Я не так давно делала материал про девушку-блогера, которая ярая сторонница концепции естественного воспитания детей. Именно в такой, "естественной", среде растет ее маленький сын. Если вы думаете, что Мария (моя героиня) растит мальчика среди пасторальных пейзажей, на какой-нибудь ферме вдали от города, вы ошибаетесь. Маша с ребенком живут в Санкт-Петербурге.
Вот тут я упоминала Машу Гамаюн и ее концепцию "пусть за мной убирается клининг и робот-пылесос"
Маша когда-то участвовала в проекте "Супермама". Это такое реалити-шоу, в котором мамы соревнуются и выясняют, какая из них лучшая мама. На передаче показали квартиру Марии, и состояние квартиры повергло в шок не только зрителей передачи, но и ведущую - психолога Викторию Дмитриеву. Квартира больше напоминала асоциальное жилье. Покажу несколько скриншотов.
Как видите, в квартире вообще нет межкомнатных дверей, плинтуса оторваны от стен, не работает бытовая техника - стиральная машина, плита, холодильник выведены из строя. Дверей нет и на шкафах (куда они делись - история умалчивает).
Кроме того, другие участницы шоу, посетившие квартиру Марии, отметили неприятный запах и ужасное санитарное состояние жилья: грязные полы и сантехнику, плотные слои пыли, засаленное постельное белье и грязные детские игрушки.
Тогда Маша уверяла, что навести порядок и чистоту в квартире - вопрос времени и денег. Вот заработаю, мол, куплю робот-пылесос, приглашу клинеров, и наступит в моем доме порядок. То есть, у Маши отсутствует понимание того, что чистоту нужно не только наводить, но и поддерживать. А поселить у себя дома штат горничных, уборщиков поваров могут себе позволить только очень небедные люди.
Ну да ладно, сегодня хотела сказать не об этом, а о концепции естественного воспитания. Согласно видению Маши, ребенок должен расти как придорожная трава, родители лишь обеспечивают ему безопасную среду, кормят, поят, одевают. Непосредственно развитие и обучение должно происходить как-то само собой. В каком-то смысле, эта методика обратна "методике" Теплякова.
Полагаю, что педагогическая теория Маши восходит к концепции естественного воспитания Жана-Жака Руссо. Напомню, он был уверен, что ребенок, по своей природе, чист и непорочен, что в нем заложено все самое лучшее. Если из ребенка выросло что-то не то, значит, окружающие его испортили.
"Мой ребенок развивается в максимально естественной среде, как это задумала сама матушка-природа", - говорит Маша. Видимо, матушка-природа положила, что дети растут в питерских многоэтажках ))) На самом деле, максимально естественная среда - это первобытная пещера, ну, или землянка Агафьи Лыковой, расположенная очень далеко от цивилизации.
Меня всегда умиляют люди, которые рассказывают о единстве с природой, о вреде научно-технического прогресса, но при этом живут в городах и пользуются мобильными телефонами. Только я одна вижу в этом какую-то непоследовательность?
И удивляют меня люди, которые настолько заняты духовным развитием и просветлением, что у них нет времени, сил и денег привести свое жилье в порядок. Или на фоне духовных исканий правила личной гигиены и санитарное состояние дома считается полной ерундой?
Почему же концепция Маши Гамаюн о естественном воспитании не сработает? Что, на самом деле, вынесет ее сын из пребывания в такой вот квартире? Важно, что другого ведь он не видел и не знает, для него эти условия привычны с самого рождения, так что для ребенка - это норма.
Когда мальчик вырастет, скорее всего, он будет воспроизводить эти же условия вокруг себя. Ну, просто потому, что он усвоил - это хорошо, так можно и нужно жить. Что будет с мальчиком, когда он пойдет в школу? Сейчас большинство детей к первому классу уже умеют читать и писать, знают простейшую арифметику. На их фоне социальная и педагогическая запущенность ребенка будет видна очень отчетливо.
Чтобы ребенок выучился читать и писать, его надо этому организованно научить. Редкие дети тянутся к знаниям и книгам сами по себе. Процесс обучения, даже самым элементарным навыкам, нужно организовать. А чтобы организовать кого-то другого, надо организовать себя самого.
Ребенок, который немодно одет, грязный, от него плохо пахнет сразу получает клеймо и от учителей, и от других детей в школе. И сам ребенок прекрасно понимает, что он какой-то не такой, что на него странно смотрят, с ним не хотят играть.
То, что упаковано в красивый термин "естественное развитие" - не более чем лень и расхлябанность родителей, которые своей жизни дать ума не могут, а уж, тем более, взять на себя воспитание ребенка.