Найти тему

Головоломка 2. Психологический разбор. Неочевидные послания в сюжете.

Лиза Дамур, подростковый психолог и научный консультант фильма, объясняет: «В ее мозгу идет впечатляющий процесс обновления. Он становится более эффективным, нащупывая новые способы понимания мира вокруг»

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

Некогда открытая и уверенная в себе девочка сталкивается с отвержением, перспективой одиночества и угрозой «не вписаться» в новую социальную среду. Очевидно, что Райли проживает очередной кризис, на этот раз возрастной.

Там конечно всё: и прелести пубертата (ещё не взрослый и уже не ребенок, а кто???), и страх отвержения, и желание быть лучшей во всём, угроза самооценки, и высокий уровень ответственности перед РЕШАЮЩЕЙ ВСЮ ЖИЗНЬ игрой…и так далее. Много сказано про Тревогу и другие новые эмоции Райли, но моё внимание, как психоаналитика, привлекли процессы, которые осложняют её переживания. Ведь очевидно, что не Тревога стала причиной разрухи, она лишь следствие. 

Тогда в чём же причина конкретно такого проживания подросткового кризиса, как у Райли? И как такие реакции и стратегии реагирования могут сказаться на дальнейшем развитии и формировании зрелой личности. Присаживайтесь поудобней, попробуем разобраться.

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

Задача подросткового периода и этого кризиса в частности: формирование эго-идентичности. 

> можно сказать, что в фильме мы наблюдаем основные аспекты этого процесса, в результате которого трансформируется прекрасный цветочек СКМОСОЗНАНИЕ 

И тревога тут далеко не виновница происходящего, а следствие жёсткого стереотипа «Я хороший человек». Захваченость личности этим стереотипом в популярной психологии принято называть «Синдром хорошей девочки». 

INSIDE OUT 2 - Концепт-арт Дианны Марсиглизе. © 2024 Disney/Pixar.
INSIDE OUT 2 - Концепт-арт Дианны Марсиглизе. © 2024 Disney/Pixar.

Для меня тревога является нейтральным персонажем, а вот злодейка тут Радость, что не очевидно, но дальше разъясню почему мной сделан такой вывод. В начале контекст. 

Соотношение островов дружбы и семьи 

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

Смещение, что называется, социальной ситуации развития, т.е. у подростка меняется значимость социальной среды. Вместо семьи авторитетными становятся сверстники, друзья, кумиры. Личность формирует свои собственные идеалы, убеждения и интересы, исходя из интересов авторитетной социальной среды, а не родителей. 

Кто я? 

Какая я? 

Как мне выглядеть, ходить, реагировать? 

Чего я хочу?

Для чего я живу? 

и тд

эсперементирует с внешностью, стратегиями поведения, увлечениями и прочим, ориентируясь на реакции сверстников и свои ощущения. Так развивается истинное «Я».  

Через социум человек познаёт свои грани, формирует собственную картину мира — это важный процесс социализации, которая в целом проходит в три стадии: 

  1. Адаптация (знакомство с миром, ребенок как губка впитывает правила этого мира и то что заложено тут сложнее всего осознать и «перепрошить», но возможно) 
  2. Индивидуализация (формирование целостной Я-концепции и индивидуального мировоззрения, а также критичности и гибкости мышления) 
  3. Интеграция (встраивание зрелой личности в социум, поиск «места под солнцем» так сказать) 

То есть создаётся ещё один кирпичик фундамента личности, который в будущем повлияет на отношение человека к себе и к миру во всех аспектах жизни (семья, любовь, дружба, учеба, профессия, образ жизни). Зачастую сложности на третьем этапе и недовольство жизнью связано именно с проблемами, возникшими ещё на первом и втором этапах.  

Самосознание

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

В начале сюжета мы видим, что благодаря самосознанию поведение Райли стало более осознанным, то есть ей теперь управляют не только эмоции, но и глубинные убеждения, которые складываются из жизненного опыта и понимания что такое «хорошо и плохо», «правильно и неправильно» 

Но самосознание Райли пока очень ограничено и ригидно — «Я хороший человек». ВСЁ. Точка. Ни права на ошибку. 

Токсичная радость 

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

Через Радость она ПОДАВЛЯЕТ/ вытесняет «неудобные» воспоминания, обесценивает негативный опыт во благо поддержания установки «Я хороший человек» (читай Я должна быть идеальной). Жесткие рамки Хорошего человека > очень высокие ожидания, перфекционизм и, как следствие, высокий уровень тревоги в ситуации, где «Я не идеальна» (то есть при любом стрессе).

Угроза дружбе 

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

Выталкивание из комфортной социальной среды, где ты понимаешь и знаешь свою роль это стресс для подростка, потому что социум имеет ОГРОМНУЮ значимость (вспоминаем острова). Реакция Райли на эти обстоятельства — выяснить какой надо быть что бы встроиться в новую среду и стать Новой Идеальной Райли, которую примут в новой группе.

Поэтому покрасить волосы - гениальная идея «Смотрите, я как вы!» — реакция конформизм. Ориентация на мнение окружающих, а не на свои ощущения – это признак неокрепшего самосознания. 

«Я не знаю кто я, поэтому я буду во всём подражать вам»

Она просто не способна была реагировать по другому. Райли не принимает себя Не идеальную, себя разную. С точки зрения глубинных процессов психики она делает это уже привычным способом: вытеснение/подавление — это защита психики, мотивированное устранение чего-либо из сознания путем забывания или игнорирования: «Легче забыть, чем прожить».

Защитный механизм психики

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

В первом фильме Райли подавляла грусть и вроде приняла это чувство, давая ему место в своём сознании. Опять же через принятие близкими, то есть с опорой на реакции «своего взрослого». Сейчас приоритеты меняются, происходит взросление и сепарация от «своего взрослого», развивается личность, развиваются и психологические защиты.

Райли (как и все) вытесняет неугодные переживания — это естественный механизм защитыпсихики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов. 

В первой части таким образом она справлялась с утратой от переезда. Во второй процесс более глубинный — сортировка воспоминаний, которые угрожают эго/самосознанию, потому что противоречат мнению «Я хороший человек». Это, в свою очередь, ведёт к более серьёзным последствиям: разрушение самоидентичности, потеря ориентиров, высокий уровень тревоги, психосоматические реакции и панические атаки.

Механизм вытеснения работает у Райли весьма искусно. Подавленные эмоции помещены в банку, банка закрыта крышкой и убрана в сейф с мощным замком в банк с охраной и системой сигнализации…Кайф да? Отлично сработано! 

Мультфильм «Головоломка 2» (2024)
Мультфильм «Головоломка 2» (2024)

А теперь представим, что взрослая Райли с таким искусно отработанным механизмом обращается к психотерапевту с тревожным расстройством и паническими атаками и ожидает, что все эти защиты психолог «взломает» за 1-5 встреч…утопия.

Бессознательное скорее всего усилит защиты в таком случае, а психолог будет вызывать гнев, агрессию и желание защититься/сбежать, как угроза. Взрослая Райли бежит опять от своих эмоций и меняет психолога или разочаровывается в психотерапии, возвращаясь к привычному вытеснению, обесцениванию, бегству. Это может продолжаться до бесконечности, пока Райли не наберется смелости заручившись поддержкой, заглянуть в этот банк подавленных эмоций и воспоминаний и последовательно один за другим, прожить сложные чувства.

В такие моменты клиенты говорят «Ты меня бесишь своими вопросами» или плачут, кричат, в общем по разному выражают злость. По сути освобождаясь. В результате ощущая удовлетворение, свободу и формируя новы стратегии поведения.

А кто-то просто уходит по-английски, не выдержав напряжения. И это тоже ок. Значит не время. 

Сила практической психологии, как науки в том, что бы максимально, на сколько это возможно, мягко обойти защиты и беспрепятственно заглянуть в самые потаенные тайники души. Обойти защиты, а не укрепить их, пытаясь взламывать. Подобрать ключ к каждому замку, а не пилить болгаркой и без того хрупкую систему. 

Зачем заглядывать в сейф со страшными секретами? 

Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)
Кадр из мультика «Головоломка 2» (2024)

Что бы сформировать гибкое самосознание, расширить картину мира и обрести истинное Я, а не ложное. То самое самопринятие и самоценность, принимая установку «Я разная». 

И только тогда тревога подконтрольна, а остальные эмоции не закатаны в банку, а существуют себе спокойно как факт. Потому что да, я могу поступить плохо по мнению подруги, например, но если это отвечает моим потребностям и соотносится с моими убеждениями, то я легко могу это чувство прожить. Позволяя подруге справиться и с её чувствами. Решить конфликт, поговорить о случившимся искренне и открыто, а не накручивать миллиард вариантов пугающего будущего, продолжая жить в своих иллюзиях, тревоге и избегании.