Найти тему

Как спасали от гибели иконостас 17 века

Тяжелобольные иконы - все в плесени, с хрупким грунтом (левкасом), многие из них из-за угрозы осыпей могли храниться только горизонтально, на столах - именно в таком состоянии находился громадный комплекс икон из Спасо-Евфимиева монастыря, когда в 1954 году поступил в Музей имени Андрея Рублева.

Как случилось, что созданные в 17 веке иконы через почти что триста лет оказались на грани своей гибели?

Иконостас Преображенского собора - главного храма Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале - написан московскими и ярославскими иконописцами между 1663 и 1670 годами. Он включал в себя четыре ряда – праотеческий, пророческий, деисусный и праздничный. Местный ряд написали позднее. Над живописью и серебряными окладами икон трудились московские и поволжские мастера, работы были завершены в 1670 году.

Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Фото предоставлено автором.
Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Фото предоставлено автором.

В 1946 году, когда в монастыре, бывшем в советское время сначала тюрьмой, а затем лагерем для военнопленных, разместилась колония для беспризорных детей, иконостас был разобран и передан в Суздальский музей. К тому времени иконы пришли в катастрофическое состояние. Директор Суздальского музея А.Д. Варганов, историк, археолог и реставратор, в 1954 году принял решение передать иконы в созданный в Москве Музей имени Андрея Рублева. Он инициировал передачу комплекса, так как понимал, что если иконы останутся в Суздале, они неминуемо погибнут.

Переданные иконы были помещены на северной паперти Спасского собора (это было еще до реставрации собора), где поставили столы для наиболее аварийных произведений. Грунт этих икон, лишенный всякого связующего, после долгого нахождения в сыром помещении, отставал от досок и сыпался вместе с красочным слоем. Они требовали незамедлительной реставрации, которая оказалась настолько сложной, что с ней не сталкивались раньше даже реставраторы высшей квалификации.

Икона "Спас в силах" праздничного ряда иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. До реставрации. На особо аварийные участки живописи нанесена профилактическая заклейка. По вертикали заклеено расхождение досок основы по стыку.
Икона "Спас в силах" праздничного ряда иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. До реставрации. На особо аварийные участки живописи нанесена профилактическая заклейка. По вертикали заклеено расхождение досок основы по стыку.
Икона "Апостол Филипп" иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. До реставрации. Икона под слоем потемневшей олифы и поверхностных загрязнений.  На особо аварийные участки живописи нанесена профилактическая заклейка.
Икона "Апостол Филипп" иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. До реставрации. Икона под слоем потемневшей олифы и поверхностных загрязнений. На особо аварийные участки живописи нанесена профилактическая заклейка.

Работать с суздальскими памятниками было трудно: левкас на досках был плохой, а паволока во многих местах вообще отсутствовала. Большое участие в спасении суздальских икон принимали мастера реставрации – братья В.Е. и Д.Е. Брягины, В.В. Филатов, С.С. Чураков (листайте галерею).

Фундаментальные работы по их консервации и реставрации позволили спасти уникальный ансамбль от дальнейшего разрушения. В течение многих лет проводилось углубленное научное исследование красочного слоя и окладов икон.

СПАС В СИЛАХ 1663–1670 годы
Дерево, темпера; серебро, тиснение, гравировка, чеканка, золочение. 208 × 142 см
КП 694
Из иконостаса Преображенского собора Спасо–Евфимиева монастыря
СПАС В СИЛАХ 1663–1670 годы Дерево, темпера; серебро, тиснение, гравировка, чеканка, золочение. 208 × 142 см КП 694 Из иконостаса Преображенского собора Спасо–Евфимиева монастыря
ПРОРОК ГЕДЕОН 1663-1670 годы. Ярославль (?)
Дерево, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение; 125 x 79 см
КП 711
Из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря Суздале
ПРОРОК ГЕДЕОН 1663-1670 годы. Ярославль (?) Дерево, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение; 125 x 79 см КП 711 Из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря Суздале

Реставрационные проблемы, связанные с состоянием грунта и живописных слоев этого комплекса, не решены до конца и в наши дни. Иконы требуют постоянного профессионального наблюдения - регулярных осмотров и консервационных работ. Сотрудниками Музея имени Андрея Рублева накоплен опыт в работе с этими памятниками.

Некоторые иконы из иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря были в числе экспонатов, которые увидели первые посетители музея в день его открытия в 1960 году.

Первые посетители Музея имени Андрея Рублева. 21 сентября 1960 года
Первые посетители Музея имени Андрея Рублева. 21 сентября 1960 года

Сейчас комплекс XVII века находится в специально выделенном для него зале постоянной экспозиции музея, в которой имеет ключевое значение, и доступен каждому посетителю. В часы работы музея (выходной - среда) можно познакомиться с этими уникальными образами, по достоинству оценить мастерство иконописцев и мастеров серебряных дел, создавших один из лучших художественных ансамблей своего времени.

Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря XVII века. Зал 6, 2 этаж постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева
Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря XVII века. Зал 6, 2 этаж постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева
Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря XVII века. Зал 6, 2 этаж постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева
Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря XVII века. Зал 6, 2 этаж постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева
Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря XVII века. Зал 6, 2 этаж постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева
Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря XVII века. Зал 6, 2 этаж постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева
Посетители постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. 2019 год
Посетители постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. 2019 год

Стилистически живопись иконостаса тесно связана со столичными художественными тенденциями 1660-х годов, но одновременно несет в себе и явные признаки поволжской живописной культуры. Практика совместной работы мастеров из разных художественных центров над общими заказами, исходившими как от царского двора, так и от церковных иерархов и крупных монастырей, была общепринятой на протяжении царствования первых Романовых. Суздальский иконостас стал результатом творчества художников из различных регионов, которым удалось создать первоклассный по своему уровню комплекс, где гармонично уживаются как столичные, так и региональные стилистические традиции. Художники суздальского иконостаса исполнили образы удивительной психологической и пластической выразительности. И комплекс иконостаса в целом, и каждое отдельное его произведение отличаются изысканным колористическим решением.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!

Музеи
137 тыс интересуются