Работа с памятниками религиозного искусства в эпоху воинствующего государственного атеизма не одобрялась. В советское время знания о реставрации часто передавались "по старинке", от учителя к ученику, от отца к сыну. С самых первых лет основания Музея имени Андрея Рублева здесь спасали бесценные памятники живописи, однако, официально реставрационная мастерская музея была зарегистрирована только в 1970 году.
Как вспоминала И.А. Иванова, один из первых сотрудников музея, иконы попадали в музей в аварийном состоянии и остро нуждались в руках реставраторов:
«Первые пять икон в Музей Н.А. Демина вывезла осенью 1954 года из Краеведческого музея города Владимира. Они были отобраны из произведений, не представлявших, по заключению Н.П. Сычева, никакой художественной и исторической ценности и предназначенных к уничтожению. Второй привоз в 1955 году – громадный комплекс икон из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Надо сказать, что в вывозе этих икон в Москву и их спасении велика роль Алексея Дмитриевича Варганова, главного архитектора-реставратора Владимира. Ему надо поклониться за спасение этих икон, всего иконостасного ансамбля Спасо-Евфимиева монастыря XVII века! Это были тяжелобольные иконы. Все в плесени, с осыпающимся левкасом, они тогда представляли страшное зрелище, многие из них могли только лежать на столах. Иконы были помещены на северной паперти собора, где поставили столы для наиболее аварийных произведений. Находившаяся там экспозиция была частично свернута. Грунт этих икон, лишенный всякого связующего после долгого нахождения в сыром помещении, осыпа́лся вместе с красочным слоем. Они требовали срочной, незамедлительной реставрации, которая оказалась настолько сложной, что с ней не сталкивались раньше даже реставраторы высшей квалификации. Работа над этими иконами стала для многих хорошей школой. Жизнь Музея круто изменилась, в нем появились первые памятники древнерусской живописи и необходимые для их продления жизни реставраторы, которые помогли в дальнейшем на высочайшем уровне представить первые музейные экспонаты.»
Одним из первых профессиональных реставраторов музея был Василий Осипович Кириков, происходивший из семьи потомственного мстёрского иконописца. Он почитался настоящим мэтром, раскрывал древнюю живопись с особой тщательностью, и, по воспоминаниям коллег, ценил в реставрации смиренность и ответственность.
И.А. Иванова пишет о нем:
«Он был первым из реставраторов, пришедших на помощь Музею. Помню, как по вечерам, после трудового дня в ГЦХРМ, где им тогда велась сложнейшая реставрация иконы «Апостолы Петр и Павел» XI века из Новгорода, он погружался в реставрацию в музейных стенах, работая безвозмездно; вскоре он и вовсе перешел в Музей.»
В последующие годы в музейной мастерской трудились ученики В.О. Кирикова. В начале 1960-х годов в нее поступили Ирина Евгеньевна и Виктор Евгеньевич Брягины, потомственные реставраторы, дети иконописца, художника-миниатюриста и реставратора Е.И. Брягина. Работал в музее и Александр Кириков – сын Василия Осиповича.
Как пишет И.А. Иванова,
«для Музея начинался новый день. Все научные концепции отступили перед новыми задачами жизни Музея, которому предстояло уже по-другому заявить о себе. Воцарилась обстановка благоговейного осознания ценности тех национальных сокровищ, которые вливались в экспозицию Музея. 1958-1959 годы – наиболее напряженный период реставрационной деятельности, когда от каждого часа работы реставраторов зависела будущая экспозиция Музея, а отсюда его общественная и научная значимость. Отбирая высоко художественные произведения для реставрации, Н.А. Демина стремилась насыть экспозицию шедеврами так, чтобы она не уступала экспозиции Третьяковской Галереи. Реставрация велась с полным пониманием, ответственности, которая лежала на реставраторах и в равной степени на научных сотрудниках, осознавших исключительную важность этой работы. В 1958 году реставраторы впервые получили самостоятельное помещение. Это были самые светлые комнаты в здании дирекции музея, окнами обращенные на юг. Здесь было крайне тесно. Василий Осипович и Александр Васильевич Кириковы занимали маленькую комнату. Василий Осипович к юбилею Андрея Рублева 1960 года реставрировал иконы «Иоанн Предтеча» XV века из Никола-Песношского монастыря и «Богоматерь Тихвинская» 1680 года. Кроме того, он завершал подготовку доски для точной копии с «Троицы» Андрея Рублева. В угловой комнате работали С.С. Чураков, В.Е. Брягин и И.Е. Брягина. Одна икона за другой сходили с их столов. К юбилею 1960 года реставрация большей части икон Суздальского многоярусного иконостаса была завершена.»
После официального открытия музея, его собрание стало стремительно пополняться - музей проводил многочисленные экспедиции, а также закупки у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений было передано в музей в дар от частных лиц, а также государственными организациями. Быстро увеличивающееся собрание требовало постоянного участия реставраторов. В конце 1960-х годов из Третьяковской галереи в музей пришла Ирина Васильевна Ватагина, а также ставшая ее ученицей Кира Георгиевна Тихомирова, окончившая исторический факультет МГУ. Мастерская развивалась, приходили новые сотрудники, экспозиция пополнялась вновь обретенными их трудами шедеврами, которые давали важный импульс в изучении древнерусского искусства.
О семидесятилетней истории реставрационной мастерской музея от первых реставраторов-энтузиастов послевоенной поры до молодого поколения вы можете подробно прочитать в каталоге к выставке, который продается в нашем музейном магазине.
История музейной реставрации. Часть 2
История музейной реставрации. Часть 3
___
Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!