Сегодня,в рамках недели, посвященной педагогической системе Марии Монтессори поговорим про упражнения практической жизни.
Что это такое? Как это помогает развивать самостоятельность и уверенность в себе? Как организовать дома? Узнаем сегодня!
Упражнения практической жизни (сокращенно УПЖ) - это самостоятельное выполнение ребенком бытовых действий, к которым у него есть интерес в данный момент времени: это может быть приготовление пищи, наведение порядка и т.д. Цель таких упражнений — способствовать гармоничному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, удовлетворят его естественную потребность в движении и интерес к окружающим процессам.
В первые годы жизни у детей активно развивается крупная моторика, поэтому упражнения направлены на развитие координации и точности движений. Кроме того в ходе упражнений практической жизни дети учатся работать в группе, усваивают модели поведения( умение приветствовать друг друга, попросить помощи, вежливо ответить, работать сообща, вести беседу, выстраивать ролевую игру и многое другое), тем самым усваивая социальные нормы.
В чем смысл упражнений практической жизни?
- Отвечают естественным потребностям детей в соответствии с возрастом(в движении, в общении).
- Улучшают координацию и точность движений.
- Гармонизируют поведение, направляя энергию в созидания порядка вокруг и внутри себя.
- Помогают в понимании специфики поведения в обществе и культуре.
- Развивают чувство ответственности перед окружающими.
- Формируют нравственные ценности.
- Способствуют развитию самостоятельности, и в следствие этого укрепляют самооценку и чувство собственного достоинства.
Суть понятна, теперь хочу показать Вам, как это работает на примере.
Недавно приезжала в гости и услышала рассказ о том, что племянник испытывает очень большой интерес к воде, может стоять не отрываясь у крана и мочить руки продолжительное количество времени. Я сразу же подумала, что упражнения практической жизни, связанные с водой - это как раз то, что нужно! Ведь в таком случае я отвечаю интересу ребенка во взаимодействии с водой, направляю это стремление в познавательное русло и учу бытовым навыкам, тем самым развивая в нем самостоятельность.
Важно при подготовке к работе с материалом!
В мокрой зоне:
– не используем ковры,
– рядом размещаем инвентарь для уборки, чтобы лужи можно было быстро ликвидировать самому ребёнку или с участием взрослого(швабра по росту ребенка, тряпочки), ведро для воды.
– заботимся о том, чтобы было не скользко, если у вас плитка, то можно постелить прорезиненный коврик или плотное полотенце.
Какие упражнения предложить ребенку, у которого есть большое желание взаимодействовать с водой?
Переливание воды.
Материал: поднос, кувшин из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд и воронка , тряпка.
Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом?
Кувшин наполнен до отметки подкрашенной водой. (Если лейка переполнена, то переливание воды затрудняется.) Кувшин и сосуд с воронкой стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Учитель берет кувшин за ручку, поднимает его высоко, наклоняет над сосудом и медленно — наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит сосуд в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит кувшин на стол. Он берет наполненный сосуд, вытаскивает воронку, поднимает его на высоту кувшина и выливает воду назад. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Особенно интересный пункт! Учитель показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу действия. Это упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.
Можно также наливать воду из кувшина в стаканы, из стакана в стакан переливать воду с помощью пипетки или губки.
Это упражнение поможет ребенку научиться контролировать уровень налитой воды, чтобы не проливать жидкости при наливании питья себе в кружку или стакан из кувшина, бутылки и т.д.
Поиск предметов.
Материал: Тазик, кувшин с водой, непромокаемый коврик на рабочей зоне, дополнительные маленькие предметы(например, ракушки), шумовка.
Цель: Развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.
Возраст: до трех лет.
Как работать с материалом?
Ставим кувшин с водой небольшого размера, так чтобы ребенку было удобно самостоятельно взять его, поднять и перелить воду, на дно тазика рассыпаем ракушки, рядом кладем непромокаемый коврик. Учитель берет кувшин с водой и показывает, как переливать воду в тазик, ребенок переливает всю воду, затем взрослый берет шумовку и показывает, как с помощью нее захватывать ракушки со дна тазика и доставать их,затем выкладывает ракушки на коврик рядом с тазиком. Учитель показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Тазик насухо вытирают.
Учит ребенка координировать точные движения и быть внимательным.
Мытье посуды.
Материал: посуда, фартук и рукавица или тряпочка для уборки воды, средство для мытья посуды в небольшой баночке дозировано на одно мытье, губка, башня-помощница, заглушка в раковину, щетка, ведерко для отходов.
Здесь оставлю фото, чтобы было понятнее:
Как презентовать ребёнку?
Взрослый приглашает ребенка помыть посуду, надевает фартук сам и предлагает ребенку тоже надеть его фартук. С помощью башни помощника ребенок поднимается к раковине. Взрослый закрывает слив и набирает небольшое количество воды. Рядом с раковиной стоит немного грязной посуды, щетка и ведерко для отходов. Учитель показывает ребенку, как с помощью щетки убрать остатки еды с посуды в ведерко для отходов, объясняем почему это важно делать, чтобы раковина не забивалась. Ребенок повторяет действие с щеткой. Затем учитель выливает часть моющего средства в раковину и закрывает баночку, взбивает пену рукой, губкой или венчиком, предлагаем ребенку сделать то же самое. Берем губку и протираем грязную посуду, переворачиваем и протираем с другой стороны. Оставляем посуду в раковине, открываем слив воды. Закрываем слив и набираем чистую воду. Ополаскиваем посуду в чистой воде, после ополаскивания ставим на сушилку. С помощью рукавицы или тряпочки показываем, как убрать капли воды вокруг раковины, малыш повторяет.
Это лишь небольшая часть того, что мы можем отнести к упражнениям практической жизни. В этой статье я хотела раскрыть для Вас конкретный случай, где видно, как мы можем помочь ребенку быть более самостоятельным, уверенным в себе, отвечать его потребностям в движении и в желании быть похожим на значимого взрослого, всего лишь заметив его интерес к воде)
Следуйте за интересом ребенка и вы сделаете его жизнь наполненной и яркой, и удивитесь насколько много совершенно разных и неожиданных вещей Ваш ребенок может выполнить самостоятельно!
Интересны темы детского развития и построения обучения на уважении к личности ребенка? Оставайся со мной! Здесь много полезного!🫂🤍