Practice makes perfect.
Cовершенство достигается постоянной тренировкой.
Ребёнок плохо читает? Не спешите отдавать его на курсы скорочтения! "Не умеешь что-то делать – просто делай, старайся! И делай как можно быстрее!" Так, что ли?.. Мозг учится, в том числе и бездумно (тупо, как говорят в народе) на большом объеме практики. Но абсурдность такого подхода в обучении (и в том числе чтению) очевидна. Все дети разные. У каждого из них может быть свой камень преткновения на пути к освоению навыка чтения. У одного затык может происходить ещё на этапе распознавания букв. У другого – сложности со слиянием звуков. У третьего – проблема с чтением слов из 3-х и более букв. Ну не может он сообразить, как прочитать слово "она": здесь тебе и закрытый слог «он» и открытый слог «на». Если у ребёнка проблемы с чтением, то нужно тренировать не скорость чтения и понимание текста, а технику. А что нужно для тренировки? Правильно – тренажёр! Но тренажёр правильный! "А что, тренажёр может быть неправильным?" – спросите вы. Может!
- Не всё то тренажёр, что им называется. Хвалёные современные буквари, именуемые букварями-тренажёрами, могут таковыми не являться вовсе. Просто постепенно увеличивать сложность (от буквы к буквосочетаниям и словам из двух, трёх и так далее букв) недостаточно. Целые листы со словами не делают из букваря тренажёр. И "постепенно" в них довольно условно: переходы к новому осуществляются достаточно быстро. "Сидеть" на одной странице просто не получится – ребёнок быстро выучит её наизусть, и вся польза от занятий пропадёт.
- Не всё, что является тренажёром по сути, тренажёром называется. Например, набор кубиков Чаплыгина или Зайцева – самый настоящий тренажёр (не больше и не меньше). А последние версии кубиков Чаплыгина из дерева с магнитами и пластика с типовым креплением легко заменить любым простым набором букв (что преподаватели и делают). Почему? Станет понятно по прочтению статьи.
- Сам по себе тренажёр не является залогом успеха. Тренировки тренировкам рознь. Здесь вполне может быть как в басне Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки». Зато если использовать правильный подход с "секретным ингредиентом", то могут не понадобиться условные "10 000 часов" занятий (сколько потребовалось большинству, использовавшему типовые методики обучения). Нельзя обойтись без тренажёра, но и одним тренажёром тоже не обойтись.
Тренировка VS Практика
Мы всё-ещё находимся во власти теории 10 000 часов: если долго мучаться – что-нибудь получится! Мало кто знает, что эта теория родилась на основании исследований шведского психолога из Университета штата Флорида Андерса Эрикссона и что сам учёный её раскритиковал. Об этом вы можете прочитать в его книге «Максимум. Как достичь личного совершенства с помощью современных научных открытий». Так вот, практика в чистом виде навыки не развивает! Пианист-любитель, окончивший в детстве музыкальную школу и 30 лет исполняющий один и тот же набор композиций, играет на фортепиано ничуть не лучше, чем 30 лет назад – даже несмотря на то, что у него за плечами 10 000 часов занятий. Скорее всего он играет даже хуже, чем в подростковом возрасте.
Вот выдержка из упомянутой выше книги А. Эрикссона: «Если вы хотите усовершенствовать свою игру в шахматы, вам нужно не просто играть, а изучать партии гроссмейстеров. Если хотите лучше играть в дартс, не стоит идти в бар с друзьями и там играть на выпивку, лучше наедине с самим собой отработать нужные движения, с каждым броском стараясь попасть в разные точки доски. То же самое и с боулингом: играя каждую неделю со своими приятелями, многого вы не добьетесь. А вот если останетесь на дорожке в одиночестве и сумеете отработать удары так, чтобы шар катился точно туда, куда вам нужно, тогда успех не за горами».
Иными словами, нужна не практика, а тренировки. Какие именно – давайте разбираться.
Тренировку легко спутать с практикой. В английском языке и для первого, и для второго используется слово practice, поэтому в переводной литературе можно встретить слово «практика» вместо «тренировка», хотя это не одно и то же. Тренировкой принято считать такие упражнения, которые отвечают базовым принципам выработки навыка:
1. изоляция;
2. интенсивность;
3. качественная обратная связь.
Как вы понимаете, практика в чистом виде (в нашем случае – просто читать) этим принципам не соответствует. Вы же не стали с годами читать 700 слов в минуту? На эту скорость вышли только те, кто целенаправленно тренировался, используя специальные упражнения. Так и ребёнок: без целенаправленных тренировок он рискует застрять на чтении по слогам*. На год! И это считается нормой. Год (а может и больше) мучений для него и всех окружающих. Так себе перспектива, правда?
______________
*Здесь имеется в виду чтение по слогам в привычном понимании – как прерывистое скачкообразное чтение слов вместо требуемого слитного. А вы знали, что если ребёнок читает более или менее слитно, но при этом сбивается на так называемое «орфографическое» произношение» (читает буквально как написано, например, "молоко" вместо "малако" [мълако]), то он читает по слогам? Только чтение по слогам допускает такое произношение: каждый слог рассматривается как отдельное слово, в котором гласная является ударной и поэтому читается, как пишется.
Да, навык можно сформировать за счёт большого (зачастую о-очень большого) объёма практики. На вебинаре об орфоэпически правильном произношении слов русского языка одного, скажем так, широко известного в определённых узких кругах специалиста тот высмеивал "детей рабочих и крестьян" за их произношение и демонстрировал, как надо. Единственный, по его убеждению, верный вариант освоить правильное произношение во взрослом возрасте – слушать его многочасовые записи, на которых он медленно и утрированно начитывает текст.
Я полностью разделению позицию специалиста относительно важности орфоэпически правильного произношения слов: это социальный лифт (вспомните фильм «Моя прекрасная леди» (1964), основанный на пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»), показатель образованности. Один известный певец сказал, что если, прощаясь с девушкой, он услышит из её уст "созвОнимся", то больше она его не увидит. Кстати, специалист тоже предупредил, что произношение может разрушить семейную пару: если человеку будет постоянно резать слух неправильное произношение его второй половины, а переделать не удастся, то пара рано или поздно с большой вероятностью распадётся.
Но я не могу согласиться с методом специалиста. Да, так называемое «московское произношение», на которое до революции опиралась наша орфоэпия и, в частности, практика театров, было живым произношением коренных московских дворянских и купеческих семейств, которому не учились, а которое всасывали, так сказать, с молоком матери. Хотите, чтобы этот способ стал доступен вашему ребёнку, учите правила и исправляйте свою речь, включайте ему сказки и рассказы, начитанные профессиональными дикторами. Это учёба на большом объеме практики. И это работает. Но только в раннем детстве. Вышли из этого возраста – всё меняется. Остаётся только один из двух вариантов. Если хотите учиться как дети, альтернативы нет – слушайте многочасовые записи специалиста, на которых он медленно и утрированно проговаривает звуки. Последнее – не дурь и не прихоть. Дело в том, что уши взрослого уже "не те" (на самом деле, мозг не тот). Среднестатистическому взрослому человеку почти невозможно избавиться от акцента в иностранном языке, а также трудно научиться различать некоторые звуки иностранного языка, которых нет в родном. Но если бы этот гипотетический взрослый родился в стране иностранного языка, то освоил бы его как носитель (хоть английский, хоть китайский). Вот почему с полугода нужно учить не чтению, а языкам (как вырастить билингва даже не говорящим по-английски родителям почти без вложений средств, как материальных, так и временных, я расскажу в одной из следующих статей). Ну а если хотите учиться как взрослые, придётся учить правила и тренироваться их применять. Последнее, к сведению, намного легче и быстрее. Ещё легче и ещё быстрее, если подключить "секретный ингредиент", о котором я расскажу позже. Кстати, на одном из последующих вебинаров специалист показал таки свой вариант таблицы с правилами. Так вот, там все гласные звуки в слабой позиции в синтагме сводились к одному звуку [ъ], который представляет собой нечто среднее между [а] и [ы]. И что тут сложного?! Зачем нужно слушать многочасовые записи, чтобы это выявить?!
Если ребёнок плохо читает, то курсы скорочтения, ему, скорее всего, не помогут. Недавно в интернете мне попалась статья Натальи Сизенцевой «Чему я научилась на курсе скорочтения?».
Наталья пишет: «Курс скорочтения я проходила уже будучи взрослой, это было оффлайн, длилось полгода, 3 раза в неделю занятия по полтора часа: пальчиковая гимнастика, рисование и письмо левой рукой, мозаика, асинхронная работа руками (спец упражнения) и только в конце занятия - собственно чтение. И я полностью согласна с моим преподавателем, что скорочтение – это побочка, главное там в другом – нужно соображать быстрее, быть цепче, лучше фокусироваться и концентрироваться и т. д. Я перестала читать «языком», переключилась на глаза, хотя привычка все одно – лезет периодически. Поэтому управление скоростью – это про «выключение» языка из процесса. В целом, я теперь умею пролистывать «воду». К сожалению, она есть почти везде (особенно в иностранной литературе), поэтому сильно радует, когда ее мало или нет вообще. И это как раз те книги, которые нужно прорабатывать (ниже опишу свою классификацию). Поправка на личные обстоятельства - у меня уже довольно неплохо была сбалансирована работа полушарий и развиты руки, потому что я 16 лет была в музыке (я в том числе учитель музыки - игра на фортепиано, хорошее абстрактное мышление, выпускной концерт в универе в формате сольного концерта). Это развивает и руки, и голову (лучше межполушарные связи, более сбалансированное развитие полушарий и т. д.). Поэтому, можно сказать, я готовилась к скорочтению всю жизнь. Не могу сказать, что я выжала из того курса все, мне было лень делать кое-какие упражнения по расширению периферического зрения дома, но иногда я случайно при чтении замечаю, что глаза «перестраиваются» или автоматом отключается язык. И я понимаю, что при желании я могу достроить и доработать модель своего скорочтения. Благо, уже знаю, что нужно делать».
«Теперь я знаю, что нужно делать… Теперь у меня на руках куча полезного материала…», – такое я уже слышала от человека после курса английского языка. Ну-ну… Осталось дело за малым, да?!. Надо просто сесть и заниматься… И что, честно-честно, будете это делать?
Интересно, что курсы скорочтения для детей не отличаются от аналогичных курсов для взрослых. А должны! У детей проблема возникает ещё на уровне техники. Если нет умения (ребёнок не умеет читать), о каком навыке быстрого чтения можно говорить?!. Странно, что организаторы курсов скорочтения для детей этого не понимают и используют те же упражнения, что и для взрослых, не решив проблем с техникой.
Вот с чем столкнулась я лично, решив отдать своего читающего сына-билингва, растущего в немецкоговорящей среде, в русскую онлайн школу скорочтения. В рекламе школы её основатель (так она представилась) заявляла об использовании УНИКАЛЬНОЙ методики, которая позволяет увеличить скорость чтения уже после первого этапа в 2-3 раза, а после завершения всех этапов – до 700 слов в минуту. На бесплатном пробном уроке меня заверили, что нечитающие 6-летки за первый этап обучения (10 занятий – 2,5 мес.) у них начинают читать до 60 слов в минуту. Я поверила. И что?.. Упражнения оказались самыми типичными для школ такого рода: таблица Шульте, найди слова в цепочке букв, прочитай перевёрнутый текст, Мемори (Память) и т. п. Вся уникальность сводилась к тому, что занятия проходили в специальном красочно оформленном электронном приложении. От родителей требовалось только обеспечить доступ к компьютеру для выполнения домашнего задания (даже контролировать не надо было – преподаватель видела, что и как выполняет ученик). Должна признать, мне понравилась одна фишка, которая отлично мотивирует делать домашнее задание каждый день: если не сделать вовремя, то оно исчезает и возможность заработать баллы (на которые потом можно поиграть) пропадает. Более того, всем однокашникам видно, сколько домашних заданий ты сдел(-а). С использованием той же платформы и тех же заданий раз в неделю проходил онлайн урок в минигруппе с преподавателем. По его окончанию преподаватель лично давал каждому родителю обратную связь. Догадайтесь, что он говорил… Конечно, только хорошее. Так что смысла в этом никакого не было – только отнимали лишнее время у преподавателя и родителей. Какого же было моё разочарование, когда после 2,5 месяцев занятий скорость чтения у сына не изменилась. И не то чтобы она была изначально высокой. Вовсе нет!
Хочу ещё кое о чём вас предупредить! Будьте осторожны: если ваш ребёнок вдруг воспылал особой любовью к курсам, педагогу или няне, возможно, за этим стоит какая-то уловка! Например, в школе скорочтения за выполнение заданий давалась возможность просто поиграть в компьютерную игру (не имеющей отношения к обучению). Причём, это не обсуждалось с родителями и согласия никто не спрашивал. Ещё я слышала историю, как няня в одной состоятельной семье пыталась найти особый подход к своей воспитаннице: она, невзирая на запрет мамы, кормила ребёнка конфетами и предлагала держать это в секрете.
Чтобы снять возражения (я точно знаю, что у бизнесменов в сфере скорочтения оно появится – с этим я уже столкнулась), оговорюсь, что набирались группы именно детей-билингвов, хотя, на самом деле, детям-билингвам не нужны какие-то специальные методики (а их и нет), основная проблема – это словарный запас. Общий объем слов, которые ребёнок должен знать к определённому возрасту, делится, причём непропорционально, между двумя языками. По мере взросления это компенсируется, и на выходе получаются люди, владеющими 2-мя родными языками. И да, нет никакой разницы в том, обучают тебя, сидя физически перед тобой или по ту сторону экрана. Проблема – в самой методике преподавания.
Есть такое интересное выражение: мы ездим по устаревшим дорогам на машинах будущего со скоростью настоящего. Так вот, складывается впечатление, что современные школы работают, используя методики прошлого (рассчитанные на долгую кропотливую работу), технологии будущего (онлайн, красочно, с мультипликацией и игровыми механиками, что создаёт ложный "вау-эффект" нового и прогрессивного) со скоростью настоящего (18 дней на курс скорочтения, 3 месяца на курс английского). Поэтому и получаем на выходе: "У меня та-а-ак много на руках материала. Осталось дело за малым..."
Если у вас есть похожая личная история про курсы скорочтения поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
А если вы хотите увидеть, чему учат на курсах скорочтения, – просто возьмите любое учебное пособие на эту тему. Это намного дешевле курсов. В ней те же самые типичные (классические) упражнения, что и на курсах, а может даже и больше.
Итак, мы сказали, что, практика (просто читать) и курсы скорочтения (читать быстрее) здесь не помогут. Нужны целенаправленные тренировки и не на общее развитие (готовь сани летом, а телегу зимой, то есть заранее, загодя), а именно на технику.
Принципы изоляции и интенсивности
Я не боюсь того, кто изучает 10000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10000 раз.
Брюс Ли
Не всё, что называется тренажёром, таковым является. Тренажёром мы будем считать устройство, которое, в первую очередь, обеспечивает соблюдение двух базовых принципов выработки навыка:
1) Изоляцию: в одну единицу времени отрабатывает одно конкретное умение (поднавык);
2) Интенсивность: неограниченное количество тренировок на все случаи жизни, а точнее – практики.
Давайте разберёмся, что значит «неограниченное количество тренировок на все случаи практики»? В таблице 1 представлены все основные схемы слов из 3-х и 4- букв.
Достаточно отработать чтение по всем основным схемам слов из 3-х и 4- букв, и более длинные слова не будут представлять никаких сложностей, ведь они будут включать в себя уже отработанные схемы чтения.
Делаем вывод, что тренажёр должен давать возможность составлять неограниченное количество слов до 4-х букв. По объему любого букваря можно догадаться, что он таким тренажёром не является, даже если называется букварь-тренажёр. Мы также исключаем простые списки слов, тексты (все эти «500 слов», «200 текстов»). Всё это практика в чистом виде.
Слоговые тренажёры, в том числе слоговые таблицы, также не годятся, поскольку это тренажёры исключительно на двухбуквенные слоги-слияния и слияния согласной с мягким знаком. А этого недостаточно.
Что же остаётся? К тренажёрам по чтению можно смело отнести:
1. Кубики Чаплыгина и Зайцева
2. Магнитные, разрезные, фетровые подвижные азбуки, кассы букв
3. Игры и прочие тренажёры по чтению, позволяющие строить буквосочетания (слова) из 2-х, 3-х, и 4-х букв по всем основным схемам (см. табл.1)
Можно ли обойтись одним тренажёром?
Нельзя обойтись без тренажёра, но и одним тренажёром тоже не обойтись.
Умения без знаний выработать можно: обучают же маленьких детей ментальной арифметике без объяснения математических законов, подменяя их выдуманными младшими и старшими «товарищами. Возьмём, например, такой тренажёр по чтению как кубики Чаплыгина или Зайцева. Да, с его помощью можно обучить чтению как бездумному превращению знаков (букв) в звуки и даже письму как превращению звуков в буквы. "Буква такая-то, давай читать!" Сработает? Да. Но лично мне представляется важным не просто показать и назвать букву, а сделать так, чтобы ребёнок с ней подружился. Там у букв целый мир! Почему бы не показать его ребёнку, например, через сказку? «Никаких сказок! – услышала я от логопеда-амбассадора кубиков Чаплыгина. – Это всё лишнее!» Правда, она имела в виду «народные» логопедические легенды, в которых, например, объясняется, что согласные так называются, потому что они с чем-то там согласны. Но ведь есть и другие! Например, в моей сказке "Азбука Буратино" из главы, посвящённой букве, ребёнок узнаёт, не только как та выглядит и пишется, но и какой у неё характер, а также как складываются взаимоотношения с другими буквами. И это не просто вымысел! Да, как в любой сказке, он присутствует. Но по большей части это твёрдые знания, которые помогут ребёнку тоньше чувствовать и легче понимать особенности языка и, как следствие, грамотно писать и произносить слова, а также легко (с пониманием) делать пресловутый звуковой анализ. Взрослому достаточно просто прочитать главу – герои сами всё расскажут и объяснят, в том числе как сливаются звуки букв. А ещё в ней много полезных обсуждений, например: почему одни учатся лучше других и как стать одним из первых; почему так много посредственных взрослых, если все дети от рождения гениальны. И даже – настоящие мастер-классы. В конце статьи я дам ссылку, перейдя по которой вы сможете бесплатно получить отрывок сказки (более 1/3 общего объема страниц). Ребёнок познакомится с первыми буквами и даже напишет и прочитает первые слова.
Для дошкольника сказка-азбука немного "на вырост". Возможно, к ней (или отдельным её главам, местам) придётся вернуться несколько раз. Но чтобы знать, к чему вернуться, надо, чтобы неосознанное незнание переросло в незнание осознанное. "Зная о своём незнании, я знаю больше, чем все остальные", – утверждал Сократ. Здесь стоит вспомнить анекдот про кривую стену.
Анекдот
Кладут кирпичи. Стена получается кривой. Каменщики машут рукой и говорят: «Ничего – штукатуркой поправят!» Сверху кладут штукатурку – стена остаётся кривой. «Ничего – зашпаклюют!» Шпаклёвщики, закончив работу, бросают на ходу: «Ничего – обоями поправят!»
Мы на этапе кладки стены. Потом можно "доложить" слои знаний, но кривую стену они уже вряд ли исправят. Многие ли взрослые, усвоив "жи-ши пиши через И", знают, что это правило распространяется только на ударный слог? Просто учителя в своё время побоялись вывалить такую гору информации на неокрепшие умы: это же надо было бы ещё и про ударные гласные объяснять!
"Письмо – это не шкрябание ручкой в тетради, а превращение звуков в знаки," – утверждает автор кубиков Н. Зайцев. Под письмом понимается сбор кубиков, что формально соответствует определению письма как перевода звуков в знаки (буквы). Продолжатель дела Н. Зайцева В. Воскобович говорит: "Письмо вообще лучше оставить школе". Ага, и родителям... Попробуйте усадить ребёнка за прописи, как отдельное занятие... А вот изучая букву, он сделает это с удовольствием и получит максимальную пользу, ведь умение писать букву самому лучше всего поможет ему в распознавании буквы в словах. Чтение и письмо идут рука об руку. Вместе они дают синергетический эффект. Неслучайно ещё Л. Н. Толстой одновременно с чтением обучал и письму, причем писать дети начинали печатными буквами, а не письменными, как было принято раньше. Правильно, в книгах-то буквы печатные!
В России ещё в XIX веке осознали, что, прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью письма заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. В Китае настоящий культ каллиграфии, она возведена в ранг искусства. Поскольку письмо улучшает все когнитивные навыки, в зарубежных вузах курс по академическому письму обязателен для всех специальностей.
Можно, конечно, осваивать букву не через письмо, а через игры: обведи пальчиком, слепи её из пластилина, найди букву среди похожих на неё рисунков и т. п. Если ребёнок маленький, то других вариантов просто нет. Но если не форсироваться события и приступать к обучению чтению незадолго до школы, предварительно дав нужные знания и развив нужные навыки (помните: готовь сани летом...), то письмо намного эффективнее и, что немаловажно, полезнее. Вы готовите ребёнка к учёбе в школе! А в школе, как говорится, игры кончились.
О каллиграфии, или Как воспитывают сэров и пэров
Кстати, у Л. Н. Толстого дети уже с первых уроков писали слова под диктовку. Педагог хотел, чтобы процесс чтения не сводился к зазубриванию образа слов, а чтобы ребенок понимал то, что он читает. Говоря о диктовке, нельзя не вспомнить слова Н. Н. Боголюбов в пособии для учителей «Изучение безударных гласных во II классе» (1958 г.): «Ученик должен осознать, что расхождение в произношении и написании безударных гласных есть закон языка, а не случайное явление, что оно не зависит от произвола говорящего. Поэтому глубоко неправ тот учитель, который, соблюдая в своей речи правильное литературное произношение, во время обучения детей орфографии, в особенности во время диктовок, сбивается на так называемое «орфографическое» произношение». Н. Н. Боголюбов утверждал, что последнее тормозит становление грамотного письма, ведь ученику не приходится задумываться над тем, как писать, и навыки не развиваются. Хотите развития навыков грамотного письма – придётся с самого начала давать правила языка (которые относятся к записываемым словам), в том числе нормы произношения в литературном языке (орфоэпию), и учить их применять.
Поскольку при обучении чтению исключительно на кубиках информация о буквах даётся самая минимальная, единственный доступный вариант – орфографическое произношение читаемых слов, как следствие бездумного превращения знаков (букв) в звуки.
Амбассадоры кубиков Чаплыгина чтут труды Н. Н. Боголюбова, но видят в них подтверждение своей позиции, что ребёнок не должен задумываться, как он слышит слово: в голове должен быть только орфографический образ слова, причём ставку делают именно на зрительный образ. А ведь есть ещё и образ слова орфографический звуковой. Возьмём, например, английское слово read, которое читается и как «ри-и-ид», и как «рэд» в зависимости от формы глагола. Русскоязычные дети, скорее всего, при письме продиктуют его себе как «ре-ад». А англоязычным придётся диктовать его себе по буквам, представляя зрительный образ: ар-и-эи-ди. Ну нет у них другого варианта: нет у них слова "ре-ад". Что легче?..
Амбассадоры кубиков выдёргивают фразы типа: «Когда ты пишешь, пусть ухо будет глухо, а зрение остро». Никакой проблемы в том, что дети используют «орфографическое» произношение, они не видят. "Что" (вместо "што") – это же так мило звучит! Я, например, "чёкаю", – сказала логопед-амбассадора кубиков Чаплыгина. – И "чё"?»
А между тем Н. Н. Боголюбов в своём пособии для учителей «Изучение безударных гласных во II классе», в которой цитирует Шереметевского, говорит о 3-х опорах освоения учащимися правописания безударных гласных: 1. произношение слова; 2. значение слова; 3. каллиграфия. То есть две опоры из трёх – это опоры на слух и правила и лишь одна – на мышечную и зрительную память.
Но если из инструментов у тебя только кубики, то приходится как-то выкручиваться и подгонять теорию под возможности. Вы можете заткнуть ребёнку уши, но не можете заставить его забыть, как на самом деле слово звучит в речи. Мы обязаны разъяснить ученику: видим «что», а читаем «што» и, наоборот, произносим и, соответственно, слышим «што», а пишем «что». В одной телевизионной передаче я видела взрослого человека, который говорил «что» вместо «што». Похоже, он ничего не понял на злополучных уроках анализа слов и решил, что все вокруг безграмотные люди.
Самым сложным большинству родителей представляется объяснить слияние двух звуков в открытом слоге. Н. Зайцев (автор кубиков Зайцева) и эту проблему устранил: раз ребёнку трудно объяснить, как сливать звуки двух букв, пусть он просто их заучит без понимания (зазубрит). Для понимания нужно, чтобы ребёнок достиг определённого возраста (хотя бы 4-5 лет). А заучить он может в любом возрасте. И даже чем раньше, тем лучше. Поэтому его методика подходит детям в возрасте 1-3 лет. Этот подход очень напоминает буквослагательный метод (воистину, всё новое – это хорошо забытое старое), который в своё время раскритиковал К. Д. Ушинский: «Не нужно быть большим психологом, чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом множества еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и, следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии».
Да, возможно, хороший современный педагог придаст смысл заучиванию складов, сразу показав, как из них образуются слова. Но минусы зубрёжки сохраняются. Учёные прямо предупреждают: "Не эксплуатируйте механическую память (способность усвоить и воспроизвести информацию, которую ребёнок не знает и не понимает)! Аукнется!"
Вот как предлагает осваивать слияние Елена Бахтина – автор «Букваря для малышей от двух до пяти»: «Когда «н» встречает «а» – вместе получается «на». Теперь вооружитесь терпением и по двадцать раз на дню повторяйте: «н» и «а» – вместе «на». С третьего или даже с десятого раза запомнить это может не каждый малыш. А вот если вы это сказали десять раз за завтраком, еще десять во время прогулки и десять раз вечером в ванне – это прочно уляжется в памяти. Не нужно уныло повторять одно и то же, сидя перед азбукой. Пусть учение происходит между делом».
У меня вопрос: в этом всём в самом деле есть такая острая необходимость в возрасте 1-4 лет?..
Если бы родители реально оценивали, чему действительно стоит научить ребёнка до 5 лет и сколько времени на это уйдёт, они вряд ли стали бы спешить с чтением. Про "уши" и иностранные языки я уже сказала. Если говорить про родной язык, то гораздо полезнее зубрить не слоги, а, например, стихи. Чтобы понимать, что читаешь, нужен соответствующий словарный запас. Чтобы привить ребёнку любовь к чтению, нужно каждый день ему читать и, или включать записи, сделанные профессиональными дикторами, желательно останавливаясь на самом интересном месте. Я видела рекламу приложения на немецком языке, которое само читает книги и показывает иллюстрации), что тоже хороший вариант для занятых родителей или родителей, которые не уверены в правильности своего произношения (таких, конечно, не найдётся: люди не знают о том, что у них проблема). Чтобы развивать воображение, можно, прочитав (прослушав) произведение, посмотреть его экранизацию или театральную постановку. А чтобы не попасть в ситуацию, когда ребёнок читает Ш, но вместо звука «ш» у него выходит «с», надо поставить звуки.
Чтобы ребёнок мог мгновенно распознавать букву в словах, он должен хорошо освоить её печатное начертание. Лучше всего в этом ему поможет умение писать букву самому. Идеально, если ребёнок подготовлен к письму: раскрашивал штрихованием рисунки; обводил рисунки, выполненные пунктирными линиями; рисовал по клеточкам (см. рис. 1 – 3).
Дети с удовольствием выполняют такие упражнения, между делом вырабатывая умение работать: усидчивость, терпение, внимательность, волю. Рисование по клеточкам тренирует ориентацию, направления движения (вверх, вниз, вправо, влево) и счёт (на одну, две, три и т. п. клеточки). А значит, учителю не придётся подсказывать, что линия буквы идёт, например, из центра в правый нижний угол (и одной проблемой меньше).
Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит сделать некое открытие. Н. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.
Итак, одним тренажёром не обойтись. Советую выбирать методики, в которых тренажёр не единственный инструмент (такие есть и не одна), или рассматривать кубики Чаплыгина, Зайцева как тренажёр и дополнять его, как минимум, прописями. Ещё лучше – предварить тренировки прочтением главы сказки про новую букву. Много – не мало! Чем подробнее, тем лучше. Вспомним Ф. Листа, который просил играть его произведение «быстро; очень быстро; гораздо быстрее; быстро, как только возможно; и всё-таки еще быстрее». Мой внутренний ребёнок, обращаясь к учителям из прошлого, просит объяснять подробно; очень подробно; гораздо подробнее; подробно, как только возможно; и всё-таки еще подробнее.
"Секретный ингредиент"
Где окажется человек через 10 000 часов занятий, во многом зависит от того, как именно он занимался, в том числе – как обеспечивал понимание.
Что любопытно, даже А. Эрикссон, учёный 30 лет изучавший феномен успеха и раскрывший его секрет, не сразу осознал первоочередную роль понимания: «Сперва мы считали мысленные образы лишь одним из многих аспектов методики осознанного развития, с которыми собирались познакомить читателя, но в итоге пришли к мнению, что они – главное и самое важное понятие всей книги. Основная цель методики осознанного развития – создание сложных мысленных представлений, которые в свою очередь играют важнейшую роль в совершенствовании навыков. Возникновение и усложнение мысленных образов – главное последствие и результат реакции нашего мозга на применение методов осознанного развития. Короче говоря, в конечном итоге мы поняли, что объяснение принципов работы мысленных образов составляет фундамент нашей книги, без которого она попросту развалится на части». А. Эрикссон убедился, что мысленные образы и связанные с ними навыки постоянно работают на благо друг друга: чем выше уровень владения навыком, тем подробнее мысленные образы, и чем они подробнее, тем эффективнее можно развивать навык». «Конечно, - пишет А. Эрикссон, - вся эта концепция немного напоминает парадокс о курице и яйце. Взять хотя бы фигурное катание: сложно обзавестись мысленным образом двойного акселя, пока ты его не сделаешь, и, в свою очередь, трудно чисто выполнить двойной аксель, пока ты не представляешь, как это делается. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, тут нет ничего невероятного, просто нужно двигаться потихоньку, по кусочку «склеивая» мысленный образ двойного акселя и так же постепенно осваивая сам элемент. Представьте, будто вы поднимаетесь вверх по лестнице, предварительно строя каждую ступеньку перед собой. Закончив одну, вы делаете шаг вверх и принимаетесь за следующую. Существующие образы направляют вас и помогают адекватно оценивать собственные успехи. Заставляя себя идти вперед – развивая новый навык или оттачивая старый, – вы совершенствуете и мысленные образы вашего мозга, что, в свою очередь, открывает для вас новые перспективы».
Если вам не понятно, что такое мысленные образы, представьте себе пазловую картину. У одного пока только маленькая кучка каких-то пазлов. Это обрывки полученных им первых знаний. У второго – собрана только рамка или какой-то кусок. У третьего – уже вся картинка в сборе. Развитая схема, алгоритм, позволяет во всём этом хорошо ориентироваться, быстро находить правильный ответ. Если мысленный образ системы предмета – это карта, то с алгоритмом –это уже навигатор.
Представьте, в чтении тоже есть алгоритм! Он-то и является "секретным ингредиентом" освоения любого навыка. Давайте поговорим о нём подробнее.
Целый ряд автором методик обучения чтению алгоритм выявили и положили его в основу обучения. Алгоритм, например, прослеживается в методике Ю. Пчелинцевой "Словолодочки", методиках обучения чтению по кубикам Н. Зайцева и Е. Чаплыгина.
Посмотрите внимательно на кубики Н. Зайцева, более раннюю версию кубиков Е. Чаплыгина и «Словолодочки» Ю. Пчелинцевой. Бросается в глаза общая идея: объединить буквы, составляющие слияние согласной с гласной или знаком, и отделить буквы, которые в слияние не входят.
Надо отдать должное, Е. Чаплыгин решил эту задачу более экономичным, чем Н. Зайцев, способом: кубики были скреплены особым запатентованным автором механизмом, который позволял им вращаться вокруг своей оси. Однако позже он от этого механизма отказался и стал выпускать пластиковые кубики с типичным для конструктора креплением. И теперь алгоритм «растворился» в методичке. Методичка рассчитана, в первую очередь, на родителей (до учителей трудно «достучаться» – знаю это по себе). Собирая слово (в методике автора этот этап называется «письмо», поэтому правильно будет сказать «записывая слово»), ребёнок задумывается, из каких частей оно состоит и как он будет его читать. Сравните это со схемами чтения слов и их частей (слогов).
В одном современном красочном букваре с наклейками и рядом интересных решений, который сам автор (весьма медийный и плодовитый на учебные пособия для детей) считает лучшим не только среди букварей, но и среди всех других способов обучения чтению (тех же кубиков Чаплыгина) нет и намёка на алгоритм. Видимо, автор полагает, что достаточно просто постепенно увеличивать сложность слов, чтобы ребёнок справлялся с их чтением. И несмотря на то, что в названии букваря фигурирует слово "тренажёр", он по выведенным выше критериям таковым не является, даже несмотря на наличие целых листов со словами для чтения.
А между тем есть буквари, лишённые этого недостатка. Так что, когда говорят «лучший», уточните: по какому критерию? Вы за форму или содержание? Идеально, конечно, когда всё прекрасно: и форма, и содержание. Но в первую очередь обращайте внимание всё-таки на содержание. А именно – содержит ли методика алгоритм чтения, пусть даже само слово «алгоритм» в ней не употребляется. Хотя я лично считаю важным его употреблять и заострять на нём внимание. Смотрите: мы учим ребёнка читать. Это один из первых сложных навыков в его жизни. Впереди его жду еще годы учёбы только в стенах учебных заведений. А вообще-то мы учимся всю жизнь. И сейчас, в начале пути, важно показать ребёнку, как делать это правильно. И не нужен курс «Учись учиться», на который, стоит отметить, приходят в основном старшеклассники. Нельзя сказать, что им поздно. Но можно было бы и пораньше.
Представьте, что вы – ребёнок и перед вами короткое слово (буквально из 3-х бук) – «она». Как его прочитать? До этого вы тренировались читать и открытые, и закрытые слоги. И вот дилемма: сначала надо прочитать закрытый слог «он», а потом добавить к нему «а» или сначала прочитать О, а потом добавить открытый слог «на»?
А ларчик просто открывался! Стоит только в самом начале, обучая чтению открытых и закрытых слогов, дать алгоритм чтения. Он универсальный. Подходит на все случаи жизни, а точнее – практики. И звучит он так:
Если буквы входят в слияние (образуют пару согласная плюс гласная (открытый слог) или знак) – сливаю (читаю слитно). Если не входят в слияние (пару не образуют) – не сливаю (читаю раздельно), но делаю это плавно ("по кочкам" не прыгаю).
Когда ребёнок только приступает к чтению двухбуквенных слогов (слов), не стоит спешить. Пусть маленький ученик проговорит алгоритм и в соответствии со своими словами зарисует под словом схему чтения. И лишь потом прочитает. Например, для открытого двухбуквенного слога он скажет так: "Буквы входят в слияние (образуют пару), значит их надо прочитать слитно – рисую под ними дугу". А для закрытого двухбуквенного слога – так: "Буквы в слияние не входят (пару не образуют), значит читаю их раздельно – рисую под каждой из них свою прямую (или ставлю точку)".
Когда в методике нет алгоритма даже в скрытом виде, думаю, и говорить не надо – каждое новое слово будет для ребёнка испытанием ровно до тех пор, пока его мозг этот алгоритм не вычислит сам. Чтение по схемам может затянуться: по схемам ребёнок читает, без схем путается (задайтесь вопросом: почему на листе, содержащем слова из 5-ти букв, всё-ещё требуется рисовать схемы?!.). Поэтому крайне полезно с самого начала объяснить ребёнку алгоритм чтения слов и следить за его применением.
Алгоритм, откровенно говоря, пустяковый. Так что мозг справится. Рано или поздно. Правда, скорее всего, никаким открытием для ребёнка это не станет – это быстро станет бессознательным навыком. Вот вы, умея читать, говорить на родном языке, вряд ли без специальной подготовки возьмётесь обучать этим навыкам других, правда? А всё потому, что навыки эти выведены на бессознательный уровень. С алгоритмом так поступать нельзя. Он должен быть нами осознан и осознанно применяться, прежде чем навык перейдёт на бессознательный уровень. Более того, алгоритм должен давать учитель. Ученикам это, во-первых, не под силу (алгоритмы «не», «н/нн» не открыли для себя даже выпускники), а во-вторых, время учёбы надо тратить не на составление алгоритма, а на тренировки по нему!
По окончанию средней школы нам, выпускникам класса с углубленным изучением русского языка и литературы, предоставили уникальную возможность брать уроки у преподавателей филологического факультета университета. На одном из них нам дали алгоритмы выбора написания «не» и "н/нн" с РАЗНЫМИ частями речи. Это был настоящий инсайт! В жизни мы имеем дело не с конкретной темой и соответствующим образом подобранными упражнениями. Здесь надо быть готовым быстро «вычислять» элемент и находить правильный ответ. Поэтому важно наилучшим образом организовать информацию: объединить разрозненные темы единым алгоритмом. Очевидно, что алгоритм должен давать учитель. Ученик не может составить его сам, пока не получит знания в том же объеме, в каком обладает ими учитель. И даже обладая, не каждый составит. Как видите, ни школьный учитель, ни выпускники сами не догадались составить алгоритмы (темы-то в школьной программе идут линейно: одна за другой).
В ментальной арифметике есть несложный алгоритм: проверяем, можно ли выполнить вычисление «прямым счетом»; если можно, то выполняем, а если нельзя, то смотрим, можно ли произвести вычисление с помощью «младших товарищей»; если ответ положительный, то производим, а если отрицательный, то осуществляем вычисление с помощью «старших товарищей». Вообще-то, выбор способа очевиден – ученик видит на счетах единственно возможную комбинацию. Но даже в этом случае возникают проблемы! Мне рассказывали, как мальчик, хорошо освоивший все виды вычислений, готовясь к олимпиаде, в бессилии заплакал над счетами. Оказалось, он – в тупике. Не понимает, как ему сделать вычисление. Учитель разобрал с ним алгоритм – и больше проблем не возникало. С тех пор преподаватель стал с самого начала давать алгоритм, даже обучая взрослых. Здесь важно оговориться: за алгоритмом должно стоять ПОНИМАНИЕ. Я против применения алгоритмов «на автомате» и абсолютно надуманных младших и старших "товарищей". А именно этим грешат некоторые преподаватели той же ментальной арифметики: так они решают проблему объяснения сложных тем неготовым к ней ученикам (учиться считать приводят, как правило, дошколят).
До сих пор я упоминала достаточно простые алгоритмы. Но есть школьные предметы с гораздо более сложными алгоритмами, например английский язык. С алгоритмом выбора формы сказуемого в английском языке можно уже с первых уроков самостоятельно строить грамотные английские предложения (почитайте мою статью на канале Дзен "Английский как иностранный: формула эффективного обучения, или Репетиторы - вчерашний день" – вы узнаете, где взять его в готовом виде). Это большой алгоритм, в которых входит ряд мелких (микроалгоритмы). Но даже эти микроалгоритмы порой не видят сами преподаватели. Например, завуч одного московского лицея сказала мне, что они дают отдельно конструкции «will + infinitive» и «to be going to + infinitive». Но это - формальный подход! Он не несет никакой пользы - наоборот, запутывает детей! Смогут ли они сами соединить эти «пазлы» – большой вопрос. Надо исходить из функции этих конструкций (они обе выражают будущность) и давать их вместе в рамках одного алгоритма, показывая, как делать между ними выбор. Именно такой подход используется в учебнике «Advanced Learner's Grammar» авторитетного издательства «Longman». К сожалению, аргумент, что эти конструкции – элементы одного алгоритма, слишком слаб против заявления: «Мы так привыкли!..».
Вот что говорит Б. Оукли в учебном видеокурсе "Учимся учиться": «… вы можете иметь инструмент в своем арсенале для решения проблем, но, если вы не будете знать, когда использовать этот инструмент, он не принесет вам пользы». В лучшем виде ответ на этот вопрос дает алгоритм. Вот что обнаружил А. Эрикссон в ходе своих многолетних исследований: «Логично, что наиболее успешные агенты (успешность определялась по объемам продаж) отличались самыми глубокими познаниями о разных страховых продуктах. Но что интересно, ученые обнаружили, что у успешных агентов наблюдаются куда более сложные и интегрированные мысленные образы: в исследовании они были названы «структурами знания». Например, у них отмечались более развитые схемы типа «если… тогда…»: если то-то и то-то относится к конкретному клиенту, тогда ему нужно сказать то-то или сделать то-то. Благодаря более организованным представлениям о страховых продуктах лучшие агенты быстрее понимали, как более оптимально действовать в той или иной ситуации, и реже ошибались в своих оценках». То, что ученый называет «структурами знания», «развитыми схемами», и есть алгоритмы. М.В. Телегин в своей работе «Апологетика традиционного обучения» пишет: «На человека обрушивается масса информации. Как не запутаться, порядок на кухне мыслей навести, бесформенный хаос в космос преобразовать? Очевидно, что надо эту информацию «по полочкам разложить», проанализировать и обобщить, в ячейки заключить, в систему координат вписать, «поисковик» верно настроить». Алгоритмы - и есть тот самый «поисковик».
Остаётся только добавить, что просто получить или составить алгоритм мало: затем надо долго и упорно тренироваться его применять. То есть ученик в самом начале пути должен получить готовый алгоритм, а потом постоянно его использовать. Ещё раз повторю: время учёбы надо тратить не на составление алгоритма, а на тренировки по нему!
А теперь, внимание, самое важное! Что будет, если не называть алгоритм алгоритмом, а давать его в скрытом виде. Например, в виде схем или скреплённых кубиков. Мозг ребёнка быстрее вычислит алгоритм. Но до тех пор, пока это не произойдёт, он будет способен читать слова только по схемам, а самостоятельно – нет. Схемы будут его костылями. Конечно, костыли лучше полного их отсутствия. Но ведь можно и по-другому! Гораздо ценнее, если ребёнок, размышляя вслух, нарисует их сам. Поэтому я предлагаю сказать букварю: «Давай, до свидания!» Пусть ребёнок составит его сам! Как – читайте в статье «Букварь, давай, до свидания!».
Сшитая своими руками кукла для ребёнка дороже купленной в магазине. Составленный своими руками букварь-тренажёр будет цениться не меньше самого красочного букваря с наклейками. Но самое главное, ребёнок, составивший своими руками букварь-тренажёр, будет отличаться от ребёнка, которому родители купили готовый, и существенно: например, в то время как первый будет долго читать слова по готовым схемам складов или слогов, второй – будет рисовать эти схемы сам, и уже очень скоро они будут ему не нужны.
Если, обучая чтению, опустить такой важный принцип эффективного обучения, как понимание, что мы делаем, как и зачем, – то весь процесс сведётся к обучению навыку бездумного произнесения цепочки звуков. Доказано, что пока этот навык не будет освоен, биться над пониманием прочитанного – напрасно тратить время, силы и нервы. Поэтому, да, если называть вещи своими именами, то вырабатывается навык бездумного произнесения цепочки звуков.
Представляю Вашему вниманию готовый картонный тренажёр по чтению. Он полностью удовлетворяет требованию, предъявляемому к тренажёрам, а именно: позволяет составлять все возможные буквосочетания и слова из 2-х, 3-х и 4-х букв по всем основным схемам. На первых порах под буквосочетаниями (словами) можно выставлять схему чтения (идеально, если ребёнок будет делать это сам, проговаривая алгоритм чтения).
Если собрать на тренажёре знаменательное (смысловое) слово и перевернуть его, то на оборотной стороне можно увидеть звуковую схему слова. А ещё там можно увидеть полный набор звуков, которые может обозначать буква. Например, стоит только определить, в какой позиции находится гласная буква, и становится ясно, какой конкретно звук она обозначает. Звук буквы под ударением обозначен соответствующим знаком ударения. Звук буквы в начальной и первой позиции (в позиции абсолютного начала слова и в первом предударном слоге, то есть слоге перед ударным гласным) обозначен цифрой 1. Таких звуков у буквы может быть два. Оба они стоят над кружочком со звуком буквы под ударением. В верхнем левом углу стоит звук, возникающий после твёрдого согласного, а в верхнем правом углу – после мягкого. Дело в том, что в русском языке твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], а мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы]. В остальных безударных слогах (непервом предударном и заударном, то есть во 2-й позиции) – без каких-либо дополнительных обозначений. Звуков во 2-й позиции также может быть два. Оба они стоят под кружочком со звуком буквы под ударением. В нижнем левом углу стоит звук, возникающий после твёрдого согласного, а в нижнем правом углу – после мягкого. Бываю редкие исключения, которые в тренажёре по понятным причинам не указаны. Например, звуки [о] и [э] встречаются не под ударением в нескольких заимствованиях (какао [кака́о], каноэ [кано́э]) и некоторых служебных словах, например в союзе но.
Данный готовый картонный тренажёр по чтению, а также рабочая тетрадь "Мои печатные прописи" идут в подарок к полной печатной версии сказки "Азбука Буратино". Таким образом, покупая напечатанный в типографии экземпляр сказки-азбуки, Вы получаете картонный тренажёр и печатные прописи бесплатно, в подарок.
ПРОДОЛЖЕНИЕ – ЗДЕСЬ.
Если информация была Вам полезна, поставьте, пожалуйста, лайк! 👍
Искренне Ваша,
Ирина Вульф
#букварь #тренажер по чтению #чтение #скорочтение #склады #слог-слияние #слоги #по слогам #чтение целыми словами #подготовка к школе #азбука #азбука буратино #учить читать #научить читать #алгоритм чтения #кубики Чаплыгина #кубики Зайцева #словолодочки #выучить буквы #учить буквы #сказка-азбука