Приветствую всех вас, дорогие фантасты и любители фантастики! Меня зовут Николай Остапцов, писатель-фантаст, вице-президент и обозреватель Крымского клуба фантастов «Фанданго»
------
Недавно, выложив критическую статью "Больной скорее жив..." я встретил в одном из комментариев такую фразу:
Не сгинет фантастика! Ещё бояръ-аниме не упомянули - жанр # 1 сейчас в сети.
А ведь я совсем нигде не упоминал "Боярку" ни единым словом! Надо срочно исправлять этот свой промах...
Что же такое Бояръ-анимэ? Действительно ли это новое слово в Фантастике, сулящее появление новых сюжетов и открытий, или очередной "Новый наряд короля", под которым, как говорится...
Давайте разберёмся.
На этот раз я не буду давить на то, что "вся фэнтэзятина - опиум для народа!". Раз уж у жанра есть поклонники, то он уже достоин права на жизнь.
Нет плохих жанров, есть плохие книги!
А вот какие книги получатся - это уже к авторам!
Итак, каковы основные признаки бояр-анимэ?
1. Бояр-анимэ – вариант фэнтези, а значит наличие магии - допустимо, приветствуется и, более того, является обязательным атрибутом.
2. Технологический уровень развития описываемого общества - вовсе не обязательно "дремучее Средневековье", а может соответствовать соответствовать XIX-XX веку. Не будет бедой, если вполне соответствует современности, при этом - вовсе не исключаются ни магические, ни обычные технологии. Очень интересный вариант - отправить "попаданца" в не слишком далёкое будущее, в котором практикуется магия...
3. Способность к магии передается по наследству. Следствием этого становится вполне логичное доминирование в обществе семей магов. В магическом обществе нишу феодальной элиты занимают маги.
4. В мире бояр-анимэ не происходят никакие буржуазные или социалистические революции.
5. Аристократ в бояр-анимэ занимает высокое положение в обществе не потому, что родился в аристократической семье, а потому, что получил по наследству способности к магии.
5. «Русские» имена и топонимы. Российская публика просто устала от подделок под западную фэнтези, имитирующими европейское Средневековье, и захотела собственного мифа.
6. Главные герои обязательно должны быть одного из двух типов:
1. Обычный парень без стартового набора замечательных качеств. Таковым он себя и считающий и нередко так представляющийся читателю в начале книги. Этот тип героя в начале не обладает ни силой, ни чёткой жизненной позицией, ни целью, ни принципами. У него отсутствует внутренний стержень. Всё это ему лишь предстоит обрести в процессе становления. Таким героем вертят девушки, помыкают им и порой опекают. Он безынициативен и идёт у них на поводу. Смущается, краснеет, часто оказывается растерян.
2. Жёсткий эгоист-интроверт с уже сформированной жизненной позицией, силой воли и принципами. Он знает, чего хочет и на что готов ради этого. Такой герой не знает смущения, он не лепечет, не заикается и не краснеет. Девушкам спуску не даёт. В то же время он вовсе не обязан быть антигероем. Это может быть как киллер или некромант, так и благородный рыцарь без страха и упрёка. Он не обретает лидерские качества, а обладает ими изначально. Не является ведомым, а ведёт остальных персонажей за собой...
7. У попаданца в мире попадания нет родных и близких. За кого он будет мстить, спасение чьей жизни ему важно настолько, чтобы он рискнул своей? Таких нет.
8. Считается, что Бояр-анимэ дает герою цели, а его действиям – осмысленность. Целью становится не "полная корзина печенья" для героя, а благо для всего его клана. Мир начинает делиться на «своих», с которыми, конечно, можно конфликтовать, но в мягком, лайтовом варианте, вроде конкуренции за какое-нибудь «председательство в совете», то есть за роль фактического главы клана, и «чужих», с которыми нужно бороться ради блага своего клана. То есть конфликты становятся осмысленными и логичными, а герой получает уверенность в том, что его действия – этичны и моральны.
9. Наличие гарема... Что это за боярин, если у него нет гарема, пусть он даже молод "до неприличия"? Ладно, допустим, это неотъемлемая часть жанра...
В общем, «боярка» - далеко не такое простое направление в масс-литературе, как кажется на первый взгляд. Это - отражение усталости современного человека от одиночества в толпе, отражение его потребности иметь некий круг "своих" - людей, которые более значимы для тебя, чем остальные, причем они не обязаны быть идеальными и вообще ангелоподобными. Они могут быть и сволочами, но - своими. "Свои" - это те, ради кого имеет смысл действовать. И в ответ человек имеет безусловное право получать при необходимости помощь от этих "своих".
В общем, бояр-анимэ – весьма логичное и весьма востребованное направление в масс-литературе, в котором изначальная, заданная условность позволяет избавиться от многих недостатков фэнтези...
Невольно возникают вопросы:
- Сословное общество, феодального типа с разделением населения на сословия с разными правами и способностями. Для чего это нужно? Для того, чтобы обосновать, прочему одни сословия имеют прав больше чем другие?
- Для чего нужен Попаданец в описываемом обществе? Может, там вполне хватает своих вождей? Может, сделать из него самого завалящего крестьянина или плотника? Профессия - везде нужная, а с его навыками стать Мастером... Да ещё сразу? Как-то не очень реалистично! Только "завалящим"...
Теперь - мои "5 копеек" в адрес "Боярушки":
1. Ждать каких-то объективных "прогнозов будущего", свойственного ТНФ, тут бессмысленно. В то же время, этого нет только потому, что авторы "не заморачиваются"! Стоит "поселить" Попаданца в будущее, и...
2. Вся "хитроверть сюжетов" заранее оговорена правилами жанра. Честно говоря, в жёстко оговоренных рамках - трудно получить что-то действительно новое, но: почему бы не попытаться, если читатель ждёт!
3. "Одинаковость" героев, как я полагаю, вовсе не обязательный атрибут. Вполне возможно, что новые типы героев ещё появятся: жанр достаточно молодой, у него "всё спереди"!
4. Как известно, фильмы делятся на четыре категории:
а) Хорошие
б) Плохие
в) Очень плохие
г) Индийские...
Давайте, немного подождём и не станем причислять "Бояръ-анимэ" к "индийским"! Тем более, что и у индийских фильмов есть свои поклонники. Помните "Танцор диско"? Совершенно "суперская песня":
"Джими-Джими! Джага..."
5. То, что "Бояръ-анимэ" сейчас на подъёме - вовсе не значит, что этот жанр действительно хорош. Вполне может оказаться, что "Король-то - голый!". Момент, когда интерес к нему велик - может быстро пройти, мелькнув метеором... А ведь жанр-то - интересный!
Не побоюсь этого слова - перспективный!
Будет очень жаль, если "боярка" станет одной из разновидностей "сталкерятины"...
Да здравствует Воображение!
Viva Imaginatia!
При подготовке статьи были использованы материалы:
ЛитРПГ, бояръанимэ. Книги Виктора Глебова
Чем притягательно бояр-анимэ
Автортудей. Лучшее бояръ-аниме и подающее надежды
Другие публикации канала - тут
Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь
Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!
--------------------
Уважаемый читатель! Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!
Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)