Найти в Дзене

Раскрывая секреты современного искусства: Абстракционизм. Пионеры абстракционизма

Оглавление

Добрый вечер, уважаемые читатели!

В прошлый раз мы с вами обсудили что такое экспрессионизм.

Но до меня только сегодня дошло, что я перепутала последовательность постов и мы с вами пропустили такое важное направление как абстракционизм! Поэтому речь сегодня пойдёт именно о нём.

Самое интересное, что в каждом десятилетии абстракционизм открывается с новой стороны, появляется всё больше ответвлений, поэтому говорить о нём мы будем несколько выпусков подряд. А может даже и дольше, чтобы без спешки раскрыть все его стороны.

Как обычно, напоминаю, что у нас есть целая подборка статей по истории современного искусства, а также отдельная подборка про интересных художников нашего времени.

Абстракционизм

Наверное, у многих, кто слышит название этого направления, в голове сразу всплывают такие художники как Кандинский или Малевич, а может даже и Альфонс Алле.

И эти мысли верны и не верны одновременно. И дальше вы узнаете почему.

Давайте сначала поймём что вообще это за слово такое интересное - "Абстракционизм".

Этот термин произошел от латинского слова "abstractus", которое при дословном переводе означает "отвлеченный" или "удалённый".

Из этого следует, что Абстракционизмэто беспредметное направление в искусстве, в котором художники отказываются от реалистичного изображения, удаляют ненужное. Теперь вместо явлений окружающей действительности объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отноше­ния между этими элементами.

В своём творчестве абстракционисты устанавливают главенство универсальной самодостаточной формы, исследуя её воздействие на зрителя и способность стать независимым языком, который был бы понятен без перевода. Как думаете, им удалось?

Основная идея абстракционистов: показать, что реальность субъективна.

Кроме того, это направление использует некоторые достижения фовистов, анализируя психологию цвета и света, а также прямое воздействие этих факторов на зрителя.

Абстракция считается "чистым искусством", которое лишено коннотация с реальностью, то есть не обращается к окружающему миру за помощью в выражении мысли и раскрытия смысла работы. Абстракция разрывает привычную для нас связь образа и реального мира, используя лишь форму, линию, мазок, цвет и композицию.

Художник воздействует на психологию зрителя, отвергая лишнюю интеллектуализацию, и наполняет смыслом форму и цвет композиции, превращая их в подобие новой религии или мистического видения.

Подобное освобождение искусства от фигуративного метода и изображения окружающей реальности будет делиться на множество этапов (8 действительно полноценных этапов). Но одним из самых важных витков развития будет именно после Второй мировой войны в произведениях художников 1950 - 1960-х годов.

Так что присаживайтесь поудобнее, ведь говорить об абстракционизме нам придётся очень долго. Не за раз, конечно, иначе голова кругом пойдет.

И сегодня мы разберем лишь часть, чтобы не мчаться "галопом по Европе", а нормально разобраться в чем собственно дело.

И если быть откровенно честными с вами, абстракционизма как целостного направления не существует, это совокупность различных практик. В них мы и будем постепенно разбираться.

Пионеры абстракционизма.

История абстракционизма начинается в 10-30-е годы 20-го века. И чтобы лучше вникнуть в происходящее, мы будем сразу рассматривать её через "лица" эпохи.

Василий Кандинский

Наверное, это имя слышали все. А если и нет - видели его работы хотя бы на той же линейке толстовок из магазина "Твоё". Даже у меня такая есть.

Фотография Василия Кандинского. Без кота и жизнь не та.
Фотография Василия Кандинского. Без кота и жизнь не та.

Василий Кандинский - российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Именно поэтому мы начинаем своё путешествие в мир абстракционизма именно с него.

Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом решил, что этим на хлеб не заработаешь и выбрал карьеру юриста.

Но от судьбы не уйдёшь. Как-то раз он посещал выставку и увидел картину Клода Моне. И в тот миг его мир перевернулся, он решил вернуться к своим детским мечтам и стал учиться живописи. А позже и вовсе достиг такого мастерства, что стал преподавателем в Мюнхене.

Также он стал одним из основателей художественной группы "Синий всадник". О ней мы ещё поговорим сегодня, но чуть позже.

Свой творческий путь Кандинский начал с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Выше вы можете проследить как менялся его стиль.

Кандинский испытал также большое влияние символизма. Несомненно, от символизма взялось его понимание черного, например, как символа смерти, белого - как рождения, красного - как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль - активное начало.

Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель
Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель

Свою первую абстрактную акварель он написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах. (Если кому интересно, можете даже почитать его труды "О духовном в искусстве" и "Точка и линия на плоскости").

Есть даже небольшая история о происхождении этой картины:

"Шел далекий 1910 год. Смеркалось. В этот час грусти и отчаяния великий русский художник устало вошел в свою неуютную мюнхенскую мастерскую. Глазами, полными тоски и ностальгии, он бесцельно окинул знакомые до боли предметы. Но что это?! Возле стены, на полу, стоит неизвестная ему картина, на которой изображены какие-то бесформенные пятна, но она, тем не менее, невероятно прекрасна! Художник судорожно зажег свет, подошел к поразившему его полотну и понял, что это пейзаж Клода Моне. Просто тот был перевернут и в зыбком сумраке вечерней зари художник не признал его. Но явившийся ему прекрасный беспредметный образ не уходил, продолжал его манить, запал ему глубоко в душу. Ему стало ясно в этот день, бесспорно ясно, что предметность вредна картинам."

Выше вы видите одни из первых картин Кандинского в абстракционизме. Однако, здесь всё ещё прослеживаются нотки экспрессионизма, которым он увлекался ранее.

По мысли Кандинского, разлад между художником и обществом неизбежен. Он полагал, что, чем страшнее становится этот мир, тем более абстрактным становится искусство. Установив такую зависимость между миром и художником, Кандинский высказал идею о том, что «предмет вреден для картин».

Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем. Его желанием было не только рисовать, но и создавать новые формы искусства, которые объединяли бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру.

Василий Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916 год.
Василий Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916 год.

Картина «Красная площадь» наглядно демонстрирует новаторские художественные искания Кандинского. Красная площадь узнаваема при определенном домысливании изображенного, и в то же время это совершенно новый взгляд на предмет изображения.

Особенно творчески удачным оказался для Кандинского 1919 год. Беспредметность этих полотен, освобождая зрителя от привязанности к конкретным жизненным образам, позволяет ему быть соучастником художественного мышления.

Главный смысл абстрактной картины заключен в колорите и композиции – средствах чистой живописи. Сам Кандинский классифицировал свои произведения на три вида: «импрессии», «импровизации», «композиции».

Композиции:

Импровизации:

Импрессии:

Василий Кандинский. Импрессия III. Концерт. 1911 год
Василий Кандинский. Импрессия III. Концерт. 1911 год

По мнению Кандинского, «импрессия», или «впечатление», бывает во многом случайна и передает эффект видимой натуры. «Импровизация» дает большой полет фантазии, в большей мере высвобождает интуитивное подсознательное начало. «Композиция» - высшая и самая сложная форма проявления художника, апогей творчества.

Альфонс Алле?

Именно со знаком вопроса. И сейчас вы увидите почему.

Фотография Альфонса Алле.
Фотография Альфонса Алле.

В наше время некоторые отрицают, что абстракционизм создал именно Кандинский. И изобретение приписывают французскому человеку Альфонсу Алле, в 1883 году выставившему чистый лист белой бумаги. А затем и красный. И черный. И так далее...

Взгляните сами.

Надо сказать, что искусство конца ХIХ века, весь этот конгломерат направлений, известный как Ар нуво, было просто беременно абстракционизмом. И шутки Алле тут показательны – хоть и в такой форме, но он обозначил некую новую возможность для искусства.

Но всё же Алле не является основоположником абстракционизма, так как он изображал не другой мир, а все этот же, просто шифровал его так, что его было невозможно узнать.

Вполне закономерно, что первым абстракционистом стал именно Кандинский – художник довольно традиционных взглядов, воспитанный на Ар-нуво и вышедший из немецкого экспрессионизма. Кандинский к моменту всемирной абстракционистской революции был уже 45-летним мужчиной, а в этом возрасте, согласитесь, резкие повороты совершаются редко. То есть он пришел к абстракции довольно традиционным и медленным путем, но революцию совершить умудрился.

Казимир Малевич

Думаю, услышав это имя, многие вспомнили "Чёрный квадрат". Но всё не так просто.

Фотография Казимира Малевича.
Фотография Казимира Малевича.

Если Кандинский у нас считается основоположником абстракциониста, то Малевич уже является основоположником супрематизма - одного из крупнейших направлений абстракционизма.

Казимир Северинович Малевич – российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства и философ.

Казимир Малевич подавал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества четырежды, и всякий раз был отвергнут, но не унывал. Жил в коммуне художников в Лефортово. Учился в студии Федора Рерберга.

Малевич воплощал классический образ голодного художника. Он исступленно работал, считал себя социалистом, с энтузиазмом встречал революционные события. Баррикады манили его – и в переулках, и в искусстве.

В отличие от многих своих соратников, Малевич не эпатировал ради эпатажа - он искал себя (не люблю это выражение, но иначе подобное не назвать). Каждый период в творчестве Малевича чем-нибудь его обогатил.

Думаю, чтобы всем было удобно, по мере разбора я буду создавать и дополнять небольшую схемку, чтобы мы не запутались.

Пока на скорую руку, но я подумаю, как сделать её компактной и удобной.
Пока на скорую руку, но я подумаю, как сделать её компактной и удобной.

Не спорю, Малевич ворвался в историю искусств благодаря своему "Черному квадрату", но это лишь вершина айсберга. (Кому также интересно, можете прочесть его труд "Черный квадрат. О себе.")

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915 год. (супрематизм)
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915 год. (супрематизм)

В 1913-м художник Малевич оформлял оперу «Победа над солнцем». В числе прочего, Малевич изобразил на заднике черный квадрат, грубо говоря, символизировавший технологический триумф – победу человека над природой, рукотворного над стихийным, рассудочного над спонтанным, электрического над солнечным.

Два года спустя, Казимир Малевич зажег свое черное солнце на полную мощь, представив самый известный из «Черных квадратов» на выставке «0, 10» в Петрограде.

Выставка «0, 10»
Выставка «0, 10»

«Живописный манифест супрематизма», неслучайно повешенный Малевичем в "красном углу", стал сенсацией.

Малевич в собственном творчестве не ограничивался беспредметной живописью и испытал на себе едва ли не все модернистские направления и стили, возникшие на рубеже XIX-XX веков (от импрессионизма и фовизма до кубизма и футуризма).

Убив «Квадратом» живопись, а в пределе – и весь старый мир, Малевич начал создавать новый, назвав его «супрематизм».

Работая в импрессионизме, Малевич научился творческой свободе. Из фовизма вынес буйный эпилептический цвет. Из кубизма – геометрическую аскетичность линий и форм. У футуристов позаимствовал парадоксальную логику алогичного. Ну и далее по списку.

В основе высшей гармонии его направления сосуществовали геометрические первоэлементы, но они не были жестко закреплены, а располагались на основе свободного равновесия. Всякая эмоция, «возбуждение» в терминологии Малевича, из этого мира была изгнана, командовал в его картинах именно разум. (Опять же, можно почитать "Беспредметность" или собрания сочинений)

Так в чем же заключалась революционность супрематизма в целом и «Черного квадрата» в частности? Если упростить до предела - прежде всего в пресловутой новой искренности. Это была попытка, ободрав все лишнее, положить на предметное стекло самую суть. Опыт безусловно интригующий. Но и пугающий своей окончательностью. (Ещё хорошо идея написана в его работе «Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой»)

«Когда ты меня рисуешь, то получаюсь не я сам, а рисунок меня, - пишет биограф Малевича, Ксения Букша. – А когда ты рисуешь черный квадрат, то и получается черный квадрат».

Малевич хотел переделать реальность в соответствии со своими живописными рекомендациями. Его система была создана на основе русского кубо-футуризма.

Но о футуризме и других направлениях абстракционизма мы с вами поговорим в следующий раз.

Всем спасибо за внимание!