Интерес читателей журнала к статьям из подборки "Листая старые журналы", а также неослабевающий интерес к космической тематике побудили автора к написанию статьи о том, что писалось в отечественных и зарубежных журналах о космонавтике в 1964 году - ровно 60 лет назад.
При написании статьи автор постарается соблюдать хронологию событий и представить описание некоторые из них с обеих сторон (нашей и американской). Некоторые события будут представлены комплексно, с частичным нарушением хронологии.
Но сначала вспомним, каким был 1964 год для мировой космонавтики. Это был год, когда первое поколение космических кораблей уже перестало летать, а второе поколение ещё не было окончательно готово. В этот год был только один пилотируемый космический полет - советского многоместного корабля "Восход-1", который являлся по сути переделанным под размещение трех человек кораблем "Восток". Это было сделано с целью не упустить лидерство в космосе, поскольку в США уже заканчивалось создание двухместного корабля "Джемини" (в апреле 1964 года корабль "Джемини-1" совершил космический полет в беспилотном режиме).
С этого года Советский Союз стал терять свои лидерские позиции в деле освоения космоса, так как американцы испытали новую ракету-носитель "Сатурн-1", превосходящую ракету "Восток", а корабль "Восход" явно проигрывал новому американскому кораблю "Джемини" - тот мог маневрировать на орбите и даже осуществлять стыковки, а корабль "Восход" ничего из этого совершить не мог. Поэтому программа "Восход" быстро сошла на нет, чтобы не отвлекать силы и средства от создания уже принципиально нового корабля, получившего в дальнейшем имя "Союз". Кроме программы "Джемини" американцы работали и над программой "Аполлон", предусматривающей высадку человека на Луне до конца текущего десятилетия. Так обстояли дела с пилотируемыми программами. Кроме них осуществлялись и программы исследования Луны с помощью автоматических станций (советская программа Е-6 "Луна", предусматривающая мягкую посадку на поверхность Луны и американская программа "Рейнджер", предусматривающая фотографирование поверхности Луны с близкого расстояния перед столкновением аппарата с поверхностью).
Кроме этого производились запуски и искусственных спутников Земли для различных целей. Таково вкратце было состояние мировой космонавтики на 1964 год. А теперь давайте начнем читать старые журналы, вышедшие в том году.
Первые номера журналов за 1964 год в большей степени посвящены событиям года ушедшего или какому-то юбилею в начавшемся году. Так бракосочетание двух советских космонавтов: Андриана Николаева и Валентины Терешковой состоялось 3 ноября 1963 года, однако в первом номере журнала "Советское фото" публикуется фотография с этой свадьбы. Автор снимка - известный журналист Василий Песков.
В первом за 1964 год номере журнала "Смена", праздновавшем в том году свое 40-летие (о публикации 1969 года в этом журнале была предыдущая статья автора) небольшая заметка об изменениях в жизни страны за эти годы. И эти изменения тоже связаны с космонавтикой: от фантастического рисунка космической ракеты в одном из первых номеров журнала за 1924 год к фотографиям Юрия Гагарина и взлетающей ракеты в номерах за 1961-1963 годы.
Журнал "Наука и жизнь" в номере первом за 1964 год публикует небольшую заметку "Первые снимки Земли с высоты", посвященную 125-летию фотографии. В ней приводятся фотографии, сделанные с высоты: фотография Парижа, сделанная в 1858 году с воздушного шара, фотография Земли, сделанная в 1961 году Германом Титовым во время полета на космическом корабле "Восток-2", а также снимки Луны, сделанные в 1863 году с Земли и в 1959 году с борта АМС "Луна-3" (обратная сторона Луны).
Ради объективности следует сказать, что первая фотография Земли из космоса была сделана не в 1961 году, а 24 октября 1946 года во время суборбитального полета американской баллистической ракеты V-2 №13 (на самом деле это была трофейная немецкая ракета Фау-2).
Но, как читатель наверно понимает, такую информацию советскому человеку предоставить было невозможно. По идеологическим и политическим причинам.
Больше с политикой , а не с космосом связана и заметка из американского журнала "LIFE " - в начале 1964 года Джон Гленн (первый американец, совершивший орбитальный космический полет) решил уйти из отряда астронавтов и заняться политикой. Забегая вперед надо сказать, что только через десять лет, в 1974 году ему удалось стать сенатором от штата Огайо (оставался на этом посту до 1999 года). А свой второй полет он совершил в 1998 году на корабле "Дискавери" в весьма почтенном возрасте. Но пока на дворе 1964 год, и Джон Гленн пробует себя в политике, о чем и повествует статья в журнале.
Но вернемся к делам космическим. Конец января 1964 года ознаменовался для США двумя важными запусками. 29 января 1964 года состоялся запуск ракеты-носителя "Сатурн-1" в рамках программы "Аполлон". Запуск впервые был осуществлен с двумя штатными ступенями - первой (S-I) и второй (S-IV). Запуск прошел успешно: ракета вывела на орбиту полезную нагрузку весом 16965 кг - это означало, что США догнали Советский Союз по грузоподъемности своих ракет. Сообщение об этом было размещено в журнале "LIFE " в номере от 7 февраля 1964 года, а для советских людей - в номере журнала "Америка" за май того же года.
Вторым важным запуском явился пуск 30 января 1964 года к Луне космического аппарата "Рейнджер-6", который хотя и не передал изображения поверхности Луны из-за отказа телевизионных камер, но его полет впервые для США проходил по программе, близкой к расчетной. Об этом полете рассказывается в заметке из журнала "LIFE " в номере от 14 февраля 1964 года.
В тот же день, но в Советском Союзе с космодрома Байконур одной ракетой-носителем "Восток"(8К72К) были запущены сразу два спутника: "Электрон-1" и "Электрон-2". Об этом читателям сообщил журнал "Наука и жизнь" №2 за 1964 год.
Это были первые два из серии четырех спутников для исследования радиационных поясов Земли и связанных с ними физических явлений. Программа предусматривала исследование частиц радиационных поясов малых и больших энергий, магнитного поля, космических лучей, коротковолнового излучения Солнца, микрометеоритов. Один спутник исследовал внутренний, а другой внешний радиационный пояс, в соответствии с этим были выбраны и параметры их орбит.
"Электрон-1" проработал два месяца до 27 марта 1964 года (485 витков), а "Электрон-2" - пять месяцев до 30 июля 1964 года (164 витка). Отказы спутников были связаны с нехваткой электропитания из-за деградации солнечных батарей. В июле того же 1964 года были запущены спутники "Электрон-3" и "Электрон-4", аналогичные первым двум. Интерес к изучению радиационных поясов Земли был не случаен - СССР, также, как и США, готовился к пилотируемому полету к Луне. По поводу запуска и первых данных со спутников "Электрон" в Академии наук СССР прошла пресс-конференция о которой сообщил издаваемый Академией наук СССР журнал "Природа".
От себя добавлю, что изучение радиационных поясов Земли началось с их открытия в 1958 году, однако некоторые категории граждан до сих пор не знают, как эти пояса воздействуют на живые организмы.
В одном из февральских номеров журнала "LIFE " публикуются фотографии трасс искусственных спутников Земли "Эхо-1" и "Эхо-2" на фоне звездного неба.
Эти спутники были разработаны и запущены в космос для исследований в области спутниковых космических ретрансляторов. Они представляли собой надувные баллоны: сферу из тонкой полиэфирной пленки (толщина 0,0127 мм) с алюминиевым напылением для отражения радиосигнала.
Спутник "Эхо-1" находился на орбите с 1960 по 1968 годы, "Эхо-2" - с 1964 по 1969 годы.
В это же время в журнале "Популярная механика" №2 за 1964 год печатаются материалы о проектах "Джемини" и "Аполлон".
Если до реализации программы "Аполлон" было ещё далеко и там пока выбирали расположение астронавтов в кабине командного модуля:
то программа "Джемини" находилась в финальной стадии разработки. Заметка в этом же номере журнала рассказывает о планируемой стыковке корабля "Джемини" со специальным спутником, запущенным для этого на орбиту. Осуществить сближение и стыковку должен был помочь специальный радар.
О скором начале пилотируемых полетов свидетельствует и публикация журнала "LIFE " - "Подобрана пара для "Близнецов"". Эта игра слов (по англ. "Джемини" - "Близнецы") сообщает о первом экипаже первого американского двухместного космического корабля - в его состав вошли Вирджил Гриссом и Джон Янг.
Единственная статья в нашем обзоре из западногерманского журнала: журнал "Der Spiegel" ("Зеркало") публикует статью об Ойгене Зенгере - австрийском ученом-физике в области ракетной техники, автора проекта "Серебряная птица" (проект высотного частично-орбитального бомбардировщика космолета во времена Третьего Рейха), скончавшегося 10 февраля 1964 года.
В июле 1964 года у американцев наконец-то полный успех после стольких лет разочарований: космический аппарат "Рейнджер-7", запущенный 28 июля 1964 года полностью выполнил поставленную перед ним задачу - передал на Землю изображения поверхности Луны в месте предполагаемой посадки лунного модуля по программе "Аполлон". Об этом успехе читателям рассказывают в номере от 14 августа журнала "LIFE ".
Советские люди узнают об этом событии из очередного (№97) номера журнала "Америка", а также из издания Академии наук СССР - журнала "Природа", в котором выходит статья о результатах этого полета. В статье рассказывается о рельефе Луны в точке падения аппарата, о причинах возникновения различных видов лунных кратеров, о свойствах лунной пыли.
Также обретает окончательные черты ракета-носитель "Сатурн-5", о чем повествует своим читателям журнал "LIFE" в статье "Революции не будет - она уже произошла".
Этим же убеждением, что цель будет достигнута, пронизана статья тогда ещё не летавшего астронавта Пита Конрада "Мы будем на Луне" в номере от 2 октября журнала "LIFE ".
В статье дается изображение лунного модуля, каким его представляли в 1964 году. А слова астронавта оказались пророческими - в ноябре 1969 года Пит Конрад в качестве командира корабля "Аполлон-12" высадился на поверхность Луны.
Свою лепту с ознакомлением советских читателей с элементами лунной программы США внес и журнал "Огонек". На его страницах появилась фотография тренажера-имитатора лунного модуля.
Но советским людям продолжают внушать, что советская космонавтика - безусловный лидер в деле освоения космоса. И что характерно - на тот момент это чистая правда. Только люди, непосредственно связанные с космосом (например генерал Каманин), понимают, что это лидерство уже не надолго, что скоро США нас в космосе обгонят. А пока "все мировые и абсолютные рекорды в космосе принадлежат советским летчикам-космонавтам".
А в Москве заканчивается сооружение монумента "Покорителям космоса", о чем информирует читателей журнал "Огонек" №35 за 1964 год. Так получилось, что автор этой статьи видел сооружение этого монумента своими глазами, примерно так, как показано на фотографии из журнала. Было это в конце лета 1964 года. Монумент был открыт 4 ноября 1964 года, уже после седьмой годовщины запуска первого искусственного спутника Земли.
12 октября 1964 года состоялся запуск космического корабля "Восход-1" ("Восход-3КВ" №3) с космонавтами Комаровым, Феоктистовым и Егоровым. Как известно, полет корабля "Восход-1" продолжался одни сутки с 12 по 13 октября 1964 года. Несмотря на небольшую продолжительность полёта, космонавты стартовали при Хрущёве, а докладывали о результатах полёта уже Брежневу, поскольку на следующий день после их посадки Хрущёв был смещён со всех своих постов на Октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1964 года.
В результате после приземления космонавты не были сразу приняты главой Советского Союза, как это практиковалось при предшествующих полётах - торжественная встреча в Москве экипажа "Восхода-1 " состоялась только 19 октября 1964 года.
На это, естественно, обратили внимание за океаном. Журнал "LIFE" поместил репортаж о встрече космонавтов в Москве под несколько странным заголовком "Хрущев сопротивлялся, но голосование было за"
Теперь группа летавших советских космонавтов выглядела так:
Советские люди в то время не знали космонавтов, только проходящих подготовку к космическому полету. Иначе было у американцев. Там страна знала всех своих героев. В конце 1964 года в США на Арлингтонском кладбище похоронили Теодора Фримена - первого погибшего астронавта из отряда НАСА, так и не полетевшего в космос. 31 октября 1964 года при заходе на посадку самолета Т-38, который пилотировал Фримен, в фонарь его кабины попал белый гусь, осколки плексигласа затянуло в воздухозаборник, что вызвало пожар обоих двигателей. Теодор Фримен катапультировался после того, как отвел самолет от зданий (!), но из-за малой высоты и угла к горизонту парашют не смог полностью раскрыться.
И, чтобы не заканчивать статью на такой печальной ноте, в заключение немного юмора 1964 года на космическую тему:
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.