Пожалуй, нынешняя ситуация со Starliner весьма показательна и явно демонстрирует уровень деградации государственных институтов управления в странах Запада. Впрочем, в этом "западные партнёры" вовсе не одиноки.
Итак, рассмотрим эту историю с истоков. Boeing CST-100 Starliner возник как ответ NASA на политическое обострение 2014 года, когда программа Space Shuttle была закрыта, и США выбрали проекты пилотируемых кораблей SpaceX и Boeing для создания замены российским "Союзам".
Что характерно, Boeing получил на разработку CST-100 сумму в $4,2 млрд, что почти вдвое больше расходов SpaceX на создание собственного корабля. Однако, если SpaceX отправил первых астронавтов с помощью своего корабля в 2020 году, то Boeing сорвал все сроки и совершил первый полёт с опозданием более чем на шесть лет от изначально запланированной даты.
На этапе создания своего корабля Boeing раз за разом попадал в откровенно нелепые ситуации и планомерно проваливал все полётные тесты. В 2019 году у космического корабля не раскрылся один из парашютов, и он совершил аварийную посадку. Подобная ситуация сама по себе является чрезвычайным происшествием, которое напрямую влияет на безопасность миссии, но в Boeing, кажется, не спешили делать выводы.
В том же 2019 году CST-100 не смог выйти на заявленную орбиту и, совершив несколько витков вокруг Земли, приземлился в пустыне Нью-Мексико. Благо на борту вместо экипажа был лишь манекен.
После этого Boeing четыре года пытался довести до ума уже летавший корабль, и наконец в мае 2024 года корабль должен был отправиться к МКС с первым экипажем. Но не тут-то было. Перенос и отмена пуска по техническим причинам. Вторая попытка — снова перенос. И лишь с третьего раза Starliner в июне 2024 года отправился к МКС с восьмидневной миссией астронавтов.
Но и тут корабль ожидала новая неудача: на CST-100 началась утечка топлива, и NASA на Земле приступило к моделированию ситуации с целью понять, насколько она критична. И снова провал — смоделировать процесс не удалось.
В итоге в NASA приняли соломоново решение: они решили, что CST-100 полетит на Землю без экипажа, а командировка астронавтов Барри Уилмора и Суниты Уильямс затянется до 2025 года. На Землю их доставит корабль SpaceX.
Мы в Telegram
Признаться, даже интересно будет посмотреть, сумеет ли Starliner вернуться на Землю без экипажа.
Однако давайте сделаем выводы.
Во-первых, стоит признать, что государственная космонавтика США деградировала. Произошло это как в силу засилья политики DEI — разнообразия, справедливости и инклюзивности, когда 10–15% бюджета научных проектов тратится на консультантов, которые заставляют распределять ресурсы не среди лучших, а среди кандидатов с "правильным" цветом кожи и ориентацией. Не подумайте, что я шучу — это реальность.
Во-вторых, все лучшие специалисты работают в SpaceX и других частных компаниях. В NASA и Boeing остаются либо те, кто работает ради научной карьеры, либо те, кого не взяли в частные компании. Поэтому над проектами трудятся откровенно слабые кадры, и сами проекты регулярно сдвигаются вправо.
Таким образом, уже сегодня можно констатировать, что Boeing проиграл битву не только в авиации, где их самолёты когда-то стали синонимом надёжности, но и в космосе, где их корабли не могут летать без происшествий.