#14
День 8.
Лицо максимально опухшее. На губе болячка. Волосы паклями немытые. Но я счастливая! Конечно! Ведь мы дошли до столбов Маньпупунёр, достигли экватора своего путешествия, рюкзаки уже гораздо легче, и мы теперь готовы выдвигаться в обратный путь, снова через модули «Европа-Азия», «Щебёнка», «Отортэн», по горам, по долам, вглубь тайги навстречу заветной машине «Быстрый газ». А все эти бытовые неудобства и опухшее от непривычного климата лицо — такие мелочи в сравнении с той драгоценностью, которую я приобрела в этом походе. А драгоценность — это и есть сам поход и всё, что в нём разворачивается.
Утро восьмого дня началось со сборов: укладывали рюкзаки, подметали модуль, прощались с инспектором и гидом. Ещё я стояла, читала всякие таблички о Печоро-Илычском заповеднике.
Да, я ведь совсем не рассказала вам его историю. Ну хоть перед уходом кое-что расскажу.
В общем, всё началось с соболей в 1912 году, их нужно было охранять, так как зверя почти истребили. Ценный пушной зверёк отправлялся в виде пушнины за границу. Соболей оставалось так мало, что даже ввели трёхлетний запрет на промысел, но запрет так себе соблюдался.
Станислав Генрихович Нат.
А главным героем, который стоял у истоков идеи о заповеднике, был Станислав Генрихович Нат. Человек, всем сердцем и душой любящий лес. Именно он забил тревогу о катастрофическом снижении численности пушных зверей.
Станислав Нат родился в семье врача, а его дед был известный доктор Евгений Сергеевич Боткин (Боткинская больница, знаете наверняка). Но Нат пошёл своим путём, он закончил земледельческую и лесную академию, где получил диплом лесничего.
Он стал лесничим, а позже лесным ревизором Вологодской губернии.
Нат обследовал эти глухие северные края на лодке и пешком, его экспедиция пролегала по рекам Печора, Илыч, Подчерье, Щугер. После этого он написал две работы о результатах своей экспедиции. Станислав Нат был так обеспокоен тем, что бобр почти истреблён, а куницы и соболя на грани, что создал подробный проект заказника в междуречье Печоры и Илыча.
Вот такие цитаты приведу из его работ:
…экономическая зависимость промысловика от торговца создаёт крайне неблагоприятные условия для всего охотничьего промысла, понижая его продуктивность. Вырваться из создавшейся кабалы можно только путём достижения возможно большего успеха в промысле. Поэтому каждый промысловик поневоле расхищает все ресурсы, беспощадно уничтожая промысловых птиц и зверей, не давая им ни отдыху, ни сроку, всюду, где и когда только он может их добыть, не только не считаясь с тем, что называется охотничьей этикой, но даже не обращая внимания на свои выгоды в ближайшем будущем...
…не должно видеть исключительно узких стремлений к достижению одних материальных интересов промысла, напротив, устройство таких заказников должно удовлетворять требованиям этики и справедливости. Ибо если человек имеет право на землю, то на неё имеет право и всё живущее на ней...
Как он любил дело своей жизни! Как он любил Лес и Природу!
Кстати, интересный факт, в 22 года он женился на Зинаиде Ивановне Куприной, которая была сестрой известного писателя Александра Ивановича Куприна. И именно со Станислава Ната списан образ лесничего, что встречается в произведениях А. И. Куприна – «Чёрная молния», «В лесу».
Вот кусочек рассказа «В лесу» А. И. Куприна, который отсылает нас к личности Ната:
Этот лесничий (не только по образованию, но и по призванию) любит лес серьезной, деятельной любовью. Для борьбы с лесными истребительными пожарами он построил в каждом из кордонов высокие наблюдательные каланчи и никогда не устает экзаменовать лесников в знании противопожарных инструкций. Он ревностно преследует лесные самовольные порубки и никогда их не прощает. Еще строже он следит за тем, чтобы в его лесничестве никто не смел разводить костров, особенно летом.
Он никогда не берет взяток. Когда наступает время продавать на сруб старые лесные делянки, то первые очереди он предоставляет соседям-крестьянам, а лесопромышленникам идут остатки или дорогие строевые деревья за высокие цены.
Крестьяне это знают и ценят: оттого-то в его лесах почти никогда не шалят и его заповедных питомников никто не трогает».
Вот таким неравнодушным человеком был Станислав Нат… Но, к сожалению, он умрёт, не увидев воплощения в жизнь своих идей о заповеднике… и они так и останутся для него на бумаге.
Зарождение Печоро-Илычского заповедника.
Но в 1928 году у идеи о заповеднике вновь появляется шанс на осуществление. Зоолог А. Ф. Чиркова, опираясь на исследования Ната, предлагает Совету Всероссийского общества охраны природы проект экспедиции, чтобы проверить и обновить сведения. И экспедицию утверждают! Её руководителем назначают Франца Францевича Шиллингера — учёного и выдающегося деятеля охраны природы. Летом 1929 года на лодках и пешком участники экспедиции обследовали 1500 км территории. По итогам похода Франц Шиллингер выдвинул предложение об организации заповедника:
Сохранение соболя в европейской части Союза, то есть в Коми области, по убеждению экспедиции, обоснованному на детальном изучении данного вопроса на месте, возможно только в случае скорейшего учреждения большого национального парка в наиболее для этой цели подходящем месте. В противном случае с уверенностью можно предсказать, что соболь будет полностью истреблен так же, как был истреблен бобр.
И предложение было одобрено!
4 мая 1930 года подписан документ об организации Печоро-Илычского заповедника.
На следующий год утвердили первоначальную площадь заповедника – 1 134,6 тыс. га. И в таких границах резерват просуществовал первые двадцать лет.
К 1933 году составлен первый план заповедника (штатное расписание, смета расходов на материалы, оборудование и прочее).
В 1934 году заповедник начинает функционировать, частично укомплектован штат, организована охрана территории и проводят первые научные исследования.
Но лишь к 1937 году штат сотрудников набран полностью и найдены все нужные специалисты.
Управление заповедника сначала было в Усть-Илыче, а потом перенесено в посёлок Якша, где и остаётся до сих пор.
Одомашнивание лося.
После войны в Печоро-Илычском заповеднике начинаются эксперименты по одомашниванию лося. В этом малонаселённом регионе, эта деятельность имела большие перспективы. Проще всего лосят можно приручить в раннем возрасте, а чем взрослее лосёнок, тем одомашнивание сложнее. А взрослые лоси полному приручению уже совсем не поддадутся. В ходе экспериментов в заповеднике полностью исследовали биологию лосей, узнали особенности питания и установили режим кормления этого животного. Получили знания о том, как правильно содержать и воспитывать лосей в домашних условиях. И в 1949 году при заповеднике создаётся первая в мире опытная лосеферма!
Первое подопытное стадо состояло из 14 ручных лосей.
В наше время проводятся экскурсии на этой уникальной лосеферме, где можно узнать больше о лосях и пообщаться с этими замечательными животными.
Реорганизация заповедника.
Наступает 1950 год, и он становится для заповедника непростым. В ходе первой реорганизации отечественной заповедной системы Печоро-Илычский заповедник попадает в список заповедников, подлежащих ликвидации…
И лишь благодаря хлопотам учёных и их настойчивости, ликвидации заповедника удаётся избежать, но его территорию сокращают более чем в 10 раз! И в 1951 году его площадь становится всего 93 тыс. га. Полностью исключён горный ландшафт и почти вся равнинная часть. Заповедник остаётся существовать в виде двух участков…
Начало новой жизни.
Дальше поворот судьбы заповедника будет более счастливый, через 8 лет, в 1959 году, резервату возвращают его территорию обратно, и снова благодаря неравнодушию учёных и местных властей. И на сегодняшний день площадь заповедника составляет 721 322 гектара.
Следующие вехи истории Печоро-Илычского заповедника только радуют!
В 1985 году ему присваивают статус биосферного заповедника, это значит, что эта территория — особый объект биосферы, созданный для охраны и изучения природных комплексов.
А в 1995 году заповедник включён в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в составе территории «Девственные леса Коми» (туда входит ещё национальный парк Югыд-ВА).
Вот такая не простая, но очень интересная судьба у Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника!
Готовя эту статью, я сама подробнее узнала об этом удивительном памятнике природы и тронута тем, какие непростые рубежи он прошёл.
А самый главный вывод из этой истории, который я сделала для себя, это то, что каждый наш шаг в жизни не напрасен, он не исчезнет без следа, и Станислав Нат показал нам на своём примере — когда любишь своё дело, когда болеешь за него всей душой и делаешь свою работу бескорыстно искренне, это не останется без внимания, это даст свои плоды, даже если твоя жизнь закончится, твои труды будут жить и прорастут новыми ростками и дадут начало чему-то новому и прекрасному.
А вообще (маленький спойлер, забегая вперёд, так сказать), после Маньпупунёр я побываю на Таганае и там увижу целую карту заповедников всего Урала, ооо! Это впечатляет, их так много!
В это раз, я познакомилась с историей Печоро-Илычского заповедника, такого красивого, такого большого, интересного, со своими неповторимыми чертами и изюминками. А сколько их ещё, и это только на Урале, и всё это наша бескрайняя прекрасная страна.
Люблю этот момент, когда книжная теория сталкивается с настоящей жизнью, когда ты что-то знал со страниц учебников, там, где-то далеко…и тут вдруг буквально прикоснулся к этим фактам, увидел эту мощь и силу!
Ну вот и всё! Желаю этому прекрасному заповеднику процветания, чтобы природные богатства этой территории преумножались, а природа оставалась нетронутой. И всё складывалось так, как это нужно заповеднику и природе.
Ну а теперь нам пора.
До свиданья, плато Маньпупунёр!
Уходим. Модули приюта «Вологодская грань» уменьшаются вдали, скоро совсем исчезнут из вида.
О! А вот и та одинокая верёвка, которая установлена на границе заповедника.
Верёвка эта оказалась коварной, пешим туристам, которые пересекут её, ничего не будет, а вот тем, кто на транспорте, мотоциклах, например, грозит штраф, если вы за эту верёвку без разрешения заехать. Чему мы и стали свидетелями два дня назад, когда двое парней заехали за этот неприметный барьер и получили штраф в 5000 рублей от инспектора заповедника.
Погода была изумительная, дорога лёгкая, настроение отличное!
По пути нам встречались разные следы, но нет, не медвежьи или заячьи, а человечьи...
Какой-то агрегат ржавый, будто бы деталь космического корабля, забытая пришельцами на «Зоне» из фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
А вот висит бело-жёлтый дорожный знак «Главная дорога»...
...напомнил мне наш самарский рок-фестиваль «Рок над Волгой», в символике фестиваля было это изображение-ромбик:
А вон на камнях нарисовано тайное послание мелом: треугольник, внутри него круг, а внутри круга вертикальная черта. Кто узнал, что это за значок и из какой он книги?))
Напишите отгадку в комментариях.
Тем временем приближалось время обеда, мы подошли к уже знакомым бочкам, на которых делали привал в прошлый раз, и стали устраиваться на привал. Доставали продукты, готовились к обеду, как вдруг закрапал дождик. Но наш тент уже был наготове, оперативно привязали его к деревьям, растянули шатром и теснее расположились под ним, оттого наш обед был уютнее и душевнее, под мелодию дождя и в тёплой компании.
Дождик закончился, и мы успели даже вздремнуть, блаженный привал был, о да!
И снова в путь, мы держали курс на модули «Европа-Азия», а как помните, в прошлый раз мы не нашли там воды, поэтому решили подстраховаться и устроили ужин на лесной стоянке, чтобы полноценно наварить суп и чай, а также затариться водой.
Дойдя до «Европы-Азии», уже были сытые, с запасами воды, но нам сегодня везло на все сто — мы и тут нашли воду, модули были свободные, поэтому мы в полном комфорте встречали закат.
О, закат…
Это был лучший закат в моей жизни.
Когда сидишь на вершине, небо вокруг тебя раскидывается каким-то волшебным куполом, и это небо обхватывает тебя со всех сторон.
Не то что эффект 3Д, а все 7Д получается, настолько объёмная эта красота! Потрясающий закат.
Мы так беспечно наслаждались вечером, сидели у костра, болтали, снова наблюдали кутерьму зайцев и маленьких зайчат, а ещё пели и даже танцевали.
И счастье распирало, и хотелось разделить его с кем-то очень близким.
Привыкшие к белым ночам, мы уже знали, что пора спать.
Спасибо за этот день. Благодарю.
А счастьем обязательно нужно поделиться. Приеду домой… позову друзей и родных в поход… и нашего счастья станет в два раза больше…
Продолжение следует:
_________________________________
А если вам было интересно, и вы хотите узнать как начинался мой поход, переходите по ссылкам:
P. S. Если вам понравилась история ставьте лайки, мне будет очень приятно.
Подпишитесь, так вы поможете развитию канала, а также не пропустите мою следующую историю, потому что у вас будет гореть уведомление-колокольчик.