Найти тему
РЖД Цифровой

Технологии досмотра выходят за рамки

Оглавление

Досмотр грузовых вагонов – достаточно трудоемкая и кропотливая работа. Поэтому в мире появляется все больше решений, способных минимизировать участие человека в этом процессе. На помощь перевозчикам приходят нейросети, видеоаналитика и искусственный интеллект. Современные досмотровые комплексы интегрированы с ИТ-системами железнодорожных операторов, помогая оценивать габариты грузов, вести учет отправленных из начальной точки и доставленных в пункт назначения вагонов, минимизировать простои и т. д.

Досмотрели за ростом количества перевозок

Внедрение цифровых сервисов, помогающих упростить процедуры досмотра вагонов, на РЖД началось еще в 2000-е. Тогда причиной перехода от ручного осмотра к высокотехнологичному стало увеличение грузоперевозок по железной дороге. Именно цифровые решения должны были помочь в кратном росте пропускной способности магистралей.

Первые системы коммерческого осмотра вагонов представляли собой габаритные ворота (или рамки), оснащенные различными оптическими датчиками и камерами. Проверка грузовых единиц осуществлялась при прохождении ворот на скорости от 15 до 70 км/ч (этот параметр зависел от типа установленного оборудования).

Поезда следовали без остановки через рамки. Если оператор системы осмотра обнаруживал на мониторе отклонения от нормы, то по определенной единице – вагону, цистерне и т. д. –составлялись замечания, которые затем передавали приемщику. При критических нарушениях транспортная единица отцеплялась и заменялась в последующем на исправную.

Процесс просмотра записывался на видео, которое хранилось в архиве для наблюдения за вагонами и цистернами с незначительными замечаниями по эксплуатации.

Нейросети – с пристрастием

С развитием технологий совершенствовался и процесс коммерческого осмотра вагонов.

Так, некоторые решения при проверке подвижного состава формируют трехмерные модели вагонов. При выявлении нарушений проблемные области подсвечиваются красным.

Оператор может увеличивать 3D-модели, чтобы перепроверить результаты за автоматикой. Дело в том, что не всегда искусственный интеллект, нейросети и системы видеоаналитики дают стопроцентный результат.

Нейросети теперь ищут нарушения габаритов и неравномерную нагрузку (так, оператор получит оповещение, если вагон нагрузили сверх нормы, что может представлять опасность при транспортировке. – Прим. ред.), смещенный центр тяжести у груженого вагона.

Например, нейросети в процессе проверки составов могут определить, насколько груз соответствует габаритам транспортной единицы. Если вагон перегружен бревнами или углем, то искусственный интеллект обнаруживает это и выдает предупреждение оператору.

Также при помощи нейросетей проверяются крепления люков цистерн, состояние крыш и бортов вагонов, надежность креплений груза в открытых вагонах.

«Сквозные» технологии

Также в проверке всего подвижного состава помогают специальные рентгеновские сканеры и анализ рентгеновских изображений. Автоматически такие решения выявляют и «подсвечивают» опасные посторонние объекты или вмешательство в конструкцию грузового борта. При таком подходе сотрудникам не требуется проверять содержимое транспортной единицы в ручном режиме, выгружать часть перевозимого из вагонов и т. д.

Технологии бесконтактного осмотра применяются и для мультимодальных перевозок, например для грузовиков, перевозящих железнодорожные контейнеры через границу. Установлено более 30 подобных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на государственной границе России. Транспорт при проезде можно не останавливать, что сокращает время проверки грузов до нескольких минут.

Стационарные железнодорожные комплексы могут на скорости до 70 км/ч и без надобности остановить состав, просканировать и автоматически опознать в вагонах или контейнерах не заявленные к перевозке объекты.

Оборудование позволяет в буквальном смысле «видеть» сквозь преграды и обнаруживать запрещенный груз практически любого размера, отмечал ранее директор по особым поручениям Госкорпорации «Ростех» Александр Попов. По его словам, ИДК делает рентгеновские изображения за несколько минут и в состоянии найти миниатюрные тайники и потайные вкладки, даже если вагон или контейнер перевозит груз в десятки тонн.

Это достигается благодаря возможностям решения просматривать даже стальные борты толщиной до 40 см. При этом получаемое на выходе изображение пределяет и состав не задекларированных к перевозке веществ (наркотики, взрывчатку, боеприпасы или другие).

Кроме того, в последнее время более тщательно проверяют и днище вагонов на предмет нештатных устройств и запрещенных грузов. Для этого между рельсами укладываются компоненты системы и сканер, который за считанные секунды после проезда поезда сравнивает полученное изображение с эталонным из базы данных. Изображение подвижного состава выводится на монитор, а возможные конструктивные изменения и посторонние предметы подсвечиваются красным.

Технологии опережают

В России подобные системы предлагают такие компании, как «РТК», «Алгонт», «АРСИС», «Скантроник Системс» и другие поставщики.

Аналогичные решения широко распространены по всему миру: нагрузка на железнодорожные магистрали растет. Дело в том, что доставка морем в некоторых регионах стала менее безопасной, а санкции сократили возможности пролета зарубежных бортов над территорией России и российских авиакомпаний над территорией недружественных стран. В результате мультимодальные и железнодорожные перевозки стали более востребованы.

Процесс досмотра вагонов в его нынешнем виде обладает огромным потенциалом совершенствования и цифровизации для достижения более высоких показателей пропускной способности и эффективности , отмечают эксперты.

«В среднесрочной перспективе мы хотим проводить техосмотр вагонов менее чем за 60 минут вместо нескольких часов – важный шаг на пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным», – объяснял актуальность цифрового досмотра вагонов Ханс-Юрген Вайдеманн, технический директор CargoBeamer.

-2