Август потихоньку идёт к завершению, и в школьных чатах вновь пробуждается жизнь. Начинается подготовка к линейкам, которые пройдут 1 сентября. Рассылаются строчки стихов, которые нужно выучить ко Дню знаний.
И для многих детей это вполне приятная и несложная задача: выучить несколько строчек, выйти и с выражением рассказать их перед всем классом или школой, если линейка общая. Но достаточно и тех ребят, у кого уже при одном описании этой картины начинает пересыхать в горле и дрожат колени. Страх публичных выступлений — штука очень распространённая и сильно мешающая в учебной жизни. Давайте попробуем разобраться, как с ним можно справиться:
• Первое и самое важное! Если уровень стресса слишком высок, ребёнка буквально парализует его страх, он не хочет выступать — не заставляйте! Будет только хуже. Когда страх слишком сильный, надо с ним справляться постепенно, начиная с очень маленьких аудиторий, состоящих из хорошо знакомых людей. Принцип «бросить в воду — научится плавать» здесь совсем не работает. Подобным негативным опытом можно навсегда отбить у ребёнка желание выступать перед другими людьми.
• Если же ребёнок сам хочет выступить, но побаивается, или вы видите, что он начинает стесняться и теряется на публике, тогда стоит его поддержать и подсказать несколько приёмов, которыми мы с вами с радостью делимся.
• В ответ на стресс в нашем организме запускается инстинктивная реакция «бей-беги-замри». И под эту поведенческую реакцию вырабатывается коктейль из гормонов, мобилизующих организм. Но проблема в том, что эта реакция была бы вполне эффективна при встрече с мамонтом или тигром, но абсолютно бесполезна при выступлении на сцене. И даже наоборот — она мешает. Выброшенный в кровь адреналин помог бы нам бежать или драться, но на сцене он способствует дрожи, сбивке дыхания и пересыханию в горле.
• Чтобы прийти в норму, надо срочно «израсходовать» лишний адреналин. Если побегать или попрыгать будет неуместно — можно выполнять другие незаметные, но интенсивные физические упражнения, например, сдвигать лопатки, напрягать/расслаблять икры или сжимать пальцы ног.
• Также эффективны различные техники дыхания. Самое простое: медленно вдыхать через нос на счёт: 1-2-3-4 и выдыхать через рот: 1-2-3-4-5-6-7-8.
• Часто при публичных выступлениях также сбивает обилие незнакомых глаз, которые на тебя смотрят. Порекомендуйте ребёнку выбрать одно лицо в зале (желательно кого-то из близких), на кого он будет смотреть во время выступления. Другой приём, который используют артисты — смотреть «поверх» публики, в центре зала над головами зрителей выбрать точку и смотреть туда.
• Чтобы снизить вероятность того, что ребёнок собьётся, он должен очень хорошо знать то, что будет рассказывать. Повторение и многократные репетиции в разных условиях и перед разными людьми — в данном случае лучший тренажёр и профилактика страха публичных выступлений.
Пусть выступления будут в радость! Блистайте, вдохновляйте и вдохновляйтесь!
Еще больше полезного вы найдете в наших соц. сетях:
ВКонтакте для родителей: https://vk.com/neuronsmult
Сообщество для педагогов: https://t.me/neuronus_teachers
Развивающее пространство для детей: https://neuronus-mult.ru/