Эксперты Института Столыпина - о том, для чего нужен этот закон и что он изменит.
Дмитрий МАРИНИЧЕВ, генеральный директор компании ООО «Радиус Груп», основатель проекта Russian Mining Coin, интернет-омбудсмен:
- Как говорится, то, о чём так долго говорили «большевики», случилось. Путин подписал закон, разрешающий с 1 сентября внешнеторговые расчеты и биржевые торги криптовалютой в рамках экспериментальных правовых режимов.
В этом законе нет ничего революционного. Мы наблюдаем систематичное и целенаправленное санкционное давление. Анализируя последовательность действий, можно сделать простой вывод, что китайские банки поддадутся давлению США и перестанут быть шлюзом для международных платежей из России. Это, вероятнее всего, произойдет уже в середине августа. Именно этим можно объяснить столь стремительное принятие закона, который так или иначе дает потенциальную возможность проведения расчетов с использованием новых технических средств, таких как криптовалюты.
Однако, на мой взгляд, этого недостаточно. Отечественный бизнес вряд ли сможет воспользоваться всеми преимуществами криптотехнологий в таком разрезе. Волатильность криптовалют без централизованного эмитента слишком высока для их использования в качестве платежного средства, а стейблкоины в большинстве своём являются продуктом эмиссии юридических лиц, зарегистрированных в недружественных для России государствах. Риск блокировки активов и возможность их заморозки настолько высоки, что могут быть сопоставимы с проблемой ареста российских активов за рубежом и паралича всей деловой активности. Это может иметь даже более серьёзные последствия, чем невозможность использования юаня и китайской банковской системы для этих целей.
Я уверен, что решение проблемы заключается не в срочной легализации применения криптовалют, а в предложении миру новой формы денег. Не третьей формы (цифрового рубля) денег после наличной и безналичной, а именно новой идеи денег на базе новых технологических и политэкономических принципов. Также я считаю, что мантра о том, что только рубль является единственным возможным платежным средством на территории России, — не более чем миф. И в современных реалиях этот миф должен быть рассеян. Нужно позволить всем экономическим субъектам мира использовать любые удобные для них инструменты в рамках мирового пространства, а не только в рамках подконтрольных ЦБ резерваций.
Более того, эмиссией денежной массы в предложенной Россией миру новой технологии денежной системы должны заниматься все экономические субъекты мира, использующие её. В деньгах фиксируется вклад каждого участника экономики, и стоимость денег определяется не монопольным решением локальных властей, а их обеспеченностью произведёнными товарами и услугами, информация о которых записана в самих деньгах. Таким образом, мы в состоянии получить новые полностью обеспеченные цифровые деньги. Сочетающие в себе свойства денег, обеспеченных золотом, и привычных сегодня нам фиатных денег. Это революционное изменение позволило бы решить не только проблему монополий, но и устранить многие причины конфликтов, сепаратизма и экстремизма, создавая более гармоничное и устойчивое общество.
Российское правительство должно играть ключевую роль в поддержке инфраструктуры системы, однако стоимость денег должна определяться реальной экономической деятельностью, а не государственными директивами. Это обеспечит финансовую стабильность и независимость, минимизирует инфляционные риски, повысит эффективность управления ресурсами. И поможет представить миру новую философию справедливого общества и суверенного государственного устройства.
Новый закон даёт нам надежду на то, что здравомыслие и решимость на качественные перемены в привычных укладах нашей жизни пришли в движение. Пусть даже это происходит под давлением сложных внешних обстоятельств, главное, что перемены начались. И теперь, как при езде на велосипеде, главное — не останавливаться. Крутить педали и двигаться к своей цели.
Евгений КОГАН, инвестбанкир, президент Столыпинского клуба:
- Новый закон о торговле в криптовалютах — это очень важный закон. Дело в том, что многие, кто связан с внешнеторговой деятельностью, сегодня сталкиваются с колоссальными проблемами в расчетах. При этом очень комфортный и удобный инструмент – это, действительно, крипта. Но она находится в серой зоне. И получается, что ты, проводя расчеты в биткоинах, вроде все делаешь правильно, но в итоге сталкиваешься с какими-то юридическими проблемами, причина которых – пробелы в законодательстве.
Для ликвидации этих проблем необходимо было принять необходимые законодательные акты, которые бы разрешали использовать криптовалюту для внешнеторговых операций. Не для отмывания денег, не для вывода капитала, а именно для того, чтобы люди могли нормально, а главное - легально - работать в нынешних, достаточно тяжелых условиях. Другими словами – нужно было просто узаконить текущую практику. Что в итоге и сделано.
За законом о внешнеторговых расчетах в крипте, очевидно, последуют подзаконные акты, мониторинг будет проводиться, необходимые инструкции подготовит Центробанк и т.д. Так что работы еще хватит.