9 августа 1945 года началась Хингано-Мукденская наступательная операция.
Она проводилась в рамках Маньчжурской стратегической наступательной операции войсками Забайкальского фронта с целью разгрома Квантунской армии в западной Маньчжурии. Согласно плану операции, предусматривалось главный удар нанести силами трёх общевойсковых (39-й, 53-й, 17-й) и одной танковой армий в обход Халун-Аршанского укреплённого района в общем направлении на Чанчунь. Вспомогательный удар силами 36-й армии предполагалось нанести на Хайлар, а силами Монгольской народно-революционной армии – на Калган и Долоннор. В рамках всей Маньчжурской стратегической операции войскам фронту ставилась задача совместно с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов окружить и разгромить основные силы Квантунской армии.
Забайкальский фронт под командованием Маршала Малиновского в своем распоряжении имел 17-ю, 36-ю, 39-ю и 53-ю армии, 6-ю танковую армию, 12-ю воздушную армию, Забайкальскую армию и конно-механизированую группу. Войска фронта имели 648 тысяч личного состава, вооруженных 9668 орудиями и миномётами, 2359 танками и САУ, 369 реактивно-миномётными установками, 1324 самолётами. На вооружении 16 тысяч монгольских войск находилось 128 орудий и миномётов и 32 лёгких танка. Со стороны Квантунской армии им противостояли 30-я армия 3-й фронта, 44-я армия 3-й фронта и 4-я отдельная армия.
В ночь на 9 августа передовые и разведывательные отряды советских войск пересекли границу. На рассвете вслед за ними в наступление перешли главные силы Забайкальского фронта. На ходу сбивая японские отряды прикрытия, наступающие сразу же набрали высокий темп. К исходу дня войска 17-й армии продвинулись главными силами на 50 км, 61-я танковая дивизия 39-й армии прошла 60 км. Быстрее всех двигалась 6-я гвардейская танковая армия, которая к исходу дня находилась на подступах к перевалам Большого Хингана, пройдя за день 150 км. Войска 36-й армии форсировали реку Аргунь, преодолели Чжалайнор-Маньчжурский укрепрайон и продвинулись в направлении Хайлара почти на 40 км. 12-я воздушная армия наносила массированные воздушные удары по ж/д узлам противника: Халун-Аршан, Солунь, Хайлар и крупным станциям. Японская авиация противодействия не оказывала.
В первые дни операции японское командование потеряло управление войсками и не смогло организовать стойкого сопротивления. Однако отдельные гарнизоны сражались весьма упорно. Ожесточённое сопротивление оказали японские войска в районе Хайлара. Опираясь на железобетонные доты, 111-я пехотная дивизия в течение нескольких дней держала оборону. Только после прибытия дополнительных артиллерийских частей, включавших гаубичный полк большой мощности, и тщательной подготовки штурма советским войскам удалось овладеть этим укреплённым районом.
На шестой день операции 6-я гвардейская танковая армия прошла более 450 км, преодолела Большой Хинган и вышла в глубокий тыл Квантунской армии. Большую помощь танкистам оказала 12-я Воздушная армия, лётчики которой не допустили занятие перевалов Большого Хингана японскими войсками, наносили мощные удары по важным объектам противника в оперативной глубине и выполняли разведку маршрутов. В целом в итоге шести дней операции советские и монгольские войска преодолели 250-450 км и вышли на линию Долоннор, Линьси, Таоань, Ванъемяо. Наступление 17-й армии спасло от гибели 8-ю китайскую армию, больше недели находящуюся в окружении японских войск в районе г. Пинцюаня.
Стремительное продвижение 6-й гвардейской танковой армии привело к тому, что её коммуникации чрезвычайно растянулись (до 700 км) и армейский автотранспорт не мог вовремя доставлять со складов боеприпасы и горючее. Поэтому, достигнув района Лубэй, Туцюань, 6-я гвардейская танковая армия вынуждена была остановиться почти на двое суток, чтобы подтянуть тылы. В сложившейся ситуации было принято решение снабжать войска с помощью авиации. За 12 и 13 августа 21-я гвардейская и 54-я транспортные авиадивизии, действуя в сложных метеоусловиях и при отсутствии посадочных площадок, перебросили наступающим 940 тонн горючего и смазочных материалов.
К 15 августа 6-я гвардейская танковая армия возобновила наступление и развивала его на Шэньян и Чанчунь.
Так начался разгром Квантунской армии.
В экспозиции ЦМВС РФ эти события отражены в Зале Победы (№18).