Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Хайнский цикл" Ле Гуин: аспекты цивилизационных контактов

Оглавление

Эта статья - в продолжение темы о необходимости учитывать возможное или вероятное существование во Вселенной разумных форм жизни в диапазоне между условными тихоходками и сверхцивилизациями, способными совершать межзвездные путешествия.

https://dzen.ru/a/ZrOV8lSL1xWpTSLl

Я уже признавалась тут в любви к фантастике Урсулы Ле Гуин.

В той статье, опубликованной больше года тому назад, речь шла о том, что писательница вовсе не пытается тягаться с технически образованными фантастами, вроде Кларка, Азимова, Лема и прочих, а создает своеобразную "космоэтнографию".

Процитирую тот свой давний текст:

Приняв за отправную точку гипотезу о множественности обитаемых миров с цивилизациями, находящимися на разных уровнях развития, Урсула Ле Гуин подробно описывала культуры, либо еще не достигшие этапа технической цивилизации (племя разумных, но пещерных аборигенов в "Земле изгнания"), либо имеющие машины, но не освоившие небесное пространство (жители планеты Гетен из "Левой руки Тьмы"), либо вообще пошедшие по другому пути, не связанному с техническим прогрессом ("Слово для леса и мира одно"). Вариантов - множество, и каждый мир уникален.

Ожерелье миров Ойкумены в представлении нейросети Креа.
Ожерелье миров Ойкумены в представлении нейросети Креа.

Сегодня мы взглянем на те же самые миры Ле Гуин с другого ракурса.

  • Ле Гуин принимает как данность стадиальное различие отдаленных друг от друга культур и цивилизаций, разбросанных в космосе.
  • Все они образуют Ойкумену - она пользуется понятием из древнегреческой культуры, где под Ойкуменой (обитаемой, "одомашненной", землей) подразумевались заселенные и известные края. Кем заселенные - вопрос второй: либо вообще людьми, либо людьми из "цивилизованного" мира.
  • Перенесение этого понятия в космос вполне оправданно. Ойкумена в новом смысле - совокупность планет, на которых существует разумная жизнь.

Фантастика? Не совсем.

Драгоценные россыпи экзопланет

Когда Ле Гуин писала свои романы, об экзопланетах говорили лишь как о гипотетически существующих объектах. Потом техника позволила открывать их транзитным методом. Сейчас некоторые экзопланеты считаются потенциально пригодными для обитания - а может быть, и населенными... неведомо кем.

Важно оговорить: пригодные для обитания и населенные - вовсе не одно и то же. "Пригодные" значит - находящиеся в зоне обитаемости, где способны возникнуть и стабильно поддерживаться благоприятные условия для возникновения биологической жизни. Атмосфера, магнитное поле, вода в жидком виде, приемлемая температура, и прочее.

Таблица потенциально обитаемых экзопланет, составленная в 2023 году. Юпитер, Земля, Марс и Нептун помещены справа для сравнения размеров. 
Все присутствующие здесь экзопланеты заметно больше Марса, некоторые сравнимы с Землей или больше нее, но ни одна не дотягивает даже до Нептуна, не говоря о Юпитере (но на нем и жизнь невозможна).
Таблица потенциально обитаемых экзопланет, составленная в 2023 году. Юпитер, Земля, Марс и Нептун помещены справа для сравнения размеров. Все присутствующие здесь экзопланеты заметно больше Марса, некоторые сравнимы с Землей или больше нее, но ни одна не дотягивает даже до Нептуна, не говоря о Юпитере (но на нем и жизнь невозможна).

В этой таблице, взятой лишь для примера, собраны те экзопланеты, для которых у нас имеются какие-то данные. А сколько их за пределами видимости? Например, на другой стороне нашей галактики? Или в других галактиках?..

Контакты цивилизаций

Если рассматривать все романы и повести Ле Гуин из "Хайнского цикла", то в них обнаружится целая энциклопедия межпланетных контактов, от успешных и дружеских до весьма драматических.

Ключевое фантдопущение: и люди, и другие антропоморфные космические расы, описанные в цикле - выходцы с общей прародины, планеты Хайн. Только пути их давно разошлись, и где-то сложилась технологическая цивилизация, где-то - культура первобытного типа, а где-то - другие варианты, наподобие средневековья.

«Планета Роканнона» (или «Мир Роканнона», Rocannon's World, 1966) - роман, в котором сочетается космическая фантастика и фэнтези, поскольку присутствуют сверхъестественные способности (телепатия), замки, властители и прочие атрибуты жанра.

Здесь действует герой-этнолог, тот самый Роканнон, героически спасающий дружественную планету от злобных захватчиков, при помощи аборигенов, владеющих телепатией.

Героизм - это, конечно, хорошо и прекрасно, но Урсула Ле Гуин подняла важную тему: при контактах миров, находящихся на разных стадиях развития, необходимы этнологи, а не только космолетчики, военные, астрофизики и прочие достойные люди.

«Слово для леса и мира одно» (The Word for World Is Forest, 1972) - трогательная повесть о роковом непонимании землянами реалий инопланетного мира, где нет цивилизации в нашем понимании, но есть высокоразумные жители, которых принимают за обычных животных или полуживотных, презрительно именуя "пискунами". Мир планеты АТШИ - это гармоничная экосистема, сплошной лес, а "пискуны" живут в согласии с собой и с природой, не зная войн и решая конфликты при помощи... песен. Люди грубо вторгаются в эту идиллию, и "пискуны", впав в ярость и отчаяние, начинают тотальную войну против чужаков.

В конце повести люди осознают причины войны. Местным жителям обещано, что земляне улетят и не вернутся в течение нескольких веков, а потом будут присылать только ученых в очень ограниченном количестве. Мир заключен, но прежнюю безгрешность "пискунов" вернуть не удастся: теперь они тоже научились убивать.

"Планета изгнания" (Planet of Exile, 1966) - изображение постепенного сближения землян, потерявших связь с родной планетой, и племени туземцев - врасу, обладающих культурой, но не цивилизацией. Оба народа вынуждены объединиться для отражения нашествия совсем диких кочевых полуживотных - гаалей, которые сметают все на своем пути. Кроме того, любовь, возникшая между главой землян, Агатом, и дочерью вождя, Ролери, дает надежду на биологическое сближение разных рас. Это не столь нереально, как кажется, ибо, по мысли Ле Гуин, и люди, и врасу - потомки жителей планеты Хайн, рассеявшиеся по Вселенной.

«Город иллюзий» (City of Illusions, 1967) рисует Землю, захваченную другим антропоморфным народом - сингами. Они не творят никаких жутких зверств, но запрещают землянам пользоваться высокими технологиями. Прилетевший на Землю корабль верелианцев (потомков землян и врасу) терпит крушение, и чудом выживший Фальк, которому синги стерли память и выбросили в лесу, идет в город сингов, чтобы восстановить память и попытаться вернуться на родину. Пересказывать весь сюжет не буду, мне важнее идея контакта разных цивилизаций - в данном случае, все три - высокоразвитые, только Земля обречена на деградацию, Синги - на вымирание (их мало, поэтому они проповедуют запрет на убийство), а верелианцы, дружественные землянам, находятся неведомо где (Фальк не помнит координат своей планеты, а если бы и вспомнил, не должен открывать их чужакам).

В романе «Обделённые» (The Dispossessed, 1974) гениальный физик-инопланетянин Шевек, сделав прорывные открытия и изобретения, позволяющие межзвездные путешествия, дистанционно делится ими с представителями Земли, поскольку не доверяет властям родной планеты и опасается злоупотреблений с их стороны.

(История там на самом деле очень запутанная, основанная на соперничестве и антагонизме двух планет, Анарреса и Урраса, но я нарочно упрощаю фабулу).

Напоминать сюжеты всех произведений "Хайнского цикла" , думаю, излишне.

Приведенные примеры интересны тем, что контакты происходят, как правило, между цивилизациями, находящимися не на одном уровне, а довольно сильно различающимися.

Правда, Ле Гуин оговаривает условие: все носители этих цивилизаций (кроме "пискунов") - антропоморфны, у них общий корень, они в принципе совместимы и генетически, и психологически.

То есть, макропроцесс обживания Вселенной работал по принципу рассеяния из одной точки (Хайн), изолированного развития множества миров и постепенного их воссоединения в некое "ожерелье", где могут сосуществовать и сотрудничать культуры и цивилизации, находящиеся на разных исторических этапах.

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Это, конечно, отнюдь не та ситуация, в которой могут оказаться земляне, обнаружив где-то в недрах Вселенной носителей разума, совершенно не похожих на людей, или похожих лишь отчасти.

--

В моей космоопере "Хранительница" Межгалактический альянс объединяет самые разные миры и вовсе не стремится нивелировать различия или ускорить технологическое развитие обществ, которые спокойно обходятся и без этого.

Но для контакта, безусловно, необходимо выработать общую понятийную систему. Поэтому большую роль играют космолингвисты (мои главные герои - представители этой профессии), космопсихологи (их у меня несколько!), историки цивилизаций и космоэтнографы. В частности, в романах "Двойник" и "Возвращение Улисса" среди побочных персонажей появляется космоэтнограф Сезар - темнокожий бразилец, прилетающий в Межгалактический университет Тиатары работать над докторской диссертацией, ибо где еще найдёшь такое разнообразие космических рас, живущих дружно, мирно и весело?..

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса". В этих аудиоверсиях присутствуют музыкальные заставки и композиции, созданные с помощью нейросети SUNO.