Меня всегда интересовала социальная психология и тенденции в поведении людей, вызванные социо-культурным контекстом. Одна из таких тем – это разница поколений, в частности, то, как дети одного поколения вырастают и сами становятся родителями.
Я выросла в 90-е, ровно пополам между Россией и США. Там это поколение называют “latchkey kids” – дети с ключом на шее, предоставленные сами себе, которых после школы никто не ждал дома. Потеряшки. Наши же родители, выросшие в советское время, придерживались довольно строгих правил в воспитании – запретов, ограничений и ожиданий было много, а эмоциональной поддержки и похвалы мало. Часто приходилось решать вопросы самостоятельно, жаловаться на воспитателей и учителей не было принято.
Следующее поколение (или суб-поколение), которое в США окрестили Gen Z (те, кто родился после 95-го года) уже другое. Согласно американскому социологу Джонатану Хайдту, это поколение отличается “моральной зависимостью” – эти дети более хрупкие, легкоранимые, плохо переносят оскорбления, конфликты и хуже решают проблемы самостоятельно. Он обосновывает это тем, что родители стали гораздо больше опекать детей. Речь идет о США, где в конце 80-х - начале 90-х тоже царила высокая преступность и родителей по телевизору пугали похищением детей. Поэтому родители стали “запирать” детей дома , лишая их самостоятельности, исследования мира, свободы и приключений, которые так важны в возрасте 8-12 лет. К тому же это первое поколение, которое с 13 лет уже сидело в соцсетях и стало предпочитать гаджеты живом общению.
Согласно статистике, подростки этого поколения меньше экспериментировали с алкоголем, проводили время со сверстниками, позже получали права и позднее начинали работать (в Америке нормальное явление подрабатывать летом уже в 14-16 лет). Хайдт говорит, что немаловажным фактором стала “политика идентичности” (понятие из социологии), направленная на общего врага, которая подпитывалась (и подпитывается) постоянным делением на всё большее количество субкультур, расовых и гендерных групп. С одной стороны, это помогает отстоять права каждой группы, с другой стороны, разделяет и разобщает, создает внутренний кружок и "врага", поощряя черно-белое мышление, которое только поддерживает расщепление.
Что же произошло дальше? Переместимся в Южную Корею, где на данный момент имеет место кризис суицидальности учителей уже даже начальной школы из-за травли гиперопекающими до агрессии родителями. Согласно Министерству Образования Южной Кореи, за последние 5 лет 100 учителей покончили с жизнью из-за буллинга и преследования родителями, которые давят, пишут им оскорбления день ночь, заявляют на них в полицию из-за того, что их чаду дали воду вместо спортивного напитка, в то время как учителя совсем не имеют права дисциплинировать детей (любое действие или замечание рассматривается как абьюз). Последней каплей стал суицид 23-летней учительницы, который повлек за собой массовые протесты учителей, требующих большей защиты своих прав.
Я понимаю, что тут есть разрыв во времени (объяснение всей цепочки выходит за рамки данной статьи) и не настаиваю, что причинно-следственная связь очевидна, но эти факты заставили меня в очередной раз задуматься, что будет с нами через 10-20 лет? К чему приведет это качание маятника от родительства в стиле “ребенка должно быть видно (или не видно), но не слышно” до полной детоцентрированности и отсутствию всяких границ. Конечно же имеются культурные различия и особенности, и я не говорю про сугубо традиционные общества, но похоже из-за глобализации эта проблематика более-менее актуальна для большинства стран.
Я всегда поддерживаю срединный путь, но для того, чтобы его выбирать, необходимо развивать в себе (и в детях) критическое мышление и эмоциональную саморегуляцию, а также эмоциональный интеллект. Без этого будет сложно видеть, что я делаю и как это влияет на меня и на будущие поколения. Это можно делать в терапии или самостоятельно: сейчас нет нехватки в информации и материалах, но за нас этого никто не сделает. Уж роботы точно.
*Photo by Annie Spratt on Unsplash
Автор: Волкова Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru