Найти в Дзене

Иллюминированные рукописи Средневековья

Оглавление

Представьте себе исполинскую рукопись XIII века весом в 75 килограммов. Над ее созданием трудились два десятка лет. Уникальный почерк создателя, не меняющийся на протяжении всей книги, породил зловещую легенду о монахе, призвавшем на помощь дьявола, чтобы закончить труд за одну ночь. Все это «Кодекс Гигас». А знаменитый портрет Люцифера, из-за которого манускрипт прозвали «Библией Дьявола», единственное такое изображение, среди иллюминированных рукописей Средневековой Европы.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Иллюминированные рукописи Средневековья

Первые иллюминированные рукописи появились еще в поздней античности, между 400 и 600 годами нашей эры. Среди них — знаменитый Россанский кодекс, чьи миниатюры положили начало тысячелетней традиции украшения священных текстов. До XII века созданием манускриптов занимались исключительно монастыри, где монахи-переписчики трудились с рассвета до заката, останавливаясь лишь когда чернила замерзали от холода.

Для создания одной страницы иллюминированной рукописи требовалась кожа целого теленка, тщательно обработанная и превращенная в тончайший пергамент. На его безупречной поверхности мастера творили настоящие чудеса: смешивали красители из минералов и растений, накладывали тончайшие листы золота и серебра, создавали затейливые орнаменты.

К XIII столетию спрос на книги вырос настолько, что в крупных городах, особенно в Париже, Риме и Нидерландах, появились светские мастерские. Именно там родились самые роскошные образцы иллюминированных рукописей, которыми мы восхищаемся сегодня. С изобретением книгопечатания в XV веке искусство иллюминирования начало угасать, но до наших дней дошли тысячи этих удивительных манускриптов.

Рождение шедевра: как создавались иллюминированные рукописи

Создание иллюминированной рукописи начиналось задолго до того, как перо мастера касалось пергамента. В стенах монастырского скриптория каждому писцу отводилось отдельное место у окна, выходящего в крытую галерею — клуатр. Прежде чем приступить к работе, мастер тщательно размечал страницу, прочерчивая горизонтальные линии для текста. Затем он оставлял пустые места для будущих миниатюр и инициалов.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

После того как текст был написан, за работу брался рубрикатор. Красными чернилами он вписывал заголовки, отмечал начала глав и разделов. Только после этого рукопись попадала к иллюминатору. Первым делом мастер наносил рисунок серебряным штифтом, затем накладывал золотые точки. Далее следовало наложение основных цветов и только потом — проработка деталей.

К началу XIV века искусство создания рукописей вышло за пределы монастырей. В городах появились целые мастерские, где трудились профессиональные писцы и художники. Они работали по заказу богатых покровителей, создавая не только религиозные тексты, но и рыцарские романы, исторические хроники, бестиарии. К XV веку появился особый тип книги — часослов, личный молитвенник, который стал своеобразным показателем статуса владельца.

Искусство света и цвета: техники и материалы иллюминирования

Палитра средневекового мастера-иллюминатора была на удивление богатой. Самым ценным и редким считался ультрамарин, добываемый из полудрагоценного камня лазурита. Этот глубокий синий цвет использовался для изображения одежд Девы Марии и других важных религиозных фигур. Менее дорогие оттенки синего получали из минерала азурита или растения вайды.

Красный цвет, самый распространенный в рукописях, добывали из нескольких источников. Киноварь — сульфид ртути — давала яркий алый оттенок. Кармин и кермес получали из насекомых, а в некоторых случаях использовали красную охру — природный пигмент, богатый оксидом железа. Красным часто выполняли инициалы и буквицы, а также элементы обрамления.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Особое место в искусстве иллюминирования занимало золото. Мастера использовали как тончайшие листы золота, так и золотой порошок, смешанный с гуммиарабиком — особым связующим веществом. С XII века золотые листы стали полировать до блеска, добиваясь особого сияния страниц. Золочение не только украшало рукопись, но и считалось способом прославления Бога, особенно в ранние века христианства, когда целые Евангелия писались золотом.

Самые известные иллюминированные рукописи и их тайны

В истории книжного искусства особое место занимает «Великолепный часослов герцога Беррийского» — шедевр французской готики. Братья Лимбург работали над ним с 1412 по 1416 год, создавая не просто молитвенник, а настоящую средневековую энциклопедию. На 206 листах тончайшего пергамента они разместили 66 больших и 65 малых миниатюр, используя редчайшие пигменты и золото. Судьба рукописи трагична: все три брата-иллюминатора и их заказчик умерли в 1416 году, возможно, став жертвами чумы.

Поражает воображение и история Кодекса Гигас. После создания в монастыре Подлажице рукопись была отдана в залог цистерцианским монахам аббатства Седлец, где пробыла 70 лет. В конце XIII века ее выкупил бенедиктинский монастырь в Бржевнове. А в 1594 году не попал в личную коллекцию императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге. Знаменитое изображение Люцифера породило легенду о монахе-отшельнике, который якобы заключил сделку с дьяволом, чтобы закончить труд за одну ночь.

Удивительна судьба еще одного шедевра — Линдисфарнского Евангелия. При его создании мастера использовали особую технику разметки страниц: крошечные проколы служили направляющими для идеально ровных строк. До наших дней сохранились даже следы первоначальных эскизов, выполненных бледными чернилами, а с XIII века — свинцовым карандашом.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Искусство иллюминаторов было столь совершенным, что некоторые историки предполагали использование увеличительных стекол при работе над мельчайшими деталями. Особое очарование средневековым манускриптам придают маргиналии — рисунки на полях. Здесь можно встретить удивительные сцены: рыцарей, сражающихся с улитками, вооруженных зайцев, охотящихся на людей, или монахов, дерущихся с птицами. За этими причудливыми образами часто скрывалась тонкая ирония над обществом того времени.

В некоторых рукописях можно найти и тайные автопортреты создателей. Несмотря на то, что иллюминаторы редко подписывали свои работы, считая это проявлением гордыни, они иногда прятали свои изображения в виде крошечных фигурок среди орнаментов или в толпе на миниатюрах. А чтобы уберечь драгоценные фолианты от воров, монахи-переписчики оставляли на страницах грозные проклятия: «Если кто-либо украдет эту книгу, пусть его рука отсохнет, и пусть он будет сожжен в аду».

Искусство создания иллюминированных рукописей процветало в Европе на протяжении целого тысячелетия. От первых манускриптов поздней античности до роскошных фолиантов эпохи Возрождения, эти книги отражали не только религиозные искания своего времени, но и эстетические представления, научные знания, повседневную жизнь средневекового общества. К XIV веку искусство иллюминирования достигло такого совершенства, что некоторые детали миниатюр можно рассмотреть только под увеличительным стеклом.

С изобретением книгопечатания в XV веке начался закат этого удивительного искусства. Первые печатные книги еще оставляли места для рукописных буквиц и миниатюр, но постепенно они уступили место гравюрам. Однако наследие средневековых иллюминаторов не исчезло бесследно. До наших дней дошли тысячи манускриптов, каждый из которых — не просто книга, а настоящее произведение искусства.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождение текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Сегодня иллюминированные рукописи Средневековой Европы хранятся в крупнейших библиотеках мира. В этих драгоценных фолиантах продолжает жить эпоха, когда труд переписчика и художника считался служением высшему идеалу красоты.