Найти тему
БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Для чего на советских автобусах устанавливали прожектор на крышу, и почему его не используют сегодня, рассказал водитель АТП

Многие наверняка обращали внимание, что у некоторых советских автобусов над ветровым стеклом находился прожектор, как у локомотивов. Но автобус ведь не локомотив.

Приветствую вас уважаемые читатели. Вы находитесь на канале «БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА». Подписавшись на мой канал, вы всегда будете в курсе последних интересных новинок из мира масштабных моделей автотранспорта. Так же нажмите на колокольчик на главной странице канала, чтобы не пропускать свежую информацию.
1
1

Абсолютно каждый локомотив, будь то советский или уже современный российский, имеет прожектор, расположенный над ветровым стеклом. Ему он нужен как основной источник света, так как других фар просто нет.

Не все знают, что остальная светотехника у локомотивов не освещает путь, а являются буферными фонарями белого и красного свечения. Вкупе с габаритными огнями и огнём прожектора локомотива предназначены для обозначения головы или хвоста поезда, одиночных локомотивов, работающих путевых машин.

2
2

Однако у автобусов есть основной источник света в виде фар, которые расположены на привычных местах, и в чём тогда необходимость прожектора на крыше. Мне в какой-то момент самому стало интересно, и я попросил ответить на вопрос водителя работающего в Советском Союзе в автотранспортном предприятии.

В каком году у автобусов начали появляться прожекторы на крыше, мне узнать не удалось, так как информации об этом в интернете нет. Постараемся проследить период по самим автобусам.

3
3

Прожекторы были не только на отечественных автобусах, но и на импортных. К примеру, прожектор штатно устанавливался на венгерский автобус Ikarus Lux, созданный на основе автобуса Ikarus 55.

Автобус Ikarus Lux производился в период с 1955-го по 1973-й год. Данный автобус стал основным междугородным автобусом, эксплуатировавшимся в Советском Союзе. Их можно было встретить на автовокзалах Москвы, Ленинграда, Риги, Таллина и других крупных городов.

4
4

Штатно прожектор был установлен в автобусе завода имени Сталина (ЗИС), впоследствии переименованном в завод имени Лихачева (ЗИЛ). Речь об очень красивом автобусе ЗИС-127.

ЗИС-127 стал первым отечественным междугородним автобусом, который в народе прозвали «королем дорог». Красивые черты кузова, хромированные элементы, всё выглядит монументальной и привлекательно. Хотя, не все с этим согласны.

5
5

У автобуса была недолгая история, которая продлилась всего шесть лет. За это небольшой период времени, был собран 851 автобус. От автобуса решил отказаться по многим факторам, и даже по личному распоряжению Хрущева.

По некоторым данным, в 1959-ом году, незадолго до решения о снятии автобуса с производства, Хрущёв побывал в США, и американские автобусы ему не понравились. Сравнивая ЗИЛ-129 с «ЛАЗом», он заявил, что выпускать нужно именно львовские автобусы, «а не эти американские уроды».

6
6

Именно после этих слов первого секретаря ЦК КПСС, производство автобуса ЗИЛ-127 снизилось практически в семь раз, а после было полностью прекращено.

И среди «ЛАЗов» были модели со штатными прожекторами. Это так же были междугородние туристические автобусы, которые разрабатывались и производились с начала 60-х годов.

7
7

Таким образом, можно сделать вывод, что автобусы прожекторами появились с середины 50-х годов, но уже к концу 60-х, на новых моделях автобусов прожекторов уже не было.

8
8
  • Друзья, не забывайте подписываться на канал, нажимать на колокольчик на главной странице канала, а в конце статьи ставить лайк, и по возможности, писать комментарии. Вам это ничего не стоит, а для канала будет большая польза в продвижении.

Зато их начали устанавливать непосредственно в автотранспортных предприятиях. Нештатные проекторы выглядели инородно, но со своей главной задачей они справлялись.

9
9

На вопрос, для чего автобусу нужен прожектор, рассказал водитель АТП, работавший с середины 80-х годов. Он рассказал следующее:

"Отработав в базе 3 года на простом заказном ЛАЗе. Перешел в колонну на межгород. Как положено отстажировался. Как самому молодому (24) года дали старенький после капиталки Турист. На нем единственном был заводской прожектор на крыше. Сильно он ночами помогал. А в туман вообще сверху вниз хорошо пробивал. Из-за этого прожектора у меня 2 года строго ночной рейс был. 130 км в одну сторону. Утром в 6 все на работу. А я в базу заезжаю. Но мне нравилось (молодой) да и на трассе проверок контролерами нет. Деньги в карман. Потом получил новый Турист 2 удлиненный с Ураловской поршневой. Не хватало сильно прожектора. Месяц помучался, поставил, мудрил, чтоб как с завода."
10
10

Помимо того, что прожектор хорошо помогал в ночное время на неосвещенных участках загородных дорого, он отлично справлялся в условиях плохой видимости, когда всё вокруг в тумане.

Так же прожектор сильно выручал, когда основные фары залепляло грязью, а прожектор, установленный на крыше, обычно всегда был чистым.

11
11

Современным автобусам такое освещение не нужно, так как и дороги стали лучше, да и сами фары стали светить качественнее.

Так же удалось узнать, почему отпала необходимость в прожекторах. Оказывается, от них отказались ещё в 70-х годах, когда были отменены все ночные рейсы после ряда громких аварий.

Оставайтесь с нами, и вы будете всегда в курсе интересных новостей. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ

Продолжение следует...