Найти в Дзене
Модный Подкаст

Этнический стиль в одежде: как азиатские мотивы влияют на мировую моду

Азиатская культура, с её богатым наследием, разнообразием традиций и уникальным художественным видением, на протяжении многих лет оказывает значительное влияние на мировую моду. В последние десятилетия азиатские мотивы становятся всё более заметными в коллекциях известных дизайнеров, а этнические костюмы превращаются в символы не только национальной идентичности, но и глобального стиля. Как реагирует рынок на появление азиатских мотивов в коллекциях западных брендов? В этой статье мы хотим подробнее исследовать этот феномен.

Исторический контекст

В конце XX века дизайнеры азиатских стран начали выходить на западный рынок. Первыми стали японцы. В 60-е в Японии случился «Кимоно Банарэ», в буквальном переводе:  «потеря интереса к кимоно, отторжение кимоно». Национальный костюм перестал быть «вещью, которую носят», он превратился в «вещь, которую положено иметь для особых выходов». Кимоно покупали, потому что так было положено, а не потому что это был личный выбор и желание. И дизайнеры страны восходящего солнца начали вдохновляться брендами американского денима, в частности Levi’s, адаптируя их силуэты под запросы местных жителей. Это были понятные и качественные для западной культуры вещи, поэтому японская мода начала активно экспортироваться за рубеж. Позже к японским брендам присоединились китайские и корейские.

На подиуме азиатские бренды появились в 1985–1990-х годах. Дизайнеры предложили новое прочтение трендов и привнесли идеи на мировой подиум. Например, Иссэй Миякэ показал, как можно работать с плиссировкой. Дизайнер-авантюрист Такада Кензо, о бренде «Kenzo» которого вы точно слышали, принес в высокую моду буйство текстуры и цвета. А модный бунтарь Ёдзи Ямамото вдохновился человеческим несовершенством и сделал асимметричную одежду. Именно азиатские дизайнеры привнесли в западную моду природные узоры, одежду из хлопка, пышные рукава, плиссированные шаровары и кимоно.

Традиционные костюмы, такие как кимоно в Японии, ханбок в Корее или чонсам в Китае, стали вдохновением не только для азиатских дизайнеров, но и для западных благодаря своей эстетике и символике. После появления на подиуме азиатских модельеров, дизайнеры из Парижа и Америки стали заимствовать элементы из азиатской моды и внедрять их в свои коллекции.

Самые яркие коллаборации

Применение ярких принтов, асимметричных силуэтов, необычных текстур, традиционной символики и национальных узоров  — все эти черты стали характерными для дизайнеров в начале XXI века. После появления на подиуме азиатских кутюрье, креативные отделы западных брендов поняли, что это может быть ценным сотрудничеством. И вот, в нулевых, начали появляться первые коллаборации. Расскажем о самых ярких сотрудничествах, которые оставили заметный след в индустрии.

Adidas x Ёдзи Ямамото

На пороге тысячелетия Ёдзи все реже замечал свою одежду на жителях Токио. Ее выместила контрастная полоска спортивных костюмов — так Ёдзи пришел к выводу: вернуть свои идеи на улицы Токио ему поможет adidas. На запрос о сотрудничестве компания ответила молниеносно: в 2001-м спортивный бренд создал обувь для показа Yohji Yamamoto, а в 2002-м уже возникла линейка Y-3.

Louis Vuitton x Такаси Мураками

В 2003 году партнерство с японским художником стало для французского бренда культовым. Эта коллаборация стала одной из самых продолжительных и заставила модниц по всему миру стоять в огромных очередях за вещами. Мураками рисовал рекламный ролик для Louis Vuitton, оформлял бутики, создал новый вариант паттерна. Совместные коллекции бренд и художник выпускали на протяжении 13 лет. Их сумки стали знаковыми для целого десятилетия. Художник оживил классические аксессуары легендарного бренда и привлек внимание средств массовой информации к Louis Vuitton.

Louis Vuitton x Яёи Кусама

В 2012 году Louis Vuitton выпустил коллекцию «Louis Vuitton & Yayoi Kusama», которая стала настоящим событием в мире моды и искусства. Каждый элемент коллекции был украшен узорами в стиле Кусамы, фирменными разноцветными точками. Женские сумки, аксессуары, одежду, украшения, парфюмерию и даже чемоданы украшал узор. Сотрудничество вызвало такой ажиотаж, что спустя десять лет, в 2022, команда вновь пригласила японскую художницу для создания новой коллекции.  На этот раз они пошли дальше: узор украсил не только коллекцию бренда, но и фасады бутиков модного дома. Коллаборация была презентована в Японии и Китае, где в магазинах были установлены движущиеся скульптуры художницы, это был настоящий перфоманс.

Dior x Хадзимэ Сораяма

Японский художник Хадзимэ Сораяма внес в коллекцию для Dior отчетливую ноту сексуальности. Его знаменитые образы вроде чувственного киборга и роботираннозавра сначала появились на футболках с логотипом марки, а затем Sexy robot перекочевала на подиум: ее 12-метровая фигура встречала гостей показа осень-зима — 2019 в Токио.

Loewe x Ghibli

Креативный директор Loewe Джонатан Андерсон является большим поклонником мультфильмов Хаяо Миядзаки. Так что появление одной в 2021 году, а затем другой капсульной коллекции с героями «Моего соседа Тоторо» и «Унесенных призраками» стало логичным продолжением его любви к миру, созданному японским режиссером-аниматором. Loewe и анимационная студия Ghibli вместе создали сумки с Юбабой, футболки с ду́хами сажи, свитер с Тоторо и рюкзак с Безликим.

Обвинение западных брендов в культурной апроприации

Не все дизайнеры выбрали путь коллабораций, некоторые из них только вдохновляются  культурой Центральной Азии и используют ее элементы в своих работах. Отдавая дань этностилю, который остается в тренде вне времени, не все дизайнеры указывают происхождение этих мотивов. Из-за этого в последние десятилетия на фоне глобализации и роста интереса к многообразию культур возник феномен «Культурной апроприации» — заимствование или использование элементов одной культуры членами другой культуры вне своего оригинального культурного контекста.

Так, в 2016 году дизайнера Марка Джейкобса обвинили в культурной апроприации из-за дредов на всех моделях, тогда как в показе участвовало только две темнокожие манекенщицы.

В 2018 итальянский модный дом Dolce & Gabbana запустил рекламный ролик, в котором китайская модель с большим трудом пытается есть палочками традиционную итальянскую еду — пасту и пиццу. Их тут же обвинили в издевательстве над китайской культурой, ведь палочки для еды — часть традиции, насчитывающей четыре тысячи лет. В результате  китайские торговые интернет-магазины сняли с продажи товары бренда, пришлось также отменить ближайший показ Dolce & Gabbana в Шанхае. Модный дом чуть не потерял один из крупнейших мировых рынков.

А в 2019 бренд Gucci столкнулся с негативной реакцией на показ моделей в сикхских тюрбанах. Сикхи по всему миру посчитали, что это оскорбительно, делать их религиозный символ модным аксессуаром и продавать его во всем мире как шапку.

В истории моды такое повторялось не раз: обвинения о неуместном использовании символов и значений были адресованы и таким брендам, как Prada, Loewe, Carolina Herrera и так далее.

Чтобы избежать обвинений в культурной апроприации, западные бренды научились подходить к использованию азиатских мотивов с уважением и пониманием. Стало проводиться больше исследований, увеличилось количество коллабораций с азиатскими художниками. Бренды начали открыто рассказывать, какими странами они вдохновляются в своем творчестве.

Азиатские мотивы в мировой моде представляют собой уникальное сочетание традиций и современности. Этнические костюмы становятся не только символами культурной идентичности, но и важными элементами глобального модного дискурса. Важно помнить, что мода — это не просто одежда — это способ рассказать историю о себе, своей культуре и своих корнях. Как это делают местные жители
Улан-Удэ, о красоте которых мы рассказали в серии «Красота по-бурятски» на нашем канале.