В 1875 году Марселино Санс де Саутуола, ученый-правовед, живший в испанском регионе Кантабрия, исследовал пещерную систему на принадлежащей ему земле. Он услышал, что охотник нашел коллекцию искусства в близлежащих пещерах. Заинтересовавшись этой новостью, Саутуола начал поиски, надеясь найти то, что описал охотник.
За четыре года он не нашел ничего, лишь изредка отправляясь на поиски. Однажды он взял с собой свою дочь. Юная Мария посмотрела вверх и обнаружила большую картину бизона, и Саутуола понял, что эта картина могла быть создана в Каменном веке, подобно артефактам, которые он видел в Париже.
Открытие Саутуолы стало окном в жизнь ранних людей и их деятельность. Пещеры Кантабрии, которые датируются 36 000 лет назад (до настоящего времени), содержат произведения искусства, изображающие животных, отпечатки рук и абстрактные символы, которые являются одними из самых ранних форм человеческого творчества. Эти работы предоставляют мощное понимание развития ранней человеческой деятельности. Возможно, они являются ключом к пониманию того, как люди развивали средства выживания или даже духовные и ритуальные практики.
Начало творческого импульса
Доисторическое искусство представляет собой самую раннюю известную форму человеческого творчества. Размышляя о наскальном искусстве, можно увидеть, что оно не только пережило всю письменную историю, но и предшествует концепции письма на тысячи лет.
Эти картины часто изображают различных животных, некоторые из которых ныне вымерли, а также абстрактные символы, которые остаются неразгаданными. Что делает эти произведения еще более замечательными, так это их глобальное распространение; аналогичные художественные методы и темы встречаются в наскальных рисунках по всему миру, что свидетельствует о общем человеческом стремлении к творчеству.
Одно из самых значительных открытий доисторического искусства произошло в Индонезии, на острове Сулавеси. Здесь древние люди создали изображения быков, диких свиней и отпечатков рук, которые датируются более чем 52 000 лет назад.
Эти произведения искусства примечательны своим возрастом и тщательным использованием цвета и техники, что указывает на то, что эти ранние художники уделяли время и усилия развитию своего уникального художественного стиля. Это открытие, сделанное в 2018 году, бросило вызов ранее существовавшему убеждению, что доисторическое искусство было феноменом, ограниченным северным полушарием, показав, что стремление к созданию искусства было широко распространенным аспектом ранней человеческой культуры по всему миру.
Чтобы создать эти произведения искусства, доисторические люди использовали методы, основанные на доступных им природных ресурсах. Они использовали природные пигменты, такие как уголь и охра, которые измельчались в порошок и смешивались с водой, животным жиром или даже слюной для создания краски.
Они использовали простые, но эффективные инструменты, такие как кисти из волос животных и полые кости, чтобы наносить пигмент на стены пещер. Эти методы удивительно похожи на техники, которые до сих пор используют художники.
Выбор пещер в качестве холстов был решающим для сохранения этих произведений искусства на тысячи лет. Пещеры обеспечивали стабильный климат, защищая картины от прямого воздействия погодных условий, таких как солнечный свет и дождь, которые могли бы вызвать эрозию. Удаленное расположение этих пещер также защищало искусство от вмешательства человека, позволив этим древним шедеврам сохраниться и быть обнаруженными современными людьми, предлагая редкий взгляд на наше давно забытое прошлое.
Древние символы жизни
Когда мы рассматриваем картины Каменного века, мы видим, что их перспектива сосредоточена на понимании окружающего мира. Однако наскальные рисунки оставляют желать лучшего, особенно в том, что касается того, что они выбрали для изображения и что они явно оставили без внимания. Изображение животных было одной из главных тем этих рисунков с момента их первого обнаружения в 1879 году. Но почему они выбрали изображать именно этих животных?
«Наскальное искусство — это не только красота изображений; оно также помогает понять людей, которые их создали. Эти картины — мощное окно в умы ранних людей, показывающее их верования, страхи и связь с окружающим миром.» Жан Клотт
Одной из причин мог быть духовный элемент. Ранние цивилизации и мифологии часто имели животные влияния, соответствующие животным, обитающим в том регионе. Древний Египет, например, имел множество изображений животных с их богами, часто объединяя атрибуты животных и человека. Живопись могла быть актом почтения или связи с духовным миром.
Кроме того, животные были жизненно важны для выживания. Известно, что человеческий рацион включал животных в пищу. Это видно по мусорным кучам, оставленным на древних стоянках, и руинам других цивилизаций. Учитывая это, рисунки в пещерах могли быть посланием о том, как найти и охотиться на животное. Акт их рисования также мог быть своего рода талисманом на удачу или ранней формой обучения, показывающей следующему поколению, что и как им нужно делать, чтобы поддерживать общину.
Хотя в наскальных рисунках акцент сделан на животных, другие элементы человеческой деятельности заметно отсутствуют. Отсутствие человеческой активности может свидетельствовать о большем акценте на выживании. Учитывая, что мы видим так много отпечатков рук, возможно, у них было мало времени для чего-то другого, и они хотели, чтобы картина имела значение, связанное с выживанием. Однако это может быть противоречивым утверждением, потому что создание картин и отпечатков рук требовало времени.
Связь с природной средой могла также быть знаком опасности. Многие наскальные рисунки, такие как те, что находятся в Ласко, расположенном в центральной Франции и датируемом примерно 17 000 лет назад, не изображают животных, которые, как известно, были частью рациона жителей того региона. Выбирали ли они рисунки на основе того, что им нравилось или что они считали важным, в конечном итоге утеряно для времени.
Подарок миру, бремя для перенесения
Для мира древних людей, которые бродили по земле, отпечатки рук рассказывают другую историю. Многие люди не имеют пальцев, как мы видим в пещере Гаргас на юге Франции, датируемой примерно 27 000 лет назад, что указывает на потерю из-за воздействия природных условий или даже на решение ампутировать пальцы по неизвестной причине.
Люди, создававшие эти произведения искусства, жили на закате Ледникового периода и все еще сталкивались с суровыми условиями. Поскольку погода в их повседневной жизни была холоднее, им приходилось сталкиваться с сильными холодами, которые легко могли привести к обморожению.
Смертность была выше, чем в современных обществах, так как понимание медицинских практик было менее развито, и человек, скорее всего, умирал до достижения тридцатилетнего возраста — если ему удавалось пережить детство. Это не значит, что люди не могли достигать старших возрастов, но суровые условия и менее полное понимание медицинских процедур затрудняли многим достижение более долгой жизни.
Смертность детей является ярким примером. По оценкам, более 50% всех детей умирали до пятилетнего возраста. Некоторые оценки еще ниже, но для точного понимания этого потребуется больше доказательств. Собрать их сложно, так как это было далеко в прошлом, и нам не хватает ключевых сведений, приходится полагаться на то, что у нас есть.
Женщины также находились в непростом положении. Часто женщины умирали во время родов с высоким уровнем смертности. До промышленной революции этот уровень составлял от 9% до 15%, но в Каменном веке он мог быть до 25%. Это означает, что в полной семье с обоими родителями выживало около 37%. Это простая математика, но суровая реальность такова, что показатель был еще выше, поскольку не учитываются такие факторы, как те, кто погиб от природных условий или дикой природы, пытаясь добыть пищу, или съел что-то ядовитое или испорченное. Это лишь оценка, но также свидетельство стойкости человеческого духа.
Причина долговечности наскального искусства
Одной из причин эволюции наскального искусства может быть его врожденная простота. Животные и отпечатки рук являются центральными элементами почти каждого наскального рисунка, вероятно, потому, что их было проще изобразить, и они являлись неотъемлемой частью повседневной среды. Эта простота позволила этим ранним формам искусства развиться в более сложные выражения, такие как трехмерные скульптуры. Переход от 2D к 3D легко представить, и у нас есть древние реликвии и игрушки, сделанные из камня, изображающие близлежащих животных. Однако артефакты из дерева гораздо менее вероятно сохранились бы на протяжении тысячелетий из-за разложения.
Учитывая, что многие артефакты римского периода или даже Средневековья трудно сохранить в хорошем состоянии, становится очевидно, что предметы, возраст которых на тысячи лет больше, разлагались бы еще быстрее. Каменные артефакты лучше сохраняются со временем, но все равно редки. Поэтому каменные реликвии доисторической эпохи, хотя и лучше сохранившиеся, остаются сложными для обнаружения.
Стоит учитывать, что должен был быть первый, если сначала появились картины. Мы не можем знать наверняка, но может быть правдой идея о том, что сначала создавались трехмерные скульптуры, так как двумерные изображения были сложны для освоения. Однако это всего лишь предположение, и нет доказательств, которые мне известны, что поддерживают этот вывод.
Это не значит, что я считаю это правильным; логически больше оснований полагать, что наскальные рисунки старше по нескольким причинам.
Во-первых, простота использования, такая как нахождение пигмента и нанесение его через полую трубку из кости или затвердевшего растения, проще, чем создание скульптуры из дерева или камня, где, вероятно, нужны инструменты для достижения какого-либо успеха.
Человеческий элемент в доисторическом искусстве
Когда я смотрю на эти картины и артефакты, я задумываюсь о том, что побудило их к созданию такого искусства. Жизнь была не только трудной, но и безжалостной. В целом, смертность была высокой, еда была скудной, и мир был непростым для навигации, но они находили время для искусства, как будто это было не просто выбором, а необходимостью. Люди, не зная друг друга, создавали подобное искусство, словно это было заложено в нашей ДНК — создавать искусство, чтобы смотреть на него.
Если мы обратимся к корням нашего мира, искусство является частью каждой культуры каким-то образом, где мы учимся совершенствовать его, но никогда не сможем создать идеальное произведение искусства. Древние люди сделали окончательное заявление, позволяя своим далеким потомкам узнать, что они были не первыми, и что они имеют наследие, старше любой цивилизации.
Что значит быть человеком? Это создавать и творить, потому что даже в самом суровом мире мы должны найти время, чтобы дать знать тем, кого мы никогда не встретим, что мы жили.