Найти тему
Лекторий Dостоевский

Первый нобелевский лауреат. Иван Павлов

Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов

Все предки будущего лауреата Нобелевской премии были священниками – как со стороны отца, так и матери. Иван родился в 1849 году в Рязанской губернии. И сам он, согласно вполне логичному для династии решению, в 15 лет поступил в Рязанскую духовную семинарию.

Семья Павловых. Иван стоит слева.
Семья Павловых. Иван стоит слева.

Но тут в руки семинариста попала книжка Сеченова "Рефлексы головного мозга". Юный не состоявшийся священнослужитель стал ярым рационалистом и в 1870 году поступил в Петербургский университет.

Та самая судьбоносная книга
Та самая судьбоносная книга

Павлову, как сыну (внуку и правнуку и т.д.) священника, нельзя было поступать на медицинский факультет. Врачебная практика словно бы вступала в противоречие с божественным промыслом. Поэтому Иван поначалу поступил на юридический факультет, а спустя 17 дней, найдя лазейку в законодательстве перевелся на медицинский факультет.

Наконец, Павлов с упоением смог отдаться науке, не обращая внимания на материальные и житейские проблемы. Но к 32-м годам ученого начало угнетать безденежье, ведь он собрался жениться. Серафима Карчевская была младше ученого на 10 лет, была из обедневшего дворянского рода и преподавала математику в сельской школе.

При этом, родители Ивана прочили ему в жены дочь чиновника. Павлов вопреки воле родителей,, уехал в Ростов-на-Дону и венчался там. Денег на свадьбу у него не было, молодоженов выручили родители Серафимы.

С Серафимой
С Серафимой

Своего дома у молодых не было, приходилось ютиться на казенной квартире у родственников. Часто супруги жили даже порознь у чужих людей. Но Серафима и Иван любили друг друга, в браке появилось пятеро детей. Первенец умер младенчестве, но позже родились еще четверо. Чтобы прокормить семью, жена Павлова подрабатывала репетиторством, несмотря на протесты Ивана Петровича, жалевшего супругу.

Но все когда-нибудь кончается и поре бедности пришел конец. В 1890 году ситуация изменилась – сорокалетний Павлов стал профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Через год он стал заведовать еще и лабораторией физиологии в Институте экспериментальной медицины. Ученый получил и средства на жизнь, и возможность проводить опыты.

Академия в наши дни
Академия в наши дни

Не отвлекаясь на постоянную нужду в деньгах, заниматься любимым делом. Теперь каждое лето Павлов с семьей снимал в Эстонии просторную дачу. Соседями так же были профессора, Ивану было с кем побеседовать. А еще кататься на велосипедах и гулять в лесу.

В 1892 году Павлов получил деньги от самого Эммануила Нобеля. Будущий лауреат премии имени Нобеля получил за помощь в ликвидации эпидемии холеры в Баку 10 000 рублей. Сегодня специалисты приравнивают эту сумму к 11 млн.рублей. В Баку строили нефтяные предприятия Нобелей, доход от которых, кстати, и составил значительную долю будущего фонда Нобелевской премии. Ее и учредили спустя девять лет. Впоследствии с начала учреждения премии, Павлова номинировали на нее четыре года подряд.

Эммануил Нобель
Эммануил Нобель

Тем временем, почти все полученные от Нобеля деньги ушли на обустройство экспериментальных лабораторий. Последующее десятилетие Павлов занимался вивисекцией – проводил операции на сотнях собак, исследуя физиологию пищеварения. Павлова интересовало, как еда возбуждает секрецию пищеварительных соков. И именно за эти исследования в 1904 году он, наконец получил Нобелевскую премию.

Павлов с коллегами и героической собачкой
Павлов с коллегами и героической собачкой

В пересчете на рубли премия составила более 70 тысяч. Через год Павлов получил еще 50 тысяч рублей – уже от русского мецената Христофора Леденцова. Вскоре на ученого словно из рога изобилия посыпались всевозможные почести. Павлов был избран членом Санкт-Петербургской академии наук, Парижской академии наук, Ирландской академии наук. И еще почетным профессором Московского университета.

За рубеж Павлов не уехал, несмотря на заманчивые предложения и грядущие недобрые перемены на Родине. У него и в России все складывалось прекрасно. Но вот, грянула революция и академик и лауреат снова остался ни с чем. Павлову пришлось разбить огород во дворе своего института, чтобы прокормить семью. В то время два его сына служили в белой армии, один из них умер от тифа.

Павлов не принимал советскую власть. «Да пусть лучше расстреляют. Зато я сделаю свое дело. И ну, уже нечего терять, уже 70 лет, жизнь прожита».

И все же в России понимали уровень важности достижений ученого. Ленин распорядился создать Павлову особые условия, чтобы он стал лицом советской науки. И даже квартиру ученого в Доме академиков решили не уплотнять – по тем временам неслыханная удача.

Более того, по личному распоряжению Ленина Павлову (и его собакам!)было предоставлено два академических пайка. Когда один из академиков сказал ему: »возьмите меня в свои собаки» , Павлов написал гневное письмо и попросил уравнять его со всеми другими академиками. В результате Павлов добился того, что все питерские ученые получили спецпайки.

В 1925 году он возглавил Институт физиологии Академии наук СССР, которым руководил до самой смерти. Примерно тогда же ученый основал биологическую станцию в Колтушах под Ленинградом. В его лаборатории создали все условия для длительных экспериментов над животными. Помимо собак, там были козы, шимпанзе. Закономерности возникновения рефлексов – едины для всех живых существ. Психика человека тоже зиждется на рефлексах.

Биологическая станция в Колтушах - сегодня Институт физиологии им. Павлова
Биологическая станция в Колтушах - сегодня Институт физиологии им. Павлова

На содержание научно-экспериментального городка в Колтушах ежегодно выделяли по миллиону рублей.

В 1936 году, в возрасте 87-ми лет, Иван Павлов скоропостижно скончался от пневмонии. До последнего вздоха он оставался ученым. Подобно истории Чехова, его смерть обросла курьезными легендами. Согласно одной из них, Павлов попросил своих учеников фиксировать все стадии его перехода в иной мир.

Великолепный портрет Ивана Петровича Павлова кисти Михаила Нестерова
Великолепный портрет Ивана Петровича Павлова кисти Михаила Нестерова

В момент, когда руки Павлова стали кочeнеть, кто-то позвонил в дверь. Один из студентов вышел к посетителю и сказал: «Извините, но академик сейчас очень занят. Он умирaет».