Найти в Дзене
Коловоз

Османы. Перестройка.

Причин упадка необычайно могущественной державы было немало.

Во-первых, открытие Америки, смещение путей торговли между Европой и Индией с Китаем на океаны, но самое главное – огромная масса золота и серебра с перуанских и мексиканских рудников, вызывавшая «революцию цен». В Западной Европе удешевление денег ударило по аристократии и усилило монархию и буржуазию. В Богохранимом государстве (именно таким было официальное название государства Османов) монархия и так была сильнее не придумаешь, а аристократии и буржуазии по сути дела не было. Главный урон от дошедшей до него как раз при наследнике Сулеймана I Селиме II(1566-1574) революции цен понесли сипахи и рядовые капыкулу, чьи доходы были строго нормированы в удешевлявшихся серебряных деньгах – акче. Система служебного землевладения начала распадаться, сипахи бросали свои тимары. Финансовая система, дополнительно перенапряженная необходимостью заново строить уничтоженный при Лепанто флот (1571), а также тратами на походы – неудачный на Астрахань (1569) и успешные на Кипр (1571) и Тунис (1574), стремительно деградировала.

Битва при Лепанто (1571)
Битва при Лепанто (1571)

Во-вторых, началось закономерное перерождение османской номенклатуры. Янычары утрачивали дисциплину, стали заводить семьи, а поскольку все труднее стало выживать на жалованье – стали заниматься ремеслом и торговлей и принимали в свою среду мусульманских горожан. Вскоре пополнение янычарского корпуса через девширме полностью завершилось. Результаты для дисциплины и боеспособности корпуса были самые плачевные.

Наверху «рабская аристократия» еще при Сулеймане стала сосредотачивать в своих руках всеми правдами и неправдами огромные средства, городскую недвижимость и обрабатываемые земли, и с помощью разных махинаций, главным образом связанных с частными благотворительными фондами – вакф, стали передавать их по наследству (поскольку закон разрешал дарителю и его потомкам получать часть доходов вакфа). При этом разными ухищрениями добивались того, чтоб дарителю и потомкам доставалось не оговоренные законом 20%, а большая часть доходов. Уже при Сулеймане были предприняты попытки ограничить эти злоупотребления – но ни к чему не привели. При наследниках Кануни ложные вакфы стали расти совершенно свободно и неограниченно. Не желая делится своими доходами с новыми поколениями капыкулу, при Мураде III (1574-1595) они добились того, что набор по девширме был сначала ограничен, а в конце концов и вовсе сведен на нет. Таким образом, в Османской империи сложился слой наследственной элиты. Между тем, война против кызылбашей (1578-1590) и с коалицией Габсбургов, пап, и Речи Посполитой (1593-1606) и очередная, самая сильная (достигшая Стамбул, как и первая, с 40-летним опозданием) волна революции цен привели после 1579г. к краху османской финансовой системы. Чтоб поддержать уровень потребления, новый османский правящий класс активно присваивает себе обрабатываемые земли – хассе, а чтоб поддержать госдоходы, вводит систему откупов, разоряющих крестьянство.

Османская империя в XVII веке
Османская империя в XVII веке

Последние наборы по девширме отмечены в султанат Мехмеда III (1595-1603). И в его же правление началась волна мятежей, охвативших Анатолию и арабские провинции. Особенно опасны были мятежи в Анатолии, традиционно именуемые джеляли, прокатившиеся по краю в 1596-1609гг. хоть в это время они и не имели шиитского содержания, а были просто выражением социального отчаяния деклассированных сипахов и присоединившихся к ним разоренных крестьян и горожан – чифтобазани. В дальнейшем подобные мятежи неоднократно вспыхивали вплоть до 1660 г., и по некоторым оценкам население Малой Азии за этот период сократилось с 8 до 5 млн. человек, упав на уровень XV века. Как и для Византии, для Османской империи именно Малая Азия была главным источником сил государства. В Румелии тогда было спокойнее, но в 1598 г. в Тырново поднят мятеж, впервые выдвинувший лозунг восстановления Болгарского царства. Это был первый звонок того, что судьбы христианского и мусульманского населения империи расходятся. Как ни удивительно на первый взгляд, но этому весьма способствовала отмена девширме. Ранее принятые на службу «рабы порога» зачастую сохраняли связь с семьями. Так, Соколлу Мехмед-паша (1505-1579), великий везирь трех султанов (с 1565), добился еще в 1557г. восстановления Сербского патриархата, независимого от Константинопольского, и способствовал назначению на пост патриарха своего двоюродного брата (!!!) Макария Соколовича, и до 1592г. все сербские патриархи были выходцами из рода Соколовичей.

Теперь эта связь на семейном уровне разрывалась. Принявшие ислам и сохранившие христианство положительно превращались в разные народы.

В-третьих, в отчаянных попытках пополнить казну, и не имея возможности ограничить коррупционные аппетиты вельмож и гарема, везири широко внедряли откупа, превратив их по сути в наследственные владения – малиякяне. На этой базе стал складываться новый слой провинциальной элиты, не обязанной своему положению службе (хотя и находившейся в тесных коррупционных связях с представителями государственной власти) – аяне. Именно аяны по мере распада традиционной османской армии стали заниматься наборов отрядов наемных войск из чифтобазанов, и постепенно превратились в полновластных квазифеодальных властителей своих округ.

По сути в течение XVII века явочным порядком была произведена своего рода стихийная перестройка: приватизация государственных земель, закабаление крестьянства и рефеодализация Османской империи. Утопия «крестьянской правды» и «султанского социализма» кончилась. Началась суровая реальность банального восточного феодализма. Именно с этих пор началась та Османская империя, которая нам хорошо знакома – экономически отсталая, с зашкаливающим уровнем коррупции, повсеместным бандитизмом, слабая в военном отношении (явно это впервые проявилось в Войне Священной коалиции 1683-99гг.), с угнетением христиан и прочих немусульман и постоянной конфессиональной рознью.

Битва при Вене (1683)
Битва при Вене (1683)

Будущее было проиграно. Но еще 200 лет (до начала Танзимата) издыхающий монстр отчаянно цеплялся за прошлое, лицемерно заявляя о приверженности прожженных циников и наследственных взяточников заветам Мехмеда Фатиха и Сулеймана Кануни.

И это уже совсем другая история, а этот рассказ на этом завершается.

Начало и подъем:

Османы. Начало и подьем.
Коловоз15 января 2021

Литература:

Виноградов В.Н. История Балкан: Век восемнадцатый. М., Наука, 2004. — 546 с.

Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран (1516 - 1574). М., Наука, 1984. –237 с.

Финкель, Кэролайн. История Османской империи. Видение Османа. М., АСТ, 2010. – 829 с.