У голландского художника XVII века Якоба Вреля есть картина, которая называется "Женщина, машущая девочке за окном". Вот она, ниже. Как видим, изображена типичная голландская хозяйка того времени в чепце и темном платье с фартуком, которая вглядывается в зарешеченное окно. Ее лица мы не видим. За окном — явная ночь или поздний вечер, и в этой темноте на улице почему-то находится маленькая девочка, которой женщина и машет.
Врель был бытописателем, он приобрел определенную известность как автор картин с уличными сценами. О нем самом известно мало, недаром нынешние искусствоведы называют его самым неуловимым голландским художником XVII века. Врель не претендовал на какой-то мистицизм или символизм. Он просто фиксировал окружающую реальность.
Однако, его "Женщина, машущая девочке за окном" получилась такой, что легко выходит за рамки бытописательского жанра. Более того — она приобретает мистический, даже зловещий характер. Я уверен, что ничего такого сам художник не предполагал и близко. Но вглядитесь в картину! Наше восприятие испорчено искусством модерна и более поздних извращений, и мы видим то, что человек XVII века, возможно, вообще не замечал.
Лаконичная обстановка. По сути, в видимой нам части комнаты из мебели только стул. И он находится в каком-то неустойчивом странном положении. Даже если принять, что он накренился из-за сидящей на нем женщины, все равно положение стула неестественное. Но главное — эта девочка за окном. В темноте ее лицо выглядит совершенно потусторонне. Что вообще ребенок такого возраста делает на улице в темноте в одиночестве? Почему женщина машет ей, как будто прощается? Появляется мысль о том, что перед нами символическое явление умершего ребенка. Хотя Врель вряд ли задумывал такую идею своего произведения...