(начало)
Совершенно упустила из виду такой социальный срез крестьянства, как кулаки. А с ними, как сейчас модно говорить, далеко не все однозначно. Кулак совсем не синоним крестьянина, справного труженика, идиома кулак-мироед не советского происхождения.
Если окунуться в историю, то до реформы 1861 понятия "кулак" не существовало, но были еще в XVII веке "кулатчики". Городские жители, не обязательно крестьянского сословия, скупали у приехавших на рынок крестьян товар – сено, мясо, молоко, дрова и т.д, а потом перепродавали с наценкой. В 1694 бояре даже выпустили указ "О нечинении перекупа привозимых на рынки крестьянами припасов", запретили подобную скупку, "чтобы торговым приезжим и Московским жителям от тех скупщиков и кулатчиков обиды и разорения отнюдь не было".
После отмены крепостного права освободилась масса крестьянских рук, зачастую растерявшихся от свалившейся свободы от барина. Кто-то подался в город, кто-то остался на земле. С помещиками все просто было – барин велит, накажет, рассудит, и вдруг нет хозяина, поневоле растеряешься. Вот тут-то и зародились те самые кулаки-мироеды, пришедшие по факту на место помещиков, а по сути являвшиеся зарождающейся сельской буржуазией.
В первую очередь их ряды пополнили наиболее грамотные из крестьян,
разумеется, те у кого были деньги. Они стали потихоньку подбирать под себя землю, скупая ее у разорившихся помещиков, и крестьянские руки.
Название "кулак" народное, и изначально совсем не то, что на устах сейчас, в кулаке такой крестьянин держал совсем не хозяйство. По определению Даля "КУЛАК…//Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш;// перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях… || Кулачить или – чничать, заниматься промыслом кулака, прасола… Кулачество, кулачничество ср. занятие, промысел кулака, прасольство, перекупля, барышничество"(Часть 2-я. Изд. 1865 г. С.820).
Крестьянская земля принадлежала общине (миру), постоянно делилась на наделы по числу мужчин в семье. Вот в кулаке такой товарищ держал "мир" (сельское общество), отсюда и мироед, до революции слова были синонимами. То есть, кулак – это крестьянин, занимавшийся ростовщичеством и использовавший наемный труд.
После Столыпинской реформы явление расцвело буйным цветом. Каким образом? Здесь стоит обратить внимание на бедных крестьян. Еще один миф – крестьянская беднота это пьяницы и бездельники, те, кто работает, не бедствует. Возьмем крестьянскую семью, как правило многодетную, 10-12 детей совсем не редкость. И вспомним Некрасова: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то, отец мой, да я..." Крестьянский труд легким не назовешь, просто ли 2 человекам, один из которых ребенок, вырастить урожай, да и надел всего на двоих, когда в семье 12. Крестьяне Центральной части страны были в абсолютном большинстве малоземельными, с надела получали только-только на прокорм, да и налоги никто не отменял. А тут еще засуха, зерна собрали мало, ко времени посева съели и семенное, хоть вешайся. Из трудов праведных не заиметь палат каменных – наши пословицы удивительно зрят в корень.
Шли на поклон к кулаку. Тот и семян даст, но "исполу", т.е вернуть надо половину полученного урожая; и лошадь предоставит – распахать землю или в лес по дрова съездить, но за это несколько дней придется отработать на кулацком поле; и денег на оплату податей, но процент такой, что современные банки нервно курят в сторонке. Вырваться из этой кабалы было практически невозможно, за долги крестьяне отдавали свой земельный надел, становились практически бесправными батраками (вот вам и второе крепостничество).
Половина деревни попадала в такую зависимость. Конечно, кулак сам вряд ли смог бы получить все, что одолжил да с сумасшедшими процентами. Помогали ему подкулачники. Это снова крестьяне, выбивавшие (в прямом смысле) долги, как правило крепкие ребята, сейчас эту роль выполняют коллекторы. Получается своеобразная ОПГ, с кулаком во главе, подкулачники – подельники и бойцы организации. Часто в деревне было несколько кулаков, державших в страхе и долгах всю деревню.
С одной стороны, укрупненные наделы проще обрабатывать, кулачество было экономически выгодно. Но крестьянство такое капиталистическое развитие сельского хозяйства не приняло. Отношение крестьян к кулакам, вышедшим из их среды, было очень отрицательным. Не нравились они и помещикам – уплатив положенный оброк, богатели сами для себя. А больше всего не нравились государству – занимаясь законными промыслами, кулаки не платили налогов.
Георгий Петрович Сазонов, российский статистик и публицист, занимавшийся изучением условий жизни русского народа, считал важнейшей задачей государства ликвидацию кулака, т.к. вред, наносимый кулаками, посредниками-паразитами и ростовщиками был настолько велик, что ставил под угрозу как саму возможность развития капитализма в России так и нарушая нормальное функционирование государственного аппарата. Полюбопытствуйте Сазонов Г.П. Ростовщичество — кулачество. Наблюдения и исследования. СПб., 1894.
Не остался в стороне от проблемы и Алексей Ермолов, 12 лет возглавлявший Министерство сельского хозяйства РИ. В своем труде "Неурожай и народное бедствие" он описал "Пагубное влияние развития ростовщичества и кулачества в сельском быту" (см стр 185-196)
Таким образом сельское общество делилось на три неравных части – кулаки, середняки (крестьяне, жившие своим трудом, не использовавшие наемный труд) и батраки. Так же неравно была поделена и земля, совсем не в пользу крестьян. Потом Первая Мировая, декрет большевиков "О земле", вроде бы отдавший землю крестьянам, но все опять неоднозначно.
И маленькая вишенка на торте – раскулачивали в 1930-х совсем не дореволюционных кулаков-мироедов, их к тому времени осталось в размере погрешности.
Продолжение следует...