Найти в Дзене
Сугубо личное мнение

Франшизы и лучшие способы быть счастливы и богатым! Особенности и последствия

Оглавление

Сегодня мы поговорим о том, как зарабатывают на франшизах. И о том, почему этот способ ведения бизнеса становится крайне опасным и скандальным. Отчасти, этому поспособствовало такое направление как инфобизнес. Представители которого открыли просто полноценный конвейер по выпуску различных франшиз. Одна проблема: в таких условиях потенциальный покупатель платит деньги за кота в мешке. Если выражаться метафорически, то этот самый кот в мешке часто оказывается еще и "мертвым" (как Сокол кофе например). Ниже расскажем еще и о том, как правильно выбрать франшизу. И что сделать, чтобы риск обмана сводился к минимуму.

-2

Краткая предыстория

Многие удивятся, но история франшиз тесно связана с Макдональдсом. Хотя, нет никаких четких предпосылок к тому, что:

  • Эту схему развития бизнеса не придумали до этого;
  • Не было аналогичных компаний, развивающихся до появления McDonalds.

И вместе с тем, зарождение такого бизнеса как франшизы, присвоено Рею Кроку, который и стал одним из основателей крупнейшей торговой сети быстрого питания. Вкратце, все началось с того, что:

  1. В 1955 году появилась McDonald.s System;
  2. Через 5 лет компания была переименована и получила приставку Corporation.

Но как мы уже и говорили выше, одним из первых примеров было производство все того же Зингера с его швейными машинками. Он открыл свою производственную компанию еще в 1851 году. Но это производство было с "двойным дном" которое крылось в схеме распространения услуг по сервисному ремонту и продаже:

  1. Подписывался письменный договор;
  2. Права производить и ремонтировать машинки получали другие компании, подписавшие договор.

При этом у Singer Machine были определенные ограничения. Так, те кто подписал письменный договор, мог не только ремонтировать, но и продавать машинки. Однако лишь в штатах, которые определялись этим документом. Надо сказать, что система распределения франшиз позволила Зингеру развить свою компанию. И можно сказать, что именно он сумел заложить такой инструмент как франчайзинг. Дальнейшая история:

  • в 20-м году появился так называемый товарный франчайзинг;
  • Уже через 10 лет эту схему начали внедрять компании-нефтепереработчики.

Роль макдональдса в развитии франшиз

Ключевым человеком в этой истории был некий Рэй Крок, который к моменту своей смерти он умудрился оставить состояние в размере 600 млн. долларов США. Все началось с его знакомства с 2-мя братьями:

  • Ричардом;
  • Моррисом

Естественно, у братьев этих была фамилия Макдональды. Именно они заложили концепцию быстрого питания для населения. И после этого им удалось еще реализовать ее на практике, открыв собственный ресторан.

Крок был обычным коммивояжером, который занимался почти всем, на чем можно было заработать хоть какие-нибудь деньги. Но их ему крайне не хватало, так как брался он на удивление за весьма и весьма спорные направления. Кроме того, провалом стала закупка некой партии оборудования. На которое он потратил все свои накопления, и впоследствии остался практически без денег.

И вот тут судьба свела его с Маком и Диком (так условно называли братьев). И то что он увидел в ресторане, просто вызвало взрыв у него в голове. Ведь на тот момент, ресторан братьев Макдональдов разительно отличался от всего, что существовало на рынке питания до этого:

  1. Это было придорожное заведение;
  2. Процесс готовки был базирован на конвейер;
  3. В меню было всего 9 позиций;
  4. Вся посуда была изготовлена из бумаги.

И толк в этой идее был, но его удалось заметить только Рэю Кроку. И как показала история, он наткнулся на настоящую золотую жилу. Надо сказать, что бывший коммивояжер заложил за покупку лицензии у братьев свой собственный дом. И надо сказать, что у многих есть сомнения в законности этой схеме.

Существует даже целая теория о том, что Кроку удалось обмануть братьев, которые были весьма недальновидны. Однако вряд ли можно использовать такую формулировку (обмана) в контракте, который они заключили. Хотя самодурства и нарушений условий со стороны Рэя хватало. Он приобрел за 15 тыс. долларов:

  1. Право развивать бизнес братьев Макдональдов;
  2. Возможность быть эксклюзивным агентом ресторана.

И тут надо сказать, что у братьев было свое видение на расширение собственного ресторана. В частности, все выглядело следующим образом:

  • Братья продавали по 2.5 тыс. долларов за франшизу;
  • Крок решил продавать по 950 долларов.

Но в последнем варианте был один якорь, связанный с доходностью. Это было 2% от дохода с каждой проданной франшизы. В общих чертах, доход составлял 2.4 процента, 0.5 от которых шли прямо в карман Макдональдов. Опять-таки, Крок оставил фамилию основателей. И она существует до сих пор, благодаря чему мы и знаем эту сеть под названием Макдональдс.

Кроме того, партнер братьев занялся тем, что привело впоследствии всю сеть к успеху. Он ставил не на краткосрочный заработок, а на долгосрочную стратегию. Поэтому он начал вводить:

  1. Однообразную униформу во всех ресторанах;
  2. Одинаковое меню;
  3. Контроль над всей сетью заведений;
  4. Стандарты обслуживания и другие механизмы унификации.

Иными словами, Макдональдс стал первым рестораном, которому удалось разрастись до небывалого масштаба. И отчасти потому, что все было стандартизировано как на хорошем предприятии. Вся форма была одинакова, а потенциальному клиенту уже было понятно чего ожидать. Ведь он был в другом таком же ресторане, но уже на территории другого штата. Ну и теперь кратко о франшизах, которые можно считать одними из самых старых:

  • Narhan Famous (появилась в 1916 году);
  • Знаменитая Hilton (с 1919 года);
  • Аренда автомобилей от Sixt (открылись в 1912 году).

Но все-таки одой из самых популярных стал все тот же Макдональдс. Рестораны общественного питания которого существуют и в России, в достаточном количестве. Ну а теперь давайте разберемся с тем, что же это такое.

-3

Вводим основные понятия

Начнем с франчайзинга. Это и есть процесс покупки франшизы. А владельцем бизнеса, который собираются масштабировать такой продажей называют франчайзера. И еще несколько понятий:

  • Паушальный взнос;
  • Роялти;
  • Бренд-бук.

Под паушальным взносом подразумевается некая крупная сумма денежных средств, которая вносится в качестве первой оплаты за пользование чужой моделью бизнеса.

Роялти же являются отчислениями по прибыли. Иными словами, это некий аналог тех самых процентов, которые Крок начал брать со всех владельцев ресторана своей новосозданной сети общественного питания.

Бренд-бук же слово не всем знакомое. В нем прописываются все особенности той или иной франшизы, которая предлагается. При этом не стоит путать его с договором например, бренд-бук позиционируется как некий презентационный сборник всех особенностей бизнеса и его "фишек". Без него предлагать что-то клиентам не особо то и правильно, но у большого количества российский франчайзеров его почему-то нет.

На самом деле, приоткроем завесу тайны. Бренд-буки так редко встречаются у российских продавцов различных кофеен или хостелов по той причине, что указывать там нечего. В прямом смысле нечего. Это как раз тот способ заработка на собственных франчайзи (клиент, который покупает франшизу и получает обслуживание), когда последнем не дают ничего толкового. И создают ценность бизнеса буквально из воздуха, рассчитывая получить лишь денежные средства.

Это весьма потребительское и даже мошенническое отношение к своему клиенту. Но именно об этом мы еще расскажем дальше. Потому что карусель франшиз сейчас раскрутилась нешуточная. И потенциальному покупателю выражаясь метафорически, приходится буквально лопатами отделять мух от котлет. Все потому, что рынок настолько засорен мусорными и заранее провальными предложениями.

-4

Что такое франшиза в классическом понятии?

Итак, это своеобразная классификация отношений между несколькими участниками на рынке, где имеет место следующая схема партнерства:

  1. Продавец предлагает покупателю право воспользоваться его моделью бизнеса;
  2. Покупатель в свою очередь платит за это взносы.

В качестве товара предлагается не только право использовать тот или иной бренд. Но и модели ведения бизнеса, материалы и т.д. И вот плохие франчайзеры зачастую стараются сократить эту статью расходов к минимуму. Создавая бизнес не ради бизнеса, а ради получения взносов. Надо ли говорить, что с таким же успехом вы могли бы заняться самостоятельным бизнесом, вложив деньги которые отдадите продавцу в собственную компанию например.

Теперь определимся со стороной франчайзера. Франчайзер является хозяином всему, что предлагается с его стороны, кроме поставок например. Но и поставщиков в теории, он тоже должен подобрать самостоятельно. Кроме того, у него в собственности:

  1. Торговая марка;
  2. Какие-нибудь патенты;
  3. Документация, дизайн и т.д.

Ну а франчайзи в свою очередь должен уплачивать взносы, чтобы получить возможность пользоваться всем этим добром на законных основаниях и без каких-либо проблем со стороны собственника и государства.

Ведь если человек займется откровенным воровством бренда, то у него начнутся проблемы. Да, вы можете попытаться скопировать сеть каких-нибудь кофеен или тот же Макдональдс. Но появится огромное количество проблем:

  • Теряется уникальность;
  • Пропадает смысл затеи;
  • Сложно конкурировать;
  • Будут претензии со стороны контролирующих ведомств.

А владелец, со своей стороны, разве что из пулемета по вам стрелять не начнет. Хотя в условиях существования российского бизнеса, подобный исход событий очень даже вероятен. Ведь с конкурентами не всегда разбираются законными методами.

Одним из основных показателей любой франшизы является так называемый срок окупаемости. Он рассчитывается в объективных рамках (не всегда), и позволяет определить среднее значение по времени, когда:

  1. Вложенные средства начинают работать;
  2. Доходы окупают все расходы франчайзи.

Сам же договор между франчайзи и франчайзером заключается на срок от 1 до 20 лет. Это стандартный временной предел, в течение которого можно определить работоспособность того или иного бизнеса продаваемого по франшизе. При этом надо понимать, что по меркам человеческой жизни этот срок очень немаленький. Поэтому в среднем, речь идет о сроке действия договора до 5 лет.

При этом нужно понимать, что пример с Макдональдсом не является универсальной моделью. Тут использован тот самый бизнес-формат франшизы, когда собственник-продавец подошел к вопросу организации бизнеса крайне продуманно, и можно даже сказать стратегически.

Иными словами, Рэй Крок предлагал своим инвесторам-партнерам все, что нужно для работы:

  1. Механику;
  2. Дизайн;
  3. Правила организации;
  4. Готовые решения тех или иных задач.

В идеальной ситуации, вам нужен именно такой франчайзер. Который предоставит вам наработанные знания и уже собственные налаженные связи по логистике, поставкам и другим направлениям, необходимым для развития бизнеса. Кроме того, существует целая классификация по франшизам. Давайте кратко ее разберем.

Интересные видео и материалы, по данной тематике и другим направлениям можно смотреть на телеграмм канале - https://t.me/ru_portal

Каждый может помочь каналу в продвижении (перевод всего 200 рублей уже существенная помощь в продвижении) - Сбербанк 2202-2061-7240-1957