Представьте себе исполинскую рукопись XIII века весом в 75 килограммов. Над ее созданием трудились два десятка лет. Уникальный почерк создателя, не меняющийся на протяжении всей книги, породил зловещую легенду о монахе, призвавшем на помощь дьявола, чтобы закончить труд за одну ночь. Все это «Кодекс Гигас». А знаменитый портрет Люцифера, из-за которого манускрипт прозвали «Библией Дьявола», единственное такое изображение, среди иллюминированных рукописей Средневековой Европы.
Иллюминированные рукописи Средневековья
Первые иллюминированные рукописи появились еще в поздней античности, между 400 и 600 годами нашей эры. Среди них — знаменитый Россанский кодекс, чьи миниатюры положили начало тысячелетней традиции украшения священных текстов. До XII века созданием манускриптов занимались исключительно монастыри, где монахи-переписчики трудились с рассвета до заката, останавливаясь лишь когда чернила замерзали от холода.
Для создания одной страницы иллюминированной рукописи требовалась кожа целого теленка, тщательно обработанная и превращенная в тончайший пергамент. На его безупречной поверхности мастера творили настоящие чудеса: смешивали красители из минералов и растений, накладывали тончайшие листы золота и серебра, создавали затейливые орнаменты.
К XIII столетию спрос на книги вырос настолько, что в крупных городах, особенно в Париже, Риме и Нидерландах, появились светские мастерские. Именно там родились самые роскошные образцы иллюминированных рукописей, которыми мы восхищаемся сегодня. С изобретением книгопечатания в XV веке искусство иллюминирования начало угасать, но до наших дней дошли тысячи этих удивительных манускриптов.
Рождение шедевра: как создавались иллюминированные рукописи
Создание иллюминированной рукописи начиналось задолго до того, как перо мастера касалось пергамента. В стенах монастырского скриптория каждому писцу отводилось отдельное место у окна, выходящего в крытую галерею — клуатр. Прежде чем приступить к работе, мастер тщательно размечал страницу, прочерчивая горизонтальные линии для текста. Затем он оставлял пустые места для будущих миниатюр и инициалов.
После того как текст был написан, за работу брался рубрикатор. Красными чернилами он вписывал заголовки, отмечал начала глав и разделов. Только после этого рукопись попадала к иллюминатору. Первым делом мастер наносил рисунок серебряным штифтом, затем накладывал золотые точки. Далее следовало наложение основных цветов и только потом — проработка деталей.
К началу XIV века искусство создания рукописей вышло за пределы монастырей. В городах появились целые мастерские, где трудились профессиональные писцы и художники. Они работали по заказу богатых покровителей, создавая не только религиозные тексты, но и рыцарские романы, исторические хроники, бестиарии. К XV веку появился особый тип книги — часослов, личный молитвенник, который стал своеобразным показателем статуса владельца.
Искусство света и цвета: техники и материалы иллюминирования
Палитра средневекового мастера-иллюминатора была на удивление богатой. Самым ценным и редким считался ультрамарин, добываемый из полудрагоценного камня лазурита. Этот глубокий синий цвет использовался для изображения одежд Девы Марии и других важных религиозных фигур. Менее дорогие оттенки синего получали из минерала азурита или растения вайды.
Красный цвет, самый распространенный в рукописях, добывали из нескольких источников. Киноварь — сульфид ртути — давала яркий алый оттенок. Кармин и кермес получали из насекомых, а в некоторых случаях использовали красную охру — природный пигмент, богатый оксидом железа. Красным часто выполняли инициалы и буквицы, а также элементы обрамления.
Особое место в искусстве иллюминирования занимало золото. Мастера использовали как тончайшие листы золота, так и золотой порошок, смешанный с гуммиарабиком — особым связующим веществом. С XII века золотые листы стали полировать до блеска, добиваясь особого сияния страниц. Золочение не только украшало рукопись, но и считалось способом прославления Бога, особенно в ранние века христианства, когда целые Евангелия писались золотом.
Самые известные иллюминированные рукописи и их тайны
В истории книжного искусства особое место занимает «Великолепный часослов герцога Беррийского» — шедевр французской готики. Братья Лимбург работали над ним с 1412 по 1416 год, создавая не просто молитвенник, а настоящую средневековую энциклопедию. На 206 листах тончайшего пергамента они разместили 66 больших и 65 малых миниатюр, используя редчайшие пигменты и золото. Судьба рукописи трагична: все три брата-иллюминатора и их заказчик умерли в 1416 году, возможно, став жертвами чумы.
Поражает воображение и история Кодекса Гигас. После создания в монастыре Подлажице рукопись была отдана в залог цистерцианским монахам аббатства Седлец, где пробыла 70 лет. В конце XIII века ее выкупил бенедиктинский монастырь в Бржевнове. А в 1594 году не попал в личную коллекцию императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге. Знаменитое изображение Люцифера породило легенду о монахе-отшельнике, который якобы заключил сделку с дьяволом, чтобы закончить труд за одну ночь.
Удивительна судьба еще одного шедевра — Линдисфарнского Евангелия. При его создании мастера использовали особую технику разметки страниц: крошечные проколы служили направляющими для идеально ровных строк. До наших дней сохранились даже следы первоначальных эскизов, выполненных бледными чернилами, а с XIII века — свинцовым карандашом.
Искусство иллюминаторов было столь совершенным, что некоторые историки предполагали использование увеличительных стекол при работе над мельчайшими деталями. Особое очарование средневековым манускриптам придают маргиналии — рисунки на полях. Здесь можно встретить удивительные сцены: рыцарей, сражающихся с улитками, вооруженных зайцев, охотящихся на людей, или монахов, дерущихся с птицами. За этими причудливыми образами часто скрывалась тонкая ирония над обществом того времени.
В некоторых рукописях можно найти и тайные автопортреты создателей. Несмотря на то, что иллюминаторы редко подписывали свои работы, считая это проявлением гордыни, они иногда прятали свои изображения в виде крошечных фигурок среди орнаментов или в толпе на миниатюрах. А чтобы уберечь драгоценные фолианты от воров, монахи-переписчики оставляли на страницах грозные проклятия: «Если кто-либо украдет эту книгу, пусть его рука отсохнет, и пусть он будет сожжен в аду».
Искусство создания иллюминированных рукописей процветало в Европе на протяжении целого тысячелетия. От первых манускриптов поздней античности до роскошных фолиантов эпохи Возрождения, эти книги отражали не только религиозные искания своего времени, но и эстетические представления, научные знания, повседневную жизнь средневекового общества. К XIV веку искусство иллюминирования достигло такого совершенства, что некоторые детали миниатюр можно рассмотреть только под увеличительным стеклом.
С изобретением книгопечатания в XV веке начался закат этого удивительного искусства. Первые печатные книги еще оставляли места для рукописных буквиц и миниатюр, но постепенно они уступили место гравюрам. Однако наследие средневековых иллюминаторов не исчезло бесследно. До наших дней дошли тысячи манускриптов, каждый из которых — не просто книга, а настоящее произведение искусства.
Сегодня иллюминированные рукописи Средневековой Европы хранятся в крупнейших библиотеках мира. В этих драгоценных фолиантах продолжает жить эпоха, когда труд переписчика и художника считался служением высшему идеалу красоты.