Всем доброго вечера! Или уже ночь.. но не важно!
Сегодня мы с вами продолжаем говорить про направления абстракционизма!
Кто не видел первую часть - тыкайтесь сюда. :)
Как обычно, напоминаю, что у нас есть целая подборка статей по истории современного искусства, а также отдельная подборка про интересных художников нашего времени.
Итак, приступим!
Абстракционизм. Часть 2.
В прошлый раз мы с вами поговорили о Кандинском и Малевиче, но сегодня нас ждут не менее интересные деятели и подробности. Постараюсь разложить всё по полочкам, чтобы в следующем выпуске мы с вами начали обсуждать следующий период абстракционизма.
Пит Мондриан
Пит Мондриан - нидерландский художник. И его также относят к основоположникам абстракционизма.
Сейчас вы видите работы Мондриана, которые были написаны им в других жанрах.
Как и Кандинский, Мондриан рисовать начал ещё в детстве. Но он уже с детства знал, что он будет художником, в отличии от Кандинского, который пошел учиться на юриста. Мондриан получил профессиональное образование в амстердамской Академии изящных искусств.
Затем художник много лет прожил в Париже. И, может быть и продолжил бы там жить, если бы его картины не попали на выставку "Дегенеративное искусство".
Что же это за выставка такая и почему он уехал?
19 июля 1937 года в Мюнхене открылась выставка «Entartete Kunst» — "дегенеративное искусство" — на которой экспонировались около 650 произведений современного искусства, конфискованных спецслужбами по заданию Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Выставка объехала 12 городов Германии и, её посетили 3 миллиона зрителей (такой рекорд посещаемости был превзойдён лишь в 2000-х годах). По окончании выставки декларировалось полное уничтожение всей коллекции абстрактного и полуабстрактного искусства. Но из-за очень высоких цен на некоторые полотна, часть коллекции всё-таки решили сохранить с целью дальнейшей продажи.
И именно там и оказались работы Мондриана, оставив на нем сетку изгоя, подлежащего уничтожению. Он был вынужден переехать в Нью-Йорк, где он смог творить с спокойной душой. В целом, так он и прожил в Нью-Йорке до конца жизни, завоевав огромную популярность своими полотнами.
И вот мы с вами говорим про его работы, выставку, переезд. Но что ж это за картины-то такие? А что если я скажу, что многие из вас их знают?
Знакомо же, да?)
Это его знаменитые полотна, которые написаны с использованием трех основных цветов (красный, синий, желтый) и трех «не-цветов» (черный, белый, серый). Все эти работы строго геометричны, в них присутствуют только вертикальные и горизонтальные линии.
После переезда в Нью-Йорк Мондриан практически полностью отказывается от черного цвета.
Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами – Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность.
Мондриан был выходцем из кубизма и он создал свою систему абстракционизма - "неопластицизм", которая тоже изображала идеальный мир, но очень суровый и рациональный.
Неопластицизм был очень жесткой системой: можно было использовать только прямой угол, цвета должны были быть только основными (красный, желтый, синий) и плоскими, как чертежная заливка. Использовались еще «нецвета» - белый, серый, черный. В композиции нужно было стремиться к предельному равновесию.
В лице американцев Мондриан нашел благодарную публику, которая приходила в восторг от его работ. Не последнюю роль в этом сыграла знаменитая меценатка Пегги Гуггенхайм, выставлявшая полотна художника в своей галерее. Искушенным нью-йоркским критикам и журналистам только и оставалось, что обсуждать картины Мондриана, потому что в остальном его жизнь была удивительно скучной.
Интересно, что работы Пита Мондриана ещё долгие годы пользовались популярностью. Была даже выпущена линейка одежды от дизайнера Сен-Лорана.
Артур Гарфилд Доув
Артур Доув - американский художник, один из первых абстракционистов в США.
С юношеского возраста Артур интересовался искусством и рисованием. Первые уроки рисования Доув получил от соседа-любителя, учившего его пейзажной живописи. Впоследствии закончил Корнеллский университет, где уже был известен как талантливый художник-иллюстратор. Затем работал в Нью-Йорке как профессиональный иллюстратор. Но вскоре ему это надоело и он начинает искать себя в других жанрах. Так он и приходит к абстракционизму.
К сожалению, его ранние работы найти не удалось.
Начиная с 1911—1912 года он создаёт свои первые, подобные работам Кандинского, абстрактные картины-пейзажи. Доув начинает экспериментировать в области абстрактного творчества, отойдя от традиционного материализма искусства.
На своей выставке 1912 года он демонстрирует серию пастельных рисунков под названием Десять заветов (Ten Commandments), бывших первыми абстрактными работами в американской живописи. Все десять я не обнаружила, но что есть, то есть.
В дальнейшем художник становится одним из известнейших прогрессивных американских мастеров. В 1912—1946 годах он регулярно выставляется в галереях Стиглица. Правда в какой-то период он переходит в дадаизм, но о нем мы пока не будем говорить.
Франтишек Купка
Франтишек Купка - чешский художник, который большую часть своей жизни прожил в Париже, что дало ему возможность также одним из первых эволюционировать от реализма к абстрактному искусству, то есть стать "пионером" абстракционизма.
Он старался объединить в искусстве оккультизм, науку, музыку и живопись.
Давайте посмотрим как трансформировался стиль Купки.
Имя Франтишека Купки, наряду с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича, знает каждый, кто интересуется истоками абстракционизма.
«Разве произведение искусства должно что-то изображать? Неужели недостаточно, что оно следует ритму?» – спрашивал художник.
Франтишек с детства чувствовал в себе тягу к живописи и подрабатывал в художественной мастерской, где обучился смешивать краски и рисовать святых. Среди членов местного спиритического сообщества числился и губернатор Добруша, он-то и помог ему поступить в Школу ремесел в Яромерже.
Позже Франтишек поступил в Академию изящных искусств в Праге на факультет исторической и религиозной живописи, где активно пропагандировали идеи назарейцев. Надолго в этих рамках художник не задержится, но склонность к геометризации и пренебрежение реализмом позже дадут о себе знать.
Прощание с реализмом произошло в Вене – там Купка продолжал образование. Австрия показала ему возможности символизма. Эзотерические взгляды тоже расширились – он увлекся восточной философией и теософией.
Парижский дебют Купки состоялся в 1906 году на Осеннем салоне. Постепенно он заводит связи в художественной среде и поочередно пробует себя в различных направлениях.
Взаимоотношения музыки и живописи привели его к такому художественному направлению как орфизм.
Пытаясь нащупать свой путь, он начинает посещать лекции по физике, биологии и физиологии, всерьез интересуется оптикой и даже заводит в своей мастерской микроскоп и телескоп. И всё дальше отходит от фигуративной живописи, увлекаясь абстракциями.
В 1930-е годы абстракционизм начал входить в моду. Купка вместе с другими художниками основал группу «Абстракция-Творчество». Однако тогда у него уже обострились психические проблемы, он боролся с депрессиями, начал терять слух.
Сегодня на аукционах стоимость его картин исчисляется миллионами, и Франтишек Купка остается одним из самых известных в мире художников-абстракционистов.
Я думаю, теперь понятно с кого началась эпоха абстракционизма.
И на этом мы закончим.
В следующей статье мы перейдём ко второму этапу, то есть к 40—50-ым годам 20 века. Там вас будут ждать Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и многие другие!)
Спасибо за прочтение! Доброй ночи! Или утра... Ну, вы поняли)