Найти в Дзене
Коловоз

Фанариоты на Босфоре

После взятия султаном Мехмедом Фатихом 29 мая 1453 г. Константинополя, древний город, пришедший с XIII в. в упадок, начал быстро расти. В первую очередь туда прибывали турки и прочие мусульмане, но с самого начала в город начали приезжать и евреи, армяне, итальянцы, и особенно православные греки. Зачастую - потомки тех, кто покинул Город в период упадка.

Фанар в 1900 г., вид с Босфора
Фанар в 1900 г., вид с Босфора

Греки селились в квартале Фанар (буквально - Маяк, именно там находился городской маяк) на берегу Золотого Рога, напротив Галаты (традиционного места обитания итальянцев и прочих западноевропейцев), где сосредоточились уцелевшие при штурме и последовавших грабежах и резне горожане.

-2

Там же обосновались и Константинопольские патриархи, начиная с Геннадия II Схолария (1400-1473), решительного противника Ферраро-Флорентийской унии, который получил разрешение занять патриарший престол от Мехмеда Фатиха на Богоявление 6 января 1454 г. и оставался в служении до 1465 г., когда удалился в монастырь Иоанна Крестителя под Серрами.

Султан Мехмед утверждает патриарха Геннадия
Султан Мехмед утверждает патриарха Геннадия

После падения Константинополя клиру была обеспечена свобода от уплаты налогов, но впоследствии священнослужителей обременили целым рядом податей. Патриарх поначалу получал денежное вознаграждение султана, но с конца XVI в. был обязан платить два вида налогов: при вступлении на должность и ежегодный харадж. Эти суммы со временем только возрастали. Подобные подати были наложены и на митрополитов, священников и даже монахов.

Синод и митрополиты теперь были подчинены патриарху и зависели от него. Борьба за получение патриаршества часто приводила к интригам и симонии. В связи с этим главы Церкви часто менялись, и не всегда на этом посту оказывались самые достойные. Как и патриарх, архиереи теперь обладали неограниченной властью в рамках своих епархий. Здесь также имели место интриги, подкуп и раздоры, которые временами раздражали даже султанов и вельмож Порты, получавших огромные взятки со всех этих телодвижений.

Неустойчивое положение патриархов и симония приводили к частой смене предстоятелей Константинопольской церкви. За XVII в. сменилось 50 патриархов, а всего в период 1453 - 1923 гг. Церковью руководил 101 патриарх, причем некоторые из них занимали кафедру по нескольку раз, как критянин Кирилл Лукарис (1570-1638), который 1 раз был Александрийским патриархом и 6 раз - Константинопольским, а в итоге был казнен по обвинению в сношениях с донскими казаками и московскими царями.

Влахерны
Влахерны

Первоначально резиденция патриархов располагалась неподалеку от былого дворца василевсов во Влахернах.

Сначала в храме Апостолов, а после его сноса в 1461 г. - в построенной Палеологами вскоре после возвращения Константинополя в 1261 г. церкви Богородицы Паммакеристы. Но и она в 1590 г. была переделана в мечеть Фетхие.

Церковь Паммакеристы - ныне мечеть Фетхие.
Церковь Паммакеристы - ныне мечеть Фетхие.

После недолго пребывания в церкви святого Димитрия у Деревянных врат в 1601 г. резиденцией патриархов стал храм Святого Георгия в Фанаре. Его неоднократно перестраивали и он доныне остается кафедральным собором Константинопольской церкви.

Поскольку мусульмане в Османской империи с пренебрежением относились к торговле, то она в общем и целом контролировалась греками, армянами и евреями. Фанар стал одним из ключевых центров османской экономики, и одновременно центром греческой этнокультурной жизни в империи. И там стали появляться очень богатые люди. Которые становились вхожи ко двору.

В 1565 г. армянами была открыта первая в Константинополе типография, а в 1627 г. отрылась вторая - греческая (турецкую открыли лишь в 1720 г.).

Развивалось и образование - в 1712 г. иеромонахом Макарием Калугерасом при поддержке из Константинополя была основана богословская школа на острове Патмос, в течении всего XVIII в. остававшаяся одним из ведущих учебных заведений на всем православном Востоке. Патриарх Иеремия III (1716-1726) установил, что клирики должны получать образование в Патриаршей Академии, что сильно повысило статус этого учебного заведения. Самуил I Хандзерис основал в Константинополе высшую школу, где преподавались философские и богословские науки. В 1748 году по инициативе игумена Ватопеда Мелетия и Константинопольской Патриархии была открыта знаменитая Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди ее учеников и преподавателей было много тех, кто в дальнейшем способствовал возрождению православия в этом регионе и сыграли важную роль в истории своих народов.

Первым знаменитым фанариотом стал Михаил "Шайтаноглу" Кантакузино (1510-1578). Он происходил из фракийского города Месемврия (ныне Несебр в Болгарии) и считался потомком византийского императора Иоанна Кантакузино. Обоснованность претензий османских Кантакузинов является предметом споров, поскольку многие богатые семьи из Фанара провозглашали себя потомками аристократических фамилий Византии. Но именно в случае Кантакузинов такая преемственность считается высоковероятной. Михаил Шайтаноглу дружил с великим везирем Мехмедом Соколлу (до принятия ислама - сербом Баицей Ненадом Соколовичем) и был казнен вскоре после его убийства. Однако у него осталось два сына - Андроник и Георгий, которые дали начало двум ветвям дома.

Торговец шелком с острова Хиос Николаос Маврокордато (1599-1649) стал основателем другого важного фанариотского дома. Он женился на Александре Скарлату (1605-1684), одной из самых образованных женщин своего времени не только в Османской империи, но и во всей Европе, представительнице заметного купеческого дома из Фанара. Дом Николаоса и Александры стал первым салоном в Константинополе, привлекавшим своей интеллектуальной атмосферой не только греков и ренегатов, но и западных христиан, живших в столице Халифата. Во многом благодаря этой атмосфере их сын Александр (1636-1709) завел обширные связи в среде латинян и сумел отправится на учебу в университет Болоньи, где изучал философию и медицину.

Александрос Маврокордато
Александрос Маврокордато

В 1673 г. он был назначен великим везирем Фазил-Ахмед-пашой Кепрюлю Великим Драгоманом Дивана. Этот пост в Порте создан в 1661 г., первым его занимал Панайотис Никузиос, понтиец из Трапезунда, получивший медицинское образование в университете Падуи. Все драгоманы должны были владеть как минимум 5 языками: 2 для сношений с Европой - итальянским (в XVIII в. - французским) и латинским + 3 официальными языками Порты - турецким, арабским и фарси. Собственно само слово драгоман означало переводчика (от арабского слова "тарджуман"). Но именно Маврокордато (при помощи Кепрюлю) сделал этот пост фактически равнозначным должности министра иностранных дел в европейских державах.

Европейский посол на приеме у везира. Драгоман -с усами.
Европейский посол на приеме у везира. Драгоман -с усами.

Все остальные высшие посты в Порте занимались исключительно мусульманами, но дипломатия была у них тогда не в чести, так что драгоман был единственным иноверцем в Диване. А в 1689 г. Александрос, не оставляя османской службы, стал почетным членом Германской Академии Наук Леопольдина в Галле - за свои работы в области греческой истории и грамматики.

В 1697 г. Александрос ушел в отставку, передав пост драгомана своему сыну Николаосу (1670-1730), и получил в управление эгейский остров Миконос (ныне это один из люксовых курортов Греции). Именно Николаос руководил османской делегацией на Карловацком конгрессе 1699 г., положившем конец Великой Турецкой войне1683-99 гг. и ставшего первой крупной территориальной уступкой со стороны Порты. Он же руководил подписанием Константинопольского мира 1700 г. с Россией. В 1710 г. он стал доминулом Молдовы, а с 1716 г. и Валахии. В 1719 г. Маврокордато возглавлял османскую делегацию на Пожаровицком конгрессе.

Николаос Маврокордато с женой и детьми, фреска в построенном им монастыре Ставрополис  (Святого Креста) в Бухаресте.
Николаос Маврокордато с женой и детьми, фреска в построенном им монастыре Ставрополис (Святого Креста) в Бухаресте.

Впрочем, фанариотские правители в румынских княжествах - это отдельная тема, которая еще будет затронута.

Третьим по значению фанариотским родом были Ипсиланти. В 1655 г. Антиохос Испилантис переехал в Константинополь из Трапезунда. Он был представителем заметного понтийского рода, возводящего свою историю еще к Трапезундской империи Комнинов. Антиохос быстро сумел устроится в подворье патриарха Иоанникия II Линдиоса и добился высокого положения в патриархате, взяв в управление его финансы.

Дом Испсиланти в Фанаре, 1809 г.
Дом Испсиланти в Фанаре, 1809 г.

Порой в фанариотские круги входили и люди другого происхождения. Например, венецианский купец Лазарь Росетти принял православие и женился на Белле Кантакузину - внучке Михаила Шайтаноглу, дочери Андроника. Их сын Антон (1615-1686) успел побывать воеводой Молдовы в 1675-78 гг.

Георгий Гика
Георгий Гика

Или Георгий Гика (1600-1664), православный албанец родом из Велеса в Северной Македонии, который приехал в Константинополь вскоре после установления власти Кепрюлю. Этот албанский род помогал сородичам, даже и немусульманам, и с их протекцией Георгий Гика сумели войти в высший свет Фанара, женится на богатой наследнице Екатерине Власто и даже стать воеводами Молдовы в 1659-60 гг.

Маврокордато, Ипсиланти, Гика часто занимали посты великих драгоманов, которые в XVIII в. были вторыми людьми в рум миллете после патриарха Константинополя.

Многие из них в результате придворных интриг (в которых они, как чиновники высокого ранга, активно участвовали) попадали в опалу, подвергались казням, ссылкам и конфискациям имущества. Но опальные семьи сохраняли связи в Фанаре, Молдове с Валахией, России и Западной Европе - и именно благодаря им вновь и вновь восстанавливали свое высокое положение. Резко убавилась их влияние в связи с Греческой войной за независимость 1821-29 гг., которую начал, как его называли в России, Александр Константинович Ипсиланти.

Александрос Ипсилантис (1792-1828)
Александрос Ипсилантис (1792-1828)

После волны репрессий 1821-22 гг. многие старые видные семьи уже не смогли восстановится. Тем более, что с 1826 г. султан Мехмед II начал реформы, в рамках которой многие позиции, занимаемые старыми фанариотами, как пост великого драгомана, были в принципе ликвидированы. Многие бежали в независимую Грецию, а также в Россию и Западную Европу. Молдовлашские ветви аристократических домов, носящих звучные византийские фамилии, предпочли румынизироваться.

Но на смену им уже поднималась новая генерация греческой элиты, менее зависимая от мусульманских имперских властей. В XVIII в. Румелия (европейская часть империи), а также западное побережье Малой Азии со Смирной переживали значительный экономический и демографический рост, контрастировавший с упадком в восточных регионах, и особенно в арабских странах, находившихся под номинальной властью Порты. В этот период резко выросло греческое морское судоходство, кораблестроение и пиратство. Греческие негоцианты, моряки и судовладельцы начали заниматься фрахтом и каботажем по всему миру и все более были связаны с лондонским Сити, где страховали свои суда и коммерческие операции.

Ярким представителем новой генерации была семья Бенаки. Её основатель Пирераки Геракари был пиратом родом из Мессинии. Завершив опасную карьеру, он легализовался в славной своими оливками Каламате, где родился его сын Панайотис. Панайотис Бенакис сумел стать коджабашей, то есть старейшиной греческого населения Каламаты, ответственным за порядок и сбор налогов. В 1770-71 гг. он принял участие в Орловском восстании, и был казнен, но его сын Эммаунил сумел бежать на богатый остров торговцев, судовладельцев и кораблестроителей - Хиос. После разорения острова османскими войсками в 1822 г. его многочисленные сыновья перебрались в Фанар, где многие из них сумели взять в жены представительниц старых семей квартала. Отсюда Бенаки распространили свою активность до Ливерпуля и Александрии, занявшись во время Американской Гражданской войны торговлей хлопком из Египта и Анатолии.

Пенелопа Дельта с дочерями, фото около 1900 г.
Пенелопа Дельта с дочерями, фото около 1900 г.

Именно в Александрии Египетской родились самые известные представители семьи - Антонис (1873-1954), основавший в 1930 г. Музей Бенаки в Афинах, и Пенелопа (1874-1941), основоположница новогреческой детской литературы, известная под фамилией Дельта, полученной в результате брака с банкиром Стефаносом Дельтасом (1863-1947), потомком старой фанариотской семьи. Его двоюродным братом был видный немецкий математик Константин Каратеодори (1873-1950).

Константин Каратеодори
Константин Каратеодори

Представительница старого фанариотского рода Манос (происходившего из Западной Македонии), Аспазия Ману стала женой короля Александра I Глюксбурга (1917-20), праправнука Николая I и двоюродного брата Филиппа, будущего принца Эдинбургского. Её прадед Димитриос Манос был великим драгоманом на рубеже XVIII-XIX вв., а род её матери - Аргиропулосы, прослеживался до ученого мужа Иоанна Аргиропулоса, жившего в XV в. еще в византийском Морейском деспотате.

Её дочь Александра Греческая (1921-1993), вышла замуж за последнего короля Югославии Петра II и родила в 1945 г. нынешнего главу дома Караджорджичей - Александра.

Александра Греческая и Александр Караджорджевич
Александра Греческая и Александр Караджорджевич

Потомки греческих элит Османской и возможно даже Византийской империй и сегодня не потерялись. Показательный штрих - Антонас Самарас, премьер-министр Греции в 2012-15 гг. был по матери правнуком Пенелопы и Стефаноса.

-17

Я конечно не ставил себе задачу в одной статье популярного формата описать всю историю всей страты фанариотов (которая и сама была неоднородна). Скорее - с помощью беглых набросков дать более объемное представление о судьбах народов.