезон, в полном составе, не считая 5 солистов-вокалистов.
В газете "Сталинградская правда" в день проведения концерта помещена статья авторства дирижера оркестра Марка Павермана:
"Нами подготовлены: 5-я симфония Дворжака ("Из нового света"), Шотландская симфония - Мендельсона; целая программа на тему: "Шекспир и музыка" (куда вошли произведения Чайковского, Мендельсона, Николаи, Прокофьева, Шостаковича); отрывки из оперы "Евгений Онегин"; концертная программа из произведений Иоганна Штрауса и ряд других программ популярной музыки".
Читая критические отзывы на эти концерты, не могу не восхищаться слогом журналистов: волгоградские хроникеры, увы, так не напишут. Каждая из статей-рецензий дает профессиональную оценку как дирижеру и солистам, так и эмоциональный отклик слушателей.
Во время нахождения в Сталинграде артисты симфонического оркестра посещают Музей обороны Царицына им. товарища Сталина. В 1941 году музей посвящен истории революции и Гражданской войны в Царицыне и является самым посещаемым культурным учреждением в городе. Артисты посещают музей 19 июня 1941 года и один из них делает запись в "Книге записей впечатлений". В анонимно-коллективном отзыве артист благодарит экскурсовода и пишет, что в музей пришли лишь 1/3 оркестра, другие придут 23 июня.
Но 23 июня 1941 года изменило планы творческого коллектива и музея.
Музей к осени будет эвакуирован, в его стенах будет открыт госпиталь. Дирижер Марк Паверман отправится вместе с Ленинградским симфоническим оркестром в эвакуацию в Новосибирск. Там же, в Новосибирске, в 1943 году дирижер Павел Петрович Вальдгард станет одним из основателей Новосибирского театра оперы и балета. Пианист Григорий Гинзбург останется во время войны в Москве и продолжит преподавать в консерватории.
**Статья подготовлена в рамках проекта "Склоняю голову" - победителя 1-го грантового конкурса проектов 2024 года в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий Президентского фонда культурных инициатив