Найти тему
BFM.ru

Российские школьники массово заинтересовались творческими профессиями

Business FM поговорила с теми, кто учит студентов творческих вузов, и с теми, кто потом работает с выпускниками

   Киселев Сергей/Агентство «Москва»
Киселев Сергей/Агентство «Москва»

Конкурс по истории искусств и гуманитарным наукам в профильных вузах в этом году составил от 16,1 до 31,7 человека на место. Об этом в интервью «Российской газете» рассказала министр культуры России. По словам Ольги Любимовой, такой результат в ведомстве видят впервые.

По данным Минкульта, в стране выросла потребность в музыковедах, высокопрофессиональных специалистах по истории искусств. И школьники на это откликнулись. Но в топе традиционно актерское мастерство. Конкурс — почти 200 человек на место с учетом отборочных туров. Растет востребованность других киноспециальностей. Конкурс по направлениям «Режиссура кино и телевидения» — 15,3 человека на место, «Драматургия» — 13,7, «Киноведение» — 11,9, «Кинооператорство» — 10,8.

По словам экспертов, с одной стороны, дети и их родители видят, как активно развивается отрасль, сколько и с какой периодичностью снимается новых фильмов и сериалов. Они понимают, что в индустрии сегодня много денег. И не так много идей. Но с другой — те, кто учит сегодняшних студентов, и те, кто потом работает с выпускниками творческих вузов, говорят, что сами ребята идут туда не за профессией. И даже не за славой и деньгами. Они идут сразу за картинкой в запрещенной соцсети. Потому что именно там они себя представляют. Сразу. Не на театральной сцене, не на большом экране, а сразу на фоточке или в сторис. Желательно в частном джете, но сойдет и Rolls-Royce.

Есть, впрочем, и другая мотивация, рассказывает режиссер, федеральный эксперт в области профессионального образования, доцент ВГИКа Виталий Калинин:

Виталий Калинин режиссер, федеральный эксперт в области профессионального образования, доцент ВГИКа «У меня сейчас четвертый курс. Они объясняют это, когда я задаю вопрос: «А зачем вы идете в эту профессию?», они говорят: «Прикольно, разнообразно и не скучно». В основном школьники идут, это правда, так и есть. Школьники не очень представляют, что такое эти сложные профессии, режиссура и вообще что такое экранное искусство. И малое количество из них действительно представляет свою будущую жизнь. С другой стороны, у них есть то, что называется неожиданным креативом. Они могут предложить какую-то новую идею, но реализовать ее они не могут. Как только все переходит в разряд воплощения, то есть нужно готовить съемочную группу, нужно переделывать сценарий, нужно переделывать пятое-десятое, они к этому не готовы. Они думают, что это просто интересная и прикольная профессия».

И в итоге, например, театральный продюсер Леонид Роберман крайне недоволен качеством выпускников творческих вузов. Но тут у него больше вопросов не к самим выпускникам и даже не к тем, кто их учит, а к тем, кто учил тех, кто преподает сегодня. По мнению Леонида Робермана, настоящих мастеров осталось немного. И в целом его не удивляет то, что кино и театр сегодня получают на выходе.

Леонид Роберман театральный продюсер «Сейчас нет необходимости в штучных артистах, избранных артистах. Сейчас важны некий средний уровень, способность более-менее органично сыграть. И этим удовлетворяются».

То есть статистически шансов попасть в профессию и даже закрепиться в ней на каком-то среднем уровне стало больше. Но конкретными цифрами этого не подтвердить. Творческие профессии — территория, закрытая для анализа, признают эксперты рынка трудового найма. На сайтах такую работу не ищут. Сколько зарабатывают представители большинства таких профессий — непонятно: тут все очень индивидуально. Но негласная статистика о том, что звездами становятся максимум пять человек с курса, притом что поступать пробовали тысячи, не меняется, говорят собеседники Business FM.

Куда идут те, кто не добился успеха с дипломом творческого вуза, тоже неизвестно. Разочаровавшись, человек переучивается на условного бухгалтера, и диплом условного киноведа в резюме больше не упоминает, рассказывает руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова. При этом дипломированный специалист по истории искусств без работы не останется, продолжает она:

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob «Скорее всего, его и в средней школе примут с распростертыми объятиями. Понятно, что у нас развивается туристическая отрасль, и необходимость в экскурсоводах и вообще в людях, которые занимаются всеми интересными для внутреннего туризма вещами, в последние годы возрастает. Поэтому я думаю, что совсем без работы люди не останутся. Будет ли это работа такой, какой я ее представляю на момент поступления? Наверное, нет».

Впрочем, у тех, кто не про «звезду в запрещенной соцсети», а именно про культуру и искусство, становится больше шансов устроиться и по профессии. Люди, в том числе в регионах, видят, как ранее заброшенные дома культуры модернизируются и становятся реальными центрами притяжения — причем как в небольших поселках, так и в крупных городах. И там хочется работать. Как результат, по направлению «Социально-культурная деятельность», где учат будущих сотрудников домов культуры, детских творческих школ и так далее, конкурс в этом году составил почти 11 человек на место.