Найти тему

Почему дети с алалией застревают на коротких фразах и что с этим делать? Об инертности ОНР 2 уровня

С разбегу начну с главного: ребёнок набрал достаточный для быта словарный запас и научился соединять пару-тройку слов во фразы, без существенного грамматического оформления. При наличии системных проблем с речью он может (часто так и происходит) прочно обосноваться на достигнутом.

Будет продолжать набирать лексику, но не двигаться в сторону расширения фразы и активного диалога.

Попробуем понять, почему так происходит.

Что делает 2-й уровень ОНР инертным и статичным?

Речевого запаса этого уровня ребёнку достаточно. Он может коротко сообщить о своих потребностях, его давно научились понимать в семье за время длительного довербального периода. Может конкретизировать предмет или действие. Зачем лишние слова...

То есть, минимальную коммуникативную функцию речь ребёнка с ОНР 2 выполняет.

Остальные функции ему не нужны (это он так считает).

  • Зачем ему развитое вербальное мышление, если он привык к наглядно-образному и наглядно-действенному?
  • Зачем уметь выстраивать речевое планирование, если мама или папа скажут, что и когда нужно делать?

Всё, с точки зрения конкретного индивида, у него имеется полный набор для комфортной жизни:

- сытый

- одетый

- развлекают

- что не понравится, есть минимальные речевые средства для высказывания недовольства.

В причинах "застревания" разобрались. Теперь о том, что с этим делать.

Как подтолкнуть ребёнка к диалогам и развёрнутым фразам

Придётся для выстраивания системы разбить процесс (одномоментно на диалог не выходят) на этапы. На мой взгляд, так удобнее воспринимать последовательность решения проблемы.

  • Первый этап - количественный набор речевых средств.

Ребёнок смог повторить за вами сначала одно слово, потом, услышав второе, сказал и его. Кажется, это ещё не фраза из двух слов, ведь он только последовательно повторил за взрослым? Всё верно, не фраза. Но она рядом, значит мы срочно вносим коррективы в программу, начинаем массированно отрабатывать предложения из трёх слов. Вводим повсеместно пиктограммы, выстраиваем линейно перед ребёнком предложения из карточек.

Гоша очень много работал над программированием фразы с использованием карточек.
Гоша очень много работал над программированием фразы с использованием карточек.

Гошин случай не назовешь лёгким. Многое было не в его пользу: начало работы после 3 лет, выраженная СМА, неизбежные в таких случаях черты РАС. Однако пришёл он через 1,5 года работы к уверенному диалогу во время занятий. Все эти навыки сейчас активно переходят в бытовое общение.

По времени фразы из двух и трёх слов появляются практически сразу. Поэтому нет смысла дожидаться совершенства в произношении конструкций из двух слов. Оптимистично утверждаю, что фразы из 3 и 4 слов тоже появляются друг за другом почти без перерыва. Однако здесь есть необходимейшее условие: над этим надо работать! Причём сначала не в быту, а именно в "теории" на занятии. Мы программируем работу речевых зон. Даём материал для анализа и визуализируем с помощью схем способ исполнения анализаторной задачи. Ведь истинного вербального мышления ещё нет, просто наговаривая для ребёнка длинные предложения, мы не добьемся результата. Дайте мозгу код! Он справится дальше сам.

  • Второй этап - качественный рост речевых навыков.

Теперь все теоретические наработки перетягиваем в реальные диалоги. Это непросто, но возможно. Только на заре своей профессиональной деятельности у меня это не получалось. Как только я ухватила суть перевода пассивных закладок в диалоговую активность, стала решать этот вопрос за год. Ничего нового сейчас не скажу, всё есть в предыдущих статьях. Просто выделю и сведу информацию вместе.

Порядок действий для обучения ребёнка диалоговым навыкам

1. Вырабатываем привычку реагировать на наши вопросы любой голосовой реакцией. Даже если ребёнок умеет говорить, но полностью нас игнорирует, добиваемся, чтобы он хотя бы "хмыкнул" в ответ на наше обращение. Привычка формируется около двух месяцев. Хотя обычно от "хмыканья" к словесному ответу мы переходим гораздо быстрее.

2. Дальше отрабатываем универсальные речевые реакции, от которых прямая дорога к развëрнутому вопросно-ответному диалогу. Это те слова, которые никто из детей не отказывается говорить (после появления привычки "хмыкать"). Перечисляю их: да, нет, знаю-не знаю, хочу-не хочу, пойду-не пойду, буду-не буду. Вы поняли, что нужно не забыть отработать ещё и частицу "Не". Есть на канале очень важная подборка "Да, нет, частица НЕ"

Рубрика сформирована предельно детально: демонстрации с Кариной (моей помощницей); ролики занятий с детьми; подробные статьи с пояснениями.

Судя по комментариям, некоторые родители дотошно разбираются с этой темой, понимая, что навыки, которые служат важнейшей ступенькой к диалогу, нельзя игнорировать. Рубрику дублировать здесь нет смысла. Проходите по ссылке, читайте, смотрите.

3. После закрепления навыков речевого реагирования с помощью слов "да, нет" и частицы "не", уверенно идём к расширению ответов за счёт уточняющих вопросов. Частица "не" выступает отличным провокатором.

Вот пример растягивания диалога:

- Ты НЕ будешь есть торт? (вы точно знаете, что будет)

- Нет.

- Не будешь или будешь? Мы не поняли.

- Буду.

- Что ты будешь? (вы продолжаете слегка "тупить")

- Буду торт.

- У нас сегодня йогуртовый и "Наполеон". Тебе какой оставить?

- Йогуртовый.

- Йогуртовый напиток или торт?

- Йогуртовый торт.

- Мы всё поняли, пойдём к столу.

Это утрированный диалог. Суть его опять же в формировании привычки (самое подходящее здесь слово) не раздражаться, отвечая на уточняющие вопросы. А дальше идём, расширяя концентрические круги тем и вопросов.

Растягивать цепочки из уточняющих вопросов нетрудно научиться, потренируйтесь со взрослыми родственниками. Отследите, когда они устают от такого диалога. Старайтесь и с ребёнком не переступать эту черту. Я привела диалог с пятью вопросами. Может быть вам нужно будет начать с двух, но не исключено, что ребёнку понравится такая форма общения, тогда вводите больше уточнений. Но более 7-8 уточняющих вопросов лучше не использовать.

Важен тон, предельно доброжелательный, с интонацией искренней заинтересованности в ответе. Используем книги, фильмы, бытовые ситуации, происшествия на улице.

Вот у этих ребят точно диалога не получится! Нет 2-й сигнальной системы, не договориться им никак.
Вот у этих ребят точно диалога не получится! Нет 2-й сигнальной системы, не договориться им никак.

Повторюсь, года обычно хватает, чтобы разговорить самого упорного диалогового негативиста. Изобретательность, гибкость, терпение и мудрость родителей. Вот те качества, которые помогают справиться с "застоявшейся" низкой речевой активностью и помочь ребёнку сделать следующий шаг.

Вот отличная аналитическая заметка от одного из читателей канала. Приведу его слова полностью, уж очень они к месту оказались

🔹Если позволите, несколько слов. Нам без месяца 3 годика. По типу сенсорной алалии.Мне показалось, что в динамике присутствует еще один фактор-помеха. В дебюте ребенок "не слышит", и у ребенка в процессе развития формируется привычка не слышать (или не слушать), когда он уже "слышит". Если на улице во время игры сказать: "Джабирчик, пошли домой," - звучит молниеносное "нет". А в других малозначащих для него обращениях видим игнорирование. Тем не менее, когда он привычно говорит "воду", мы сейчас отвечаем "не понимаю", на что он достаточно адекватно перефразирует "мама, дай воду", "папа, дай воду", "тётя, дай воду". Научить его этому удалось очень легко, с одного десятитиминутного занятия в кровати перед сном. При этом тренировка была на "папа, дай. воду", далее он сам сконструировал "мама..." и "тётя..."... Мы в восторге)).

Да, что очень интересно, фразу он строит чеканя и другим голосом, будто робот с паузами.🔹

Всем успехов в развитии речи.