В 1538 г. султан Сулейман I Кануни совершил поход на Молдову, где воевода Петр III Рареш вступил в сношения с его главным врагом - австрийским эрцгерцогом Фердинандом Габсбургом, королем Чехии и Хорватии, претендентом на трон Венгрии. По результатам похода у Молдовы были отторгнуты южные территории с городом Тигина и 18 окрестными селами, где турки построили крепость Бендеры, спроектированную знаменитым архитектором Синан-пашой. Она получила статус райи (стада), то есть территории под непосредственным управлением султанов.
Но самое главное - отныне султаны присвоили себе право назначать воевод Валахии и Молдовы. В Молдове был назначен представитель боковой ветви династии Мушатов Стефан V Лапушняну. В Валахии была подтверждена власть лояльного воеводы Раду VII Паисия (1535-1545).
Здесь стоит отметить методологически важное. Можно услышать, что раз до заключения Константинопольского договора 1700 г. Московское царство периодически выплачивали выходы (откупы за ненападение) Крымскому ханству, то оно находилось от него в зависимости. Еще в XVII
в. турки любили говорить московским посланникам, что они платят дань их данникам крымским татарам. Окончательно было подтверждено отсутствие каких-либо обязанностей у России перед Портой и Крымом Константинопольским договором 1700 г.
Таким же образом можно сказать и о зависимости от Османов Габсбургов от Адрианопольским мира 1568 г. и до 1593 г., когда Вена посылала дань в Константинополь, что было отменено Житваторокским миром 1606 г. Однако ни крымские Гиреи не могли влиять на назначение московских царей, ни османские султаны - на выборы германо-римских кайзеров. Настоящая зависимость начинается тогда, когда одно государство назначает или по крайней мере утверждает власть в другом. Как Порта в Крыму, Валахии, Молдове, Трансильвании, Горном Ливане, Хиджазе, североафриканских странах.
По ходу всех этих событий в 1572 г. столица Молдовы была перенесена из Сучавы в Яссы, а в 1688 г. столица Валахии - из Тырговиште в Бухарест.
Заодно Османская империя отторгла у Валахии и Молдовы значительные территории, где вслед за Бендерской были основаны новые райи, последней стала Хотинская на севере Молдовы, основанная по итогам русско-турецкой войны 1713 г. Кроме того, на юге Бессарабии в середине XVI в. утвердилась ногайская Буджацкая Орда, ставшая бичом румынских княжества на более чем 200 лет.
Но постепенно Порта все менее доверяла молдавским и валашским воеводам из коренных династий Мушатов и Басарабов. Особенно после того, как во время османо-габсбургской войны 1593-1606 г. валашский воевода Михай Витязул (Храбрый) попытался с помощью Габсбургов объединить под своей властью все румынские земли - Валахию, Молдову и (находившуюся под властью венгерской аристократии) Трансильванию.
Началась долгая борьба за воеводство местных боярских семей, среди которых выделялись Кантемиры (из принявших православие то ли татар, то ли черкесов), Могилы и разного рода авантюристы, прибывавшие из Константинополя. В 1619 г. господарем Молдовы был назначен перешедший в православие венецианец Гаспар Грациани, однако он сговорился с польским королем Сигизмундом Ваазой и в 1620 г. перешел на его сторону, в итоге после битвы под Цецорой в 1620 г. (где погиб гетман Станислав Жолкевский, гроза Москвы в Смуту) он попал в турки туркам и был жестоко казнен. Его сменил Александр Лапушняну, но после его смерти в 1621 г. род Мушатов больше не занимал престол.
Последним великим господарем Молдовы был албанец Василе Лупу, правивший в 1638-1653 гг. Он имел сложные отношения с Богданом Хмельницким, поначалу поддерживая польского короля, но в 1652 г. выдал свою дочь Роксандру за Тимофея Хмельницкого, после чего молдаво-казацкое войско попыталось установить власть Василе в Валахии, но было разбито валашским воеводой Матеем Басарабом у Финты 17 мая 1653 г., после чего Лупу лишился и власти над Молдовой и умер под арестом в Константинополе.
Одной из ярких примет XVII в. был постепенный переход литературы, официальной документации и богослужения с церковнославянского языка, который был официальным в Валахии и Молдовы с самого их основания в XIV в., на восточнороманские наречия большинства населения.
В 1658 г. господарем Молдовы, а в 1659 г. - Валахии был назначен фанариот Григорий Гика.
Фанариоты не сразу утвердили свою монополию на владение постом воеводы, особенно в Валахии долго с ними сопернчиали местные боярские роды. Например, валашская семья Щербанов, происходивший из известного со времен Мирчи Старого боярского рода Крайовеску, происходившего из Крайовы в западной части Валахии - Олтении (восток страны назывался Мунтенией, не путать с Молдавией).
Но постепенно румынские боярские и греческие архонтские роды сближались. Внук Михаила Шайтаноглу Кантакузина Константинос (1598-1663) еще в 1633 г. переселился в Валахию, получил должность постельничего при воеводском дворе и женился на Елене Щербан, дочери Раду, господаря в 1610-1621 гг. Его сын Щербан Кантакузин (1640-1688) занимал воеводский стол в 1678-88 гг., причем сменил (отправившегося в Молдову) фанариота Георгия Дуку, представителя рода, претендовавшего на связь с византийскими Дуками.
Кстати, в Молдове утвердилась другая ветвь Кантакузинов, происходившая от младшего сына Михаила Шайтаноглу, Андроника.
Примечательно, что домин Валахии в 1664-1669 гг. Раду Леон, сын греческого торговца устрицами, в 1668 г. даже повелел изгнать из своих владений греков. Знатная гречанка писала из Бухареста родственникам в Константинополь: «Эта страна не является нашим наследием. Сегодня мы есть, а завтра нас нет, по воле Божией и в руке турок мы...».
Окончательно власть фанариотов установилась после русско-турецкой войны 1711-14 гг., когда домины Валахии (1688-1714) Константин Бранковяну (племянник Щербана Кантакузина) и Молдовы (1710-1711) Дмитрий Кантемир, поддержавшие Петра Великого, были низвергнуты. Кантемиры бежали в Россию, Бранковяну с женой сыновьями - казнен в Константинополе (признаны священномучениками Румынской православной церкви в 1992 г.).
Молдовой с 1711 стал править великий драгоман Порты Николаос Маврокордато, в 1716 г. переведенный в Валахию, которой правил до своей смерти в 1730 г. Он ввёл при дворах Ясс и Бухареста греческие язык, манеры и костюмы, устроил пышный двор по византийскому образцу. За ним тоже последовали назначаемые Портой за взятки выходцы из Фанара.
В течение двух столетий на румынских землях было основано общество фанариотов, и греческие вельможи и негоцианты составили с румынскими боярами двуединое сообщество. В 1719 году греческий ученый написал: «Фанарь весь здесь». При режиме фанариотов были проведены важные социальные реформы, такие как законодательная отмена крепостного права Константиносом Маврокордатосом (в 1746 г. в Валахии и в 1749 г. в Молдове), а также поддержка образования и первое знакомство с западным Просвещением. По мере расширения поля деятельности фанариотов интерес других семей фанариотов в приобретении соответствующей должности также возрастал, и в конечном итоге между конкурентами развернулась война бакшишей. Конечным бенефициаром пожертвований стала Порта, которая поддерживала режим взяток: требовала частых назначений и шантажировала с переводом из Валахии в более бедную Молдову. Члены семей фанариотов также являлись архиереями в Унгро-Влахийском архиепископстве.
В период русско-турецких войн 1768-74, 1787-92,1806-1812 гг. Валахия и Молдова занимались русскими войсками, и временами там вводилось русское военное управление, но в целом российское правительство пыталось взаимодействовать с боярско-фанариотскими элитами Дунайских княжеств, как их называли в русском политическом лексиконе. Кучук-Кайнраджийский мир 1774 г. ввел в формальные рамки вассалитета отношения Валахии и Молдовы с Портой. Были определены размеры дани, а господари теперь должны были выбираться боярскими советами, и лишь утверждаться султанами.
Впрочем, репутация Российской империи в глазах молдавского боярства была порядком испорчена аннексией Бессарабии с Хотином и Буджаком в 1812 г., а равно и согласием на аннексию Буковины с исторической столицей Сучавой Австрийской империей в 1775 г.
Окончился фанариотский период в 1821 г. Именно в Молдовлахии (Μολδοβλαχία), как её называли греки, "Общество друзей" (Φιλική Εταιρεία) начали в феврале 1821 г. восстание против османской власти.
Вообще Филики Этерия изначально стремилась к общему восстанию всего Рум миллета с целью воссоздания Византии, и Александрос Ипсилантис (считавший себя потомком трапезундских императоров) уже видел себя новым василевсом. Караджордже Петрович, вождь Первого Сербского восстания 1804-1813 гг., живший в изгнании в Хотине, вступил с ними в соглашение и в 1817 г. отправился в Сербию договариваться с добившемся создания автономного Сербского княжества в ходе Второго Сербского восстания 1815 г. Милошем Обреновичем. Но тот его убил под Белградом, что положило начало кровавой вендетте между Караджорджичами и Обреновичами, окончившейся убийством последнего короля из рода Обреновичей Михаила в 1903 г.
Однако фактически возникло 2 отдельных очага восстания - с 17 января 1821 г. в Молдове и Валахии и с 25 марта в Южной и Средней Греции. В румынских княжествах основную силу восстания составили бывшие добровольцы-пандуры, служившие в русской армии во время войны с турками в 1806-1812 гг. Их возглавил кавалер ордена Святого Владимира Тудор Владимиреску, который, однако, имел сложные отношения с братьями Ипсиланти и в целом греческие и румынские повстанцы не нашли общего языка.
Провозгласивший себя воеводой Валахии Владимиреску был обвинен гетеристским трибуналом в предательстве и казнен 8 июня. Собственно греческая "Священная дружина" была разгромлена в битвах под Драгэшани (7 июня) и Скулени (17 июня). 23 сентября последний отряд греческих повстанцев в Молдове во главе с Георгакисом Олимпиосом погиб при обороне монастыря Секу. Лишь немногие, как Яннакис Колокторонис, смогли через Австрию добраться до мятежной Греции. Впрочем, именно то, что весной-осенью 1821 г. основные османские силы были брошены за Дунай, позволило греческим национал-революционерам во главе с Теодоросом Колокотронисом, отцом Яннакиса, утвердится на Пелопонессе.
Массовые казни подозреваемых в связях с Этерией всю весну шли и в Константинополе. 12 (24) апреля был казнен патриарх Константинополя Григорий V (Ангелопулос). В самих румынских княжествах турки летом 1821 г. устроили массовую резню греческого населения (хотя "Священная дружина" была составлена в Одессе из греков, живших в Российской империи, а вовсе не из молдовлашских). После этого фанариотское влияние в румынских государствах резко упало. Сначала огреченные в XVIII в. румынские боярские роды Стурдза, Суцу, Раковицэ, Бибеску, Щербан, Куза, Джани-Руссети (потомки Росетти), а затем и новое поколение живших здесь греко-фанариотских семейств Маврокордато, Гика, Кантакузино, Морузо, Каллимаки стали воспринимать себя как часть румынской нации, а не греческой (или, как в случае с Гика, албанской). Отчасти в противовес эллинизму румынская элита стала делать упор на римских корнях румын, а в политике и культуре все больше ориентировалась на Францию.
Примечательно, что видный лидер румынских национал-либералов Михаил Когэлничану (1817-1891) находил у своей матери Катинки Ставилы генуэзские корни с XV в. (когда в Килии и Аккермане, ныне Белгороде-Днестровском находились генуэзские колонии).
Между тем, по результатам русско-турецкой войны 1828-29 гг. были ликвидированы все турецкие райи и крепости за Дунаем, и мусульманам было запрещено постоянно проживать в княжествах. Дань Порте и право султанов утверждать доминов превратилось в формальность. Это стало мощным толчком к укреплению в Валахии и Молдове общего румынского сознания, проявившего себя революционным движением в "весну народов" 1848 г., выступившей в том числе и против представителя Российской империи Дюгамеля, но подавленную однако, русским экспедиционным корпусом генерала Герценцвейга.
За периодом отторжения от всего греческого после создания единого Румынского княжества в 1862 г. и особенно после достижения полной независимости Румынского королевства (и присоединения Добруджи с выходом к морю, за которые боролся ещё Мирча Старый) по итогам русско-турецкой войны 1877-78 гг. последовал период увлечения румынского боярства своими византийскими корнями. Именно румынские историки более других были склонны соглашаться с претензиями фанариотских семейств на происхождение от средневековых василевсов.
Примечательно, что Николай Данилевский в своем труде "Славянство и Европа" размышлял о возможности создания двуединого, по образцу Австро-Венгрии, греко-румынского государства на Балканах, которое будет представлять опасность для южнославянских наций, а заодно и для интересов Российской империи. Впрочем, этот сценарий так и не стал актуальным.
А в 1925 г. видный румынский историк Николае Йорга (1871-1940) опубликовал на французском книгу "Византия после Византии", посвященную влиянию Византии и её наследия на развитие Валахии и Молдовы, а также роли румынских княжеств в истории рум миллета и сохранении византийского культурного наследия.