Мы начинаем цикл статей о профессиональном выгорании. Этот материал подготовлен с опорой на большое исследование по теме выгорания, которое мы проводили вместе с Татьяной Гречкиной, психологом, специалистом по выгоранию и тренером школы руководителей “Я начальник”. Поехали!
Итак, что такое выгорание?
Если говорить простым языком – то это когда вы в воскресенье с отвращением думаете про понедельник. На работу не хочется, клиенты бесят, коллеги тоже, а сам себе кажешься неудачником, который тратит жизнь непонятно на что. Причём плохо может быть не только морально, но и физически – к переживаниям подключается тело, и при мыслях о работе человека может подташнивать, болеть голова, даже температура может подняться. А всё потому, что НУ НЕ ХОЧЕТСЯ туда идти.
В профессиональной жизни выгорание в явных формах выглядит примерно так:
- Человек всем недоволен, постоянно критикует задачи, клиентов, начальство
- Он кажется апатичным, погружённым в свои мысли
- Легко отвлекается, прокрастинирует, его чаще других можно увидеть у кофемашины, в соседних отделах, на перекуре и т.д.
- Новые инициативы вызывают протест или тихий бойкот
- Он всегда уставший, невыспавшийся, жалуется на здоровье
Впрочем, такое состояние проявляется не сразу.
Ему предшествуют:
- Чрезмерные усилия. Сотрудник полон энтузиазма, он верит, что надо ещё чуть-чуть постараться и можно достичь невероятного успеха. Отдых подождёт!
- Первые признаки усталости. Моменты продуктивного труда чередуются с откатами и неэффективностью, появляются проблемы со сном, человеку кажется, что он работает больше всех в то время, как остальные страдают ерундой. Но метод решения он видит один – поднатужиться ещё, решить все вопросы и после этого наконец выдохнуть. Но…
- Истощение. Сил всё меньше, физическое состояние хуже, дела копятся. Работа начинает сниться. Вот тут и со стороны может быть понятно, что сотруднику нужна помощь. Но он, вероятнее всего, считает, что плохо справляется с обязанностями и старается «нагнать упущенное».
- Кризис. Сотрудник ненавидит свою работу, неэффективен в ней, при этом чувствует себя ужасно. Жизнь превращается в ад. Человек раздражителен, может в любой момент взорваться, но при этом вял и ни в чём не заинтересован. На данной стадии можно диагностировать депрессию или даже другие психологические расстройства. Тому, кто дошёл до этапа кризиса, потребуется реабилитация.
Эмоциональное выгорание – не просто усталость. Согласно МКБ-10, это болезнь, которую признают, если тяжёлое состояние длится минимум две недели, и среди симптомов есть бессонница,перепады настроения, трудность концентрации, раздражительность, отсутствие энергии. Если на него не обращать внимание, в перспективе выгорание может перейти в долгосрочную депрессию, которую нужно лечить только с психиатром и медикаментозно.
Причины выгорания
В большинстве случаев работу мы находим себе сами. И выбираем её не из-под палки, а в соответствии со своими убеждениями и интересами. Так почему же работа начинает бесить?
Причины, по которым у специалистов происходит эмоциональное выгорание, можно поделить на две большие категории:
- Личностные – связанные с особенностями личности самого человека
- Организационные – зависят от компании, где он работает
Организационные причины выгорания
Давайте рассмотрим на примерах.
IT-компания создала несколько прототипов самых разных продуктов, но не определилась, какой из них развивать. Отделу маркетинга регулярно прилетают запросы на анализ рынка, подготовку рекламных материалов по конкретной теме, запуск кампаний… А через неделю всё это отменяется, так как руководитель подумал, что этот продукт ему не очень нравится, давайте работать с другим. Самих сотрудников никто не спрашивает, задачи сыпятся «сверху» и также легко исчезают, обнуляя все вложенные усилия. В результате маркетологи чувствуют себя растерянными и ненужными, начинать новый проект не хочется, так как в любой момент он может «схлопнуться». Нет понимания, на что влияет твоя работа и кому она вообще нужна. Так выгорел целый отдел.
Ещё один пример:
Девушка устроилась работать офис-менеджером, но постепенно руководство стало подкидывать ей задачи в духе «обзвонить клиентов и предложить новый продукт»:«Всё равно на телефоне сидишь». Теперь она занималась не только прямыми обязанностями, но и работала с клиентами, оформляла документы, заказывала подарки сотрудникам на день рождения. При этом каждый руководитель мог спросить с нее результат. Естественно, что работу она вскоре возненавидела.
Ну и классика жанра:
Топ-менеджеру компании удобнее всего общаться не в рабочих чатах и CRM-системах, а писать каждому в личку. В любое время, когда появится вопрос или придёт идея. Он часто бывает в разъездах, меняет часовые пояса, и сотрудники уже не удивляются, когда им в 10 вечера пятницы приходит запрос на отчёт, который нужен СРОЧНО!!! А вот топ-менеджер недоумевает: как увлеченные профессионалы, которых он нанял на работу, превратились в унылых прокрастинаторов?
Таким образом, организационные причины выгорания:
- бизнес-процессы – непонятные, обязанности не разделены, сотрудник делает много ненужной работы;
- переработки – неэффективное планирование приводит к тому, что сотрудники вынуждены постоянно задерживаться, чтобы справиться со своей работой;
- коммуникации – сотрудники не знают, к кому и по каким вопросам можно обращаться; вместо работы – долгие часы ненужных совещаний; телефоны перегреваются от бесконечных корпоративных мессенджеров;
- корпоративная культура – токсичная среда, отсутствие поддержки, враждебная атмосфера, сильная внутренняя конкуренция;
- управление – перегиб с авторитарным стилем; непоследовательный и эмоционально нестабильный руководитель; отсутствие обратной связи; руководитель не поддерживает и не помогает в решении рабочих вопросов.
В общем, организационные причины выгорания – это как правило системные проблемы всей компании, и решать их нужно комплексно.
Личностные причины выгорания
Выгорание зависит не только от того, как все устроено на работе. Вы, наверное, могли заметить, что в одной и той же компании кто-то ходит с давно потухшим взглядом, тогда как другой все еще полон сил и идей. Все потому, что люди – разные. И наши внутренние ресурсы уберегают нас от профессионального выгорания или, наоборот, ускоряют этот процесс.
В первую очередь, к эмоциональному выгоранию на работе расположены те самые «очень хорошие работники».
А именно:
- Люди с “синдромом отличника”. Им нужно, чтобы все было сделано идеально.
- Сотрудники с завышенной самооценкой. Такие люди считают себя суперпрофессионалами, и для поддержания такого мнения о себе им постоянно нужно внешнее подтверждение – оценка руководителя и коллег. Если такого подтверждения они не получают, начинают подгорать.
- Наоборот – с низкой самооценкой или синдромом самозванца: ощущение, что работу им дали авансом и нужно всех убедить, что они её достойны, не помогает сохранить ресурс.
- Работники, которым нужно что-то доказать: самые молодые/возрастные, единственная девушка в коллективе, новоиспеченный руководитель, новичок… На такие доказательства уходит куда больше сил, чем нужно просто для выполнения работы.
- Люди с сильной оглядкой на других – все сидят допоздна и я сижу, все берут лишние задачи и я возьму, все молчат и я молчу.
- Руководители, не умеющие делегировать – они тащат всё на себе и работают за весь отдел: “Хочешь сделать хорошо – сделай сам”.
- Сотрудники и руководители, у которых есть проблемы с выстраиванием границ: они не умеют говорить “нет”, предлагают свою помощь коллегам даже тогда, когда на эту помощь нет ни времени, ни сил.
Это – классический путь в эмоциональное выгорание, так как на поддержание идеальной картинки уходят все ресурсы. При этом копятся усталость, раздражение, появляется сопротивление. В результате человек начинает ненавидеть работу, а из-за стремления к совершенству ему очень сложно в этом признаться – кажется, что он проиграл, не справился, всех подвёл.
Как справиться с эмоциональным выгоранием?
Для начала, его надо диагностировать.
Простой способ сделать это – пройти тест, который мы подготовили во время работы над нашим большим исследованием. Это бесплатно, доступно в Телеграм, а результаты вы увидите пр трем шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация и обесценивание своих профессиональных достижений. Так можно заметить, что именно у вас «провисает» сильнее всего и задуматься над тем, как с этим можно работать.
Способы справиться с выгоранием полностью зависят от причин, которые выгорание спровоцировали.
Если это организационные проблемы, можно:
- Поговорить со своим прямым руководителем, обозначить, что мешает вам работать эффективно.
- Если не помогло, а работать в компании очень хочется – поговорить с руководителем руководителя. Возможно, ваш непосредственный начальник и есть проблема.
- Обозначить границы – отказаться от переработок, внеурочной работы и коммуникацией по проектам в личное время.
- Посетить корпоративного психолога, если такой есть.
- Взять отпуск.
При общении с руководством не стесняйтесь называть вещи своими именами, просить себе дополнительные ресурсы, предлагать снять с себя некоторые задачи. Если вы компании нужны и начальник адекватный, он пойдёт навстречу. Если нет – решение только одно: менять работу.
Чаще всего руководитель не может самостоятельно разобраться с организационными причинами выгорания: сфера его влияния часто намного уже, чем целая компания. Да и изменить целую компанию и корпоративную культуру – не самое простое и быстрое дело. Поэтому начинать надо с себя.
Начинать с себя
Первым делом нужно взять отпуск. Чем дольше – тем лучше. В далеких заморских странах даже придумали сабатикал – это оплачиваемый отпуск длительностью 6-12 месяцев с сохранением за сотрудником рабочего места. Конечно, для нашей ментальности это выглядит фантастически, так что саббатикал мы вам не предлагаем. Но если вы сможете взять отпуск на 1 месяц – это уже хорошо.
Поговорите с руководителем. Расскажите о проблеме, с которой вы столкнулись. Сейчас почти на всех рынках кадровый голод, никто не хочет терять ценного сотрудника. Если вы попросите – вполне возможно, вы получите длительный отпуск.
Избавиться от выгорания, продолжая работать, не получится.
Обратитесь за помощью. Скажем прямо: эмоциональное выгорание – – это не случай «помоги себе сам». Выгорание – это ситуация, когда, нужно обращаться за помощью к профессионалам. Помочь могут:
- Персональный наставник (коуч). Он поможет разобраться, что не так с вашей текущей работой и как её можно сделать лучше, поможет найти в себе резервы, чтобы справиться.
Добавить интересов. Руководители отличаются повышенной трудоспособностью, излишней концентрацией на рабочем процессе и его результатах. Ведь как-то же они добились руководящей должности! Это всё очень здорово для карьеры и наверняка нравится топ-менеджменту, но при излишней концентрации на работе у человека практически все жизненные цели и интересы связаны только с ней. И если там что-то пойдёт не так, то рухнет, по сути, вся жизнь. Чтобы такого не произошло, нужно расширять горизонты своих интересов, пробовать что-то новое, больше общаться с людьми вне работы. Развиваться не только как профессионал. Личные интересы – это ваша опора, которая поможет в трудную минуту.
Тело. Когда вы испытываете эмоциональное выгорание, у вас “болит душа”. Но состоите вы не только из нее – у вас есть еще и тело. Оно-то и поможет вам вернуть былые ресурсы. Уделите внимание процедурам, связанным с телом: массажи, пробежка, тренажерный зал, бассейн. Не бойтесь нагружать себя физически – это один из способов добыть эндорфины, которых так не хватает.