Найти тему
Блог методолога

Тренды в мировом образовании 2024. Взгляд из России

Оглавление

Британские учёные из Института образовательных технологий, входящего в Открытый университет, выделили 10 тенденций в образовании по всему миру.

А российские учёные из НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом «Ultimate Education» (сама компания российская, а вот название почему-то по-английски) опросили представителей отечественной системы образования (они названы «инноваторами») и онлайн-студентов, чтобы узнать, насколько общемировые тренды в образовании актуальны в России.

Интересно, что в этом опросе инноваторы продемонстрировали бОльший энтузиазм, чем студенты – они дали более высокие оценки 8 тенденциям из 10. И только две тенденции получили бОльшую поддержку студентов, чем внедряющих инновационные технологии в образовании.

Фото из личного архива Н.А. Урусовой
Фото из личного архива Н.А. Урусовой

Примечательно, что списке есть одна тенденция, которая одинаково нравится и инноваторам и онлайн-студентам. С неё и начну.

Тренд 1. Взаимопроникновение учебных сред

Студенты могут приходить на занятия не только в привычные аудитории или классы, но и в вебинарные комнаты, виртуальные пространства и даже в гибридные аудитории, в которых одновременно комфортно учиться и офлайн- и онлайн-студентам 👍.

Этот тренд поддерживают 50% инноваторов и 48% студентов. И я!

В июне я стала методистом гибридного обучения в Высшей школе менеджмента СПбГУ и просто влюбилась в этот формат. Обязательно напишу о гибридном обучении статью, и не одну.

А сейчас продолжу комментировать тренды.

Тренд 2. Мультимодальная педагогика

Преподавателю желательно использовать несколько каналов предъявления материала: текстовой, аудиальный, визуальный…

Нельзя сказать, что это что-то глобально новое, – о том, что люди различаются по способу восприятия информации и о важности использования разных способов подачи материала на занятии, нам рассказывали и в советских вузах.

Но с появлением новых технологий наши преподавательские возможности сильно возросли: можно и видео включить, и интерактивные опросы провести, и мемы или инфографику показать.

Этот тренд поддерживают 58% инноваторов и 34% студентов (неожиданно).

Тренд 3. Педагогика отношений

Важно создать доверительную среду, в которой выстраиваются равноправные профессиональные отношения.

Это как раз про меня. Для меня дружелюбный климат на занятии всегда был одной из первостепенных забот.

Этот тренд поддерживают 48% инноваторов и 29% студентов (очеень странно. Исследователи объясняют такой результат тем, что у онлайн-студентов потребность в поддерживающей обучающей среде закрыта. Ещё более странно).

Тренд 4. Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде

Тесно связан с предыдущим, но акцент именно на онлайн-среде, где для студентов особенно важно чувствовать контакт с педагогом и ощущать себя частью учебного сообщества: если студенты больше вовлечены в образовательный процесс, они лучше учатся и легче приобретают необходимые навыки.

Звучит логично, хотя в последнее время для меня слова «забота» и «цифровые сервисы» кажутся несовместимыми. Впрочем, мой негативный опыт не с образовательной средой связан, а с цифровыми сервисами в госорганах и у операторов сотовой связи.

Этот тренд поддерживают 35% инноваторов и 36%студентов

Тренд 5. Предпринимательское образование

Предлагается развивать предпринимательское мышление со школы, а ещё лучше с детского садика. Утверждают, что сегодня работодатели ждут не исполнителей, а самостоятельных и инициативных сотрудников.

Безусловно, умение построить своё дело и навыки управления собственным бизнесом очень полезны для построения карьеры. Мне лично опыт предпринимательства (я управляла и развивала свою лингвистическую школу десять лет) помог шире взглянуть на многие процессы в образовании и легче адаптироваться к новым форматам работы, например, продуктовому подходу в обучении, с которым я познакомилась, будучи методистом в образовательной сети «Юниум».

Но остаётся вопрос, насколько предпринимательские способности врождённые и поддаются целенаправленному развитию?

Этот тренд поддерживают 39% инноваторов и 29%студентов

Тренд 6. Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта

О влиянии искусственного интеллекта (ИИ) на труд учителя я уже писала. С помощью ИИ-инструментов можно создавать слайды для презентаций, генерировать тексты, задания, тесты и опросы, подбирать картинки, делать песенки с нужными словами и озвучивать их, записывать видео с забавными героями и много чего ещё.

Но пока искусственный интеллект вызывает больше опасений, чем интереса, как у педагогов, так и у опрошенных студентов.

Этот тренд поддерживают 37% инноваторов и 29% студентов

Тренд 7. Сближение контекстов обучения и обучающегося

Пока это не самый востребованный тренд, но лично мне он очень нравится: чем ближе контекст обучения к опыту студента и среды или культуры, из которой он пришёл, тем больше его вовлечённость и, соответственно, эффективность обучения.

Этот тренд поддерживают 30% инноваторов и 25% студентов

Тренд 8. Подкасты как педагогическая технология

На мой взгляд, весьма сомнительно, если рассматривать подкасты как основную форму образовательного контента. Все мы знаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать 👀. И видеоподкасты здесь не особо спасают ситуацию.

Я была готова предположить, что это лишь моё мнение, потому что я больше люблю читать и не люблю слушать что-то в наушниках на ходу, но со мной согласны большинство студентов из опроса.

Впрочем, подкасты вполне могут рассматриваться как дополнительный образовательный формат в рамках тренда на мультимодальность.

Этот тренд поддерживают 29% инноваторов и15% студентов

А теперь 2 тренда, которые по сердцу студентам 😍

Тренд 9. Обучение через вызов

Студенты хотят больше проектно-исследовательских работ при изучении нового материала. Они хотят, чтобы их привлекали к выполнению сложных задач, с которыми сталкивается реальный бизнес (которые по-английски challenges, т.е. челленджи - вызовы). Они хотят сами изучить свою область и найти в ней проблемы, которые, как они считают, стоит решить.

Этот тренд поддерживают 31% инноваторов и 56% студентов (ого, сколько студентов готовы к трудностям реального рынка!)

Тренд 10. Метавселенная для образования

Виртуальные миры, в которых учащиеся общаются, спрятавшись за виртуального персонажа, оказывается, хороши не только для игр.

С их помощью можно дистанционно отрабатывать довольно сложные умения: проводить виртуальные хирургические операции или опасные опыты в виртуальной лаборатории.

Звучит захватывающе, но тенденция пока не сильно распространилась на нашем образовательном поле.

Этот тренд поддерживают 19% инноваторов и 24% студентов

А какую из тенденций поддерживаете вы? Давайте проведём свой мини-опрос:

Спасибо за ваше мнение! Я опубликую результаты нашего опроса через две недели - как раз к началу учебного года. Подпишись на канал и нажми на колокольчик, чтобы не пропустить уведомление о результатах.

Ваша,

Надежда Урусова

Читать ещё: