Найти в Дзене
Илья Сапотницкий

Понятие о доминантности полушарий, первичных, вторичных и третичных зонах коры. Основные третичные зоны коры головного мозга, синдромы.

Когнитивные функции - функции, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира.
- Речь
- Память
- Мышление
- Праксис - навыки целенаправленной деятельности (чистка картошки, например)
- Гнозис - восприятие и узнавание (слышим лай, соотносим его с собакой)
- Внимание * само собой разумеется.

Основные характеристики высших психических функций по Лурия:
1. Формируется прижизненно под воздействием социума.
2. Опосредованы речью.
3. Произвольны по способу осуществления (человек имеет первостепенное значение, он говорит то, что хотел бы сказать).
Теория системной динамической локализации: локализуется не функция, а фактор её образующий. (Например, чтобы человек что-то запомнил, он должен изначально приобрести её из внешнего мира, иметь желание приобрести это знание, быть достаточно здоровым и внимательным, чтобы обратить внимание, и, если это все совпало = возникает память).

Функцильнальные блоки по Лурия:
1 блок - ствол (ретикулярная формация) = если у человека имеется дыхание и бьётся сердце, то можно попытаться сделать так, чтобы он что-то запомнил
2 блок - задние доли головного мозга (теменная, затылочная и височная) - прием информации от органов чувств, обработка и хранение
3 блок - лобная доля - регуляция деятельности.



Понятие о доминантности полушария (функциональная ассиметрия мозга)
Левое полушарие
- речь (экспрессивная и импрессивная, т.е. человек думает, говорит и понимает то, что он говорит)
- сопряженные функции: чтение, письмо = функции речи
- вербальная память
- вербальное мышление (человек говорит и думает при помощи слов)
- работа с символами (буква, цифра)
- логика - анализ фактов, построение алгоритма.
Правое полушарие
- неречевой слух (музыка)
- эмоциональные и семантические оттенки речи (интонационные оттенки речи)
- невербальная память (память на запах, условия - тепло было, или было холодно)
- зрительно-пространственная ориентация
- критика
- творчество
- интуиция, этика, способность к адаптации, работа в условиях недостатка информации.

Функциональная ассиметрия мозга:
⦁ Доминирование левого полушария (центры речи слева, ведущая правая рука) - правша - 85%
⦁ Доминирование правого полушария (центры речи слева у 75%, справа у 25%, ведущая левая рука) - левша 15%
⦁ Амбидекстр (нету доминантного полушария) - не более 1%
Особенности функциональной ассиметрии мозга:
1. Ассиметрия мозга усиливается в процессе обучения. (Неграмотные люди имеют достаточно симметричный мозг)
2. Мужполушарная ассиметрия имеет неравномерный характер. В различных системах характер функциональной ассиметрии неодинаков. (Ходьба не имеет каких-то предпочтений в отношении развития коры, а вот центры речи - имеют).
3. Имеются гендерные особенности: у женщин лучше развиты все функции речи, у мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. (Объясняются эволюцией)

Зоны мозга
- Первичные
- Вторичные
- Третичные
Первичные (проекционные) зоны мозга - в них начинаются или заканчиваются проводящие пути анализаторов (прецентральная извилина).
Повреждение первичных зон вызывает появление очаговых симптомов.
Вторичные зоны - обеспечивают обработку информации от первичного поля, имеют с ним прочные связи (расположены вокруг первичных, они связаны с отдельными органами только через первичные зоны).
Третичные зоны обеспечивают интеграцию разных видов информации (соматосенсорная, зрительная), не устанавливают прочную связь с одним первичным полем, а формируют многочисленные связи с афферентными и эфферентными зонами. Крупные третичные зоны - передний отдел лобной доли и задяя часть теменной доли (зона ТПО).

Лобная доля
Симптомы, развивающиеся при поражении лобной доли
Поражение первичной моторной коры - прецентральной извилины - приводит к развитию контрлатерального пареза. Атаксия конечностей на противоположной стороне тела (повреждение лобно-мосто-мозжечковых путей). + нарушение мочеиспускания.
При поражении лобного глазодвигательного поля (вторичная двигательная зона, тут находится центр поворота головы и глаз в противположную сторону) = возникает парез взора (иными словами это невозможность поворота глаз в определенную сторону).
Внимание - избириательный процесс, обеспечивающий выделение существенных объектов, его виды - произвольное и непроизвольное.
Внимание относится к процессу, с помощью которого мы фокусируем наше сознание. Три функции процессов внимания:
- ориентация в окружающей среде,
- контроль содерания сознания,
- поддержание бдительности.
Высшие психические функции лобной доли:
⦁ Цель - мотивация, осознанное желание.
⦁ Программы - последовательности действий, планирование.
⦁ Контроль - завершение процесса, критика и самокритика, забота о собственной адекватности.
⦁ Оперативная память - кратковременная (40 минут - 24 часа), объем - 7 +/- 2 единицы.

Этапы запоминания:
I. услышать/увидеть.
II. захотеть запомнить (мотивация - лобная функция).
III. выделить главное (семантическое кодирование - лобная функция).
IV. выделить новое (гиппокамп височной доли).
V. хранение.
VI. воспроизведение (лобная функция).

-2


Варианты лобного синдрома:
1. Апатико-абулический (отсутствие желания и безволие) синдром - нету мотивации, аспонтанность, инертность, персеверация (застревание) мыслей и речей.
2. Эйфорический синдром - снижение критики к себе, отсутствие субординации (необходимая дистанция в обществе), эйфория, растормаживание примитивных инстинктов, дурашливость, несоблюдение норм этикета.
Апраксия - нарушение навыков целенаправленной деятельности.
При поражении лобной доли развивается идеаторная апраксия, признаки:
- нарушение последовательности действий,
- незавершенность действий,
- персеверация - повторы движений,
- отсутствие контроля результата и критики - ошибки не замечает и не исправляет (нарушена программа "цель-программа-контроль").

Афазия - системное нарушение речи в результате локального поражения мозга в период речевой зрелости, не связанное с первичным параличом мышц артикуляционного аппарата.
Моторная эфферентная афазия
Зона Брока - задняя треть нижней лобной извилины
Нарушение переключений между звуками, слогами, словами - нарушение кинетики (статики и динамики) речевого процесса, патологическая инертность артикуляторных актов. => речь больных становится малопродуктивной, односложной и бедной, разорванной, телеграфный стиль, сопровождается "застреванием" на отдельных фрагметах высказывания, не используются склонения, пациет шевелит всем телом, чтобы сказать. Особенность - быстрая депрессивная переработка дефекта (т.к. пациент понимает, что он говорит неправильно).
Восстановление при эфферентной моторной аффазии
⦁ Растормаживание - повторение, закончить фразу, чтение ритмичных стихов, порядковый счет, игры.
⦁ Как общаться: петь, мимическая гимнастика, подсказка слова, навязывание ритма речи.
⦁ Семантические связи.
⦁ Рассказы по картинкам.
⦁ Активировать профессиональную лексику.
Нельзя учить буквы по букварю. Прогноз благоприятный, но реабилитация длительная. Назначать антидепрессанты. При поражениях лобной доли с афазией речевая активность смещается в висок и темя своей стороны.

Зона ТПО
- стык височной, теменной и затылочной доли.
Зона ТПО обеспечивает интеграцию сложных движений и зрения.
Пространственная агнозия - трудность ориентировки на местности, по карте, определения времени на "немом" циферблате, определение правой и левой стороны объекта.
Симультанная агнозия - неузнавание недорисованного или зашумленного изображения, неспособность синтетически воспринимать группы изображений как целое.
Страдает понятие о значении явления (снег - это зима). Нарушение понимания тонких логико-грамматических, синтаксических конструкций ("под лежачий камень вода не течет"). Аграмматизмы в устной и письменной речи.

-3

Наука
7 млн интересуются