Каждый из нас хотя бы раз в жизни лицезрел картину Сурикова «Боярыня Морозова», написанную в 1887 году, и возможно даже писал сочинение по этой картине в школе. Но мало кому известно, какая трагедия заложена в сюжете этого произведения искусства.
У царя Алексея Михайловича Романова был сподвижник Глеб Морозов. Мужчина был очень близок к отцу государя (Михаилу Федоровичу), в юности даже занимал должность комнатного спальника, то есть имел доступ к царским личным комнатам и семейным делам царской семьи, затем был назначен воеводой. У Глеба был брат Борис, ставший царским родственником, когда женился на сестре супруги Алексея Михайловича. На свадьбе царя Глеб Морозов был поставлен на защиту спальни молодых, а его супруга Авдотья была посаженной матерью самого жениха.
Когда жена Морозова умерла, он женился вновь на молодой женщине Феодосии Соковниной (родственницы царицы Марии Милославской). Дама быстро приобрела популярность и почет при дворе, была близкой к царице боярыней. Родственники Феодосии также занимали видные посты в царских резиденциях и были приближены к особам царской крови. К двадцати годам Феодосия Морозова жила завидной жизнью: привлекательная, грамотная, обеспеченная, очень близкая к царской семье, влиятельная, да еще и супруг на редкость добрый, не поднимавший руку на жену за непослушание (вот только старше ее на несколько десятков лет). Благодаря уму, благородству и точному знанию всех канонов православия женщину уважали и любили и родственники мужа, и царская семья.
Не найдя счастья в любви и семейной жизни Морозова решила с головой уйти в религию. Она была одной из самых приверженных вере людей своего времени. Разумеется, богобоязненная боярыня много общалась со своим духовником Аввакумом. Он же стал тем единственным человеком, в котором дама нашла опору в тяжелые годы, когда один за другим ушли из жизни ее отец и супруг. Став хозяйкой большого роскошного дома, Феодосия вела жизнь степенной, строгой боярыни, и несмотря на свою чрезвычайную духовность не видела ничего плохого в том, чтобы наказывать телесно нерадивых холопов. Недвижимость она буквально превратила в богадельню, давая кров обездоленным, юродивым.
В середине XVII века патриарх Никон, заручившись поддержкой царя, стал реформировать церковь, перекраивая основы православной веры, что стало толчком к фундаментальным изменениям в культурной, социальной и духовной жизни общества. В ответ на кризис традиционализма возникло крупное движение староверов или старообрядцев (тех, кто не принял новшеств и остался верен старым порядкам). Ревностной староверкой оказалась и боярыня Морозова. Она открыто критиковала реформу, не скрывая оказывала помощь преследуемым староверам. Недовольство царской семьи возрастало, им не нравилось, что ближняя боярыня и родственница столь решительно отвергает преобразования, добавляя к церковному расколу раскол в царской семье.
Многочисленная родня Морозовой безуспешно пыталась образумить ее, убедить хотя бы оставаться староверкой втайне от царя. Боярыня твердо стояла на своем, подвергая опасности себя и своего горячо любимого сына Ивана. Алексей Михайлович начал наказывать упрямую Морозову: сначала лишил ее части имущества, а после, когда Феодосия постриглась в монахини по старым обрядам, отправил людей схватить непокорную. Ворвавшись среди ночи в покои дворянки и обнаружив там еще и сестру Морозовой, боярыню Урусову, жену близкого приближенного царя, которая также объявила себя старообрядкой, посланцы потребовали от женщин последовать с ними. Дамы отказались, тогда люди царя вынесли их прямо на кроватях, заковав руки и ноги в кандалы. Феодосии даже не разрешили попрощаться с сыном. У княгини Урусовой дома тоже остались маленькие дети.
Староверок судили в Чудовом монастыре, призывали опомниться, но женщины стояли на своем, Морозова вела себя дерзко, чем очень раздражала судей, а также оскорбляла Никона, их самих, а нововведения именовала не иначе как блевотиной безбожников. Боярыни были заточены в далекий монастырь. Сын Феодосии, опечаленный случившимся, не выдержал разлуки с обожаемой матерью и скончался. Царь раздал боярам имущество Морозовых, часть богатств отошла казне. Государь предлагал пленницам остаться в старой вере, но на людях делать вид, что признали и приняли церковную реформу. Те отказались.
Боярынь публично насильно возили в церковь, а те сопротивлялись. Это представление стало своеобразным зрелищем, посмотреть на это ежедневно стекался народ, потом об этом расходились сплетни по всей стране. Нежелание женщин подчиниться воле патриарха и царя очень злило второго, он приказал пытать родственниц. Каким только унижениям и истязаниям не подверглись сестры: их выставляли голыми в морозы на площадях, обжигали кожу огнем, растягивали на дыбе.
Наконец упрямые боярыни были опущены в земляную яму в одних нательниках и босыми, их скудно кормили, они мерзли, болели от сырости, теряли сознание от запахов собственных испражнений, их тела зудели от вшей и укусов насекомых.
В 1675 году не выдержав страшных условий и голода скончалась Урусова, а через пару месяцев умерла и изможденная Морозова. Ей было всего чуть больше сорока лет. Братья староверок тоже подверглись опале и ссылке. Остававшихся верными боярыням слуг-староверов казнили путем сожжения, так же поступили с духовником Морозовой Аввакумом.
Образ боярыни Морозовой отражен также в другой, менее известной картине с аналогичным названием авторства А. Д. Литовченко.