Найти в Дзене

История музейной реставрации. Часть 3

Спасение древних памятников, их сохранение и реставрация - одна из главных задач Музея имени Андрея Рублева на протяжении всей его истории, от основания до наших дней. Об открытиях знаменитых реставраторов, их самоотверженном труде в 1950-1960 годы мы рассказывали в предыдущих публикациях (часть 1, часть 2). Консервационные и реставрационные работы, не прекращавшиеся ни дня, проводились и на произведениях, поступивших в собрание музея в результате экспедиций, и на произведениях, переданных музею в дар. Особая роль в деятельности мастерской музея в конце 1970-х-1990-х годах принадлежала Михаилу Павловичу Баруздину. Именно к нему на реставрационный стол попала икона, подаренная музею художником В.Я. Ситниковым. Икона была темная, с искажавшими ее внешний вид записями, но но и сам художник, и сотрудники музея понимали, что под поздними записями таится живопись исключительной древности. Икону Вседержителя В.Я. Ситников обнаружил у одного из торговцев–перекупщиков, тонкое чутье позволило бе

Спасение древних памятников, их сохранение и реставрация - одна из главных задач Музея имени Андрея Рублева на протяжении всей его истории, от основания до наших дней. Об открытиях знаменитых реставраторов, их самоотверженном труде в 1950-1960 годы мы рассказывали в предыдущих публикациях (часть 1, часть 2). Консервационные и реставрационные работы, не прекращавшиеся ни дня, проводились и на произведениях, поступивших в собрание музея в результате экспедиций, и на произведениях, переданных музею в дар.

Особая роль в деятельности мастерской музея в конце 1970-х-1990-х годах принадлежала Михаилу Павловичу Баруздину. Именно к нему на реставрационный стол попала икона, подаренная музею художником В.Я. Ситниковым. Икона была темная, с искажавшими ее внешний вид записями, но но и сам художник, и сотрудники музея понимали, что под поздними записями таится живопись исключительной древности. Икону Вседержителя В.Я. Ситников обнаружил у одного из торговцев–перекупщиков, тонкое чутье позволило безошибочно распознать в ней уникальный памятник.

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Первая половина XIII века. Ростов (?) Дерево, темпера. 123 × 83 см. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Первая половина XIII века. Ростов (?) Дерево, темпера. 123 × 83 см. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Первые же реставрационные пробы, сделанные на правой руке Спасителя, открыли сохранную живопись невероятно насыщенной и богатой цветовой гаммы, подтвердив интуитивную догадку художника и знатока о древнем, домонгольском, происхождении этого памятника.

Икона до, в процессе и после реставрации. ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Первая половина XIII века. Ростов (?) Дерево, паволока, левкас, темпера. 123 × 83 см. Реставратор М.П. Баруздин
Икона до, в процессе и после реставрации. ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Первая половина XIII века. Ростов (?) Дерево, паволока, левкас, темпера. 123 × 83 см. Реставратор М.П. Баруздин

В процессе реставрации было установлено, что в XVI веке живопись иконы поновили: первоначальный серебряный фон заменили на золотой, при этом утратилась часть нимба Христа, а в XVIII веке икону полностью записали. Помимо раскрытия древнейшей иконы собрания «Господь Вседержитель» первой половины XIII века, он проводил работы по реставрации другого выдающегося произведения коллекции – масштабного образа «Спас Нерукотворный» второй половины – конца XIV века. После вмешательства в живописную поверхность иконы старообрядческих поновителей, работы эти оказались очень трудоемкими.

Баруздин Михаил Павлович. Художник-реставратор темперной живописи первой категории
Баруздин Михаил Павлович. Художник-реставратор темперной живописи первой категории

В 1980-е годах реставрационную мастерскую музея возглавил Сергей Николаевич Ратников, до того времени участвовавший в многочисленных экспедициях по обследованию архитектурных памятников Древней Руси. Он осуществлял фотосъемку, замеры и составлял описания внешнего вида и интерьеров храмов, занимался изучением, консервацией и реставрацией древнерусской живописи, принимал активное участие в командировках в Великом Новгороде, Архангельске, Великом Устюге, Ярославле, Дмитрове, Почепе Брянской области и других городах.

Икона до, во время и после реставрации. АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Начало XVII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера. 79 × 56,5 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева. Реставратор Т.Е. Гребенюк
Икона до, во время и после реставрации. АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Начало XVII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера. 79 × 56,5 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева. Реставратор Т.Е. Гребенюк

В 1980 году началась работа над одной из икон, находившейся в аварийном состоянии и слоем грубой записи XIX века. Когда реставратор Татьяна Ефимовна Гребенюк удалила старую профилактическую заклейку (благодаря таким "заклейкам" с иконы при шелушениях и вздутиях не осыпается краска) и позднее покрытие, то под ним обнаружился красно-коричневый слой записи конца XIX века на фоне, под свитком апостола - изображение Евангелия, а также первоначальный фон зеленого цвета. Под прописями конца XVIII века на лике апостола открылись прописи XVII века частичной сохранности, чуть светлее авторской живописи по тону. Сложные реставрационные работы продолжались два года.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Начало XVII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера. 79 × 56,5 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Начало XVII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера. 79 × 56,5 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Из числа других значительных произведений, раскрытых Т.Е. Гребенюк в 1982–1984 годах, - масштабный образ «Господь Вседержитель на престоле» около середины XVI века.

Много лет проработали в стенах музея Луиза Николаевна Овчинникова, Юзефа Сергеевна Финогенова, Борис Петрович Еремин.

Икона до, во время и после реставрации. ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ. Начало XVIII века. Поволжье. Дерево, левкас, темпера. 136 × 110 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева. Реставратор Ю.С. Финогенова
Икона до, во время и после реставрации. ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ. Начало XVIII века. Поволжье. Дерево, левкас, темпера. 136 × 110 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева. Реставратор Ю.С. Финогенова

Руководивший в те годы реставрационной мастерской С.Н. Ратников принадлежал к числу заметных и авторитетных специалистов в своей области. На протяжении десятилетий им были приведены в экспозиционное состояние разнообразные по времени создания и степени сложности работ произведения. Среди них выдающаяся по художественному уровню икона из ростового деисусного чина рубежа XV–XVI веков московско-ростовского круга «Архангел Гавриил». Ярким пополнением экспозиционных памятников позднего времени стали «Собор архангела Михаила» 1704 года письма придворного мастера Кирилла Уланова.

Приоритетным направлением деятельности реставрационной мастерской Музея имени Андрея Рублева в наши дни является поддержание в стабильном состоянии предметов, находящихся в фондохранилище и экспозиции. Для этого ежемесячно реставраторы тщательно осматривают фонды, выявляют
малейшие изменения сохранности памятников, проводят консервационные работы. Постоянно идет подготовка экспонатов к выездным и музейным выставкам, количество которых за последнее время заметно возросло. Ежегодно экспонируются вновь открытые реставраторами памятники, в том числе впервые представленные профессиональному сообществу и широкому зрителю.

История многолетней реставрационной деятельности музея, сложенной из имен и открытий, представлена в издании "Окно в прошлое", вышедшем в свет к одноименной выставке. Его можно приобрести в музейном магазине.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о нашем музее и его экспонатах!