В середине 1950-х годов штат созданного Музея имени Андрея Рублева состоял всего из 5 человек.
«Прошло восемь лет после постановления Совета Министров СССР [об основании музея им. Андрея Рублева]. Пять сотрудников, составляющих весь штат музея (в т.ч. и технические сотрудники) проделали за это время огромную работу, получившую признание деятелей советской науки и искусства и поддержку широких слоев трудящихся.» -
писал Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву умиравший в Кремлевской больнице советский партийный и государственный деятель, этнограф, директор Музея истории религии и атеизма в Ленинграде В.Д. Бонч-Бруевич летом 1955 года.
Первые научные сотрудники Музея имени Андрея Рублева помогли первому директору Музея Давиду Ильичу Арсенишвили начать формирование музейной коллекции в стенах лежавшего в руинах Спасо-Андроников монастыря, приближая, казалось, невозможную мечту об открытии музея.
Первым научным сотрудником стала Наталья Алексеевна Демина (1902-1990), один из лучших исследователей древнерусского искусства в то время.
Наталья Алексеевна окончила в 1926 г. этнологический факультет МГУ по специальности «Древнерусское искусство». Работала штатным практикантом в отделе «Религиозного быта и иконографии» Государственного исторического музея, научным сотрудником Третьяковской галереи в отделе хранения и экспозиции. Работая в галерее, Н.А. Демина занималась изучением творчества Андрея Рублева и написала исследование о его иконе «Троица». Назначенный в 1949 году на должность директора Музея имени Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили Д.И. Арсенишвили, убедил Наталью Алексеевну в том, что в Андрониковом монастыре нужны ее знания и опыт как человека, воодушевленного безграничной верой в идеалы Древней Руси. Так в январе 1950 года в Музее появилась Наталья Алексеевна, которая с радостью взялась за создание концепции будущего Музея. В 1950-1961 годах в музее она занималась комплектованием коллекции, созданием экспозиции и разработкой методики ее показа, изучением памятников в процессе реставрации.
Именно Н. А. Деминой принадлежит идея и концепция первой выставки «Андрей Рублев и мастера древнерусского искусства», в центре внимания которой была рублевская эпоха, ее истоки и характерные черты.
Воспоминания Ирины Александровны Ивановой о Н.А. Деминой из книги «Мой музей».
«Наталья Алексеевна всё делала душой и сердцем. Она была одарена редким чувством ощущения красоты, что позволяло ей безошибочно выявлять вершины художественного мастерства, совершенство манеры, стиля. Она творила экспозицию, вдохновенно подходя к распределению и размещению экспонатов, добиваясь гармоничной согласованности. Ее экспозиции были красивы и праздничны. И должны были восприниматься как откровение, как событие, как явление.»
Имя Н.А. Деминой неотделимо не только от истории музея, но и от изучения искусства великого русского художника. Почти все печатные работы Натальи Алексеевны посвящены живописи Рублева.
В 1951 году к Д.И. Арсенишвили и Н.А. Деминой присоединилась молодой искусствовед Ирина Александровна Васильева-Иванова (1924-2005).
Ирина, будучи студенткой выпускного курса по специальности «История и теория искусств» Московского государственного университета, мечтала заняться глубоким изучением живописи передвижников. И вдруг преподаватель заявил, что студенты могут взять тему курсовой работы – очень сложную, но интересную: «Андрей Рублев. Троице-Сергиевый иконостас». И ей захотелось попробовать. Когда она впервые приехала в Загорск – в Троице-Сергиеву лавру – пережила сильнейшее потрясение от увиденного там. После окончания университета пошла работать в музей потому, что поняла, что хочет заниматься только этим – изучением иконы, древнерусской живописи, живописи Андрея Рублева. Так в музее появился еще один научный сотрудник.
В 1960-е годы штат сотрудников музея расширился - его пополнили реставраторы темперной живописи и научные сотрудники, начавшие активную экспедиционную деятельность музея. Именно благодаря этим поездкам в разные регионы, в том числе отдаленные северные области - Мурманскую, Архангельскую, были спасены из закрытых храмов многие памятники древнерусского искусства.
Самоотверженный труд первых сотрудников музея и до настоящего времени является образцом преданности делу. Данью уважения создателям музея в год его 75-летнего юбилея является фотовыставка на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва, Андроньевская пл., 10), свободно открытая для всех посетителей на территории.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!