Найти тему

Высшая Индивидуальность и понятие "огненность". Е.П. Блаватская о высших "принципах" человека

Фото автора
Фото автора

Учение об Огне, Агни-Йога, предлагает человечеству единый "ключ" к решению многих вопросов, относящихся к внутреннему строению человека, к Незримости, к существованию на Тонком и Духовном Планах. Вникнув в понятие "Огонь" и осознав Единство бытия на основе Единой Энергии (Огня), можно разрешить те многие противоречия, которые накопились из-за разного толкования понятий Восточной Доктрины, а также из-за непригодности европейских языков для описания тонкости процессов на Высших Планах Действительности.

Одним из непростых для "европейского уха" явилось понятие "Высшая Индивидуальность", или "Высшее Я", или "Высшее Эго". Во всех этих понятиях – синонимах – "громче" всего для западного сознания звучит слово "Я".

Понятие "Индивидуальность" даже для понимающих разницу между личностью и "воплощающимся Эго" всё равно неудержимо "притягивает" образ личностного сознания. Не говоря уже о понятии "самосознание", когда немногие из тех, кто употребляет понятие "самосознание в духе", видят, насколько малое число людей в настоящее ("эволюционное") время могут хоть немного приблизиться к этому духовному "самосознанию".

В полноте это "самосознание в духе" есть одна из высших ступеней Эволюции сознания на Земле, так называемое Архатство, дающее возможность человеку быть сознательным существом на Духовном Плане.

Очень многие из тех, кто устремлён к "практикам Йоги", как только поймут, что в действительности означают те высокие слова, которые они предполагают как свои будущие достижения, поспешат скорее отказаться от притязаний на "духовные достижения", ведь выяснится, что "сиддхи", которые их так прельщают, включая память о прошлых воплощениях и владение "тонкими" силами Природы, соответствуют полному растворению всего того, что западному уму так дорого, "растворению" субъктности, "я" как такового. Упрощённо говоря, надо вообразить "чувство" без "чувствующего", "память" без того, кто "помнит" ("оценивает и радуется").

Надо всем, желающим "йогических" достижений, представить: есть эта, такая желанная память – "страницы" всех прошлых жизней, есть "океан энергии", но "я" при этом нет. Многие ли могут представить неразделимость "объекта" "субъекта" ( единство) в этом Океане Бытия? И тем не менее, духовная "субъектность" есть, но личностной нет. Дух и Духовная Индивидуальность на самом деле есть Единство с Бытием, Индивидуальность при отсутствии привычного ощущения какой бы то ни было отделённости.

Поэтому Эволюция постепенна, и, поистине, с Материнской бережностью ведёт человека и человечество шаг за шагом к одолению ступеней сознания, по крупицам "собирая" на Плане, где вибрирует Огонь духа, то "индивидуальное", которое неизвестно огромному большинству современных людей.

"Высшее Эго" (кто только не употребляет это понятие с тех пор, как Е.П. Блаватская раскрыла огромную часть "Знаний Посвящённых") есть Свет и Огонь, "индивидуализированный" настолько, насколько можно считать "индивидуализированными" играющие разными оттенками языки единого пламени. Сознание есть, но "я" на этом Плане слито с Единством.

Агни-Йога, Учение об Огненном Единстве всего сущего, объясняет людям, что духовным достижением является каждое светлое качество личности, которое развито до степени самозабвенности, то есть до огненности, соответствующей Плану Духа. Этот План есть Огненная Стихия в её высшем проявлении. Этот Высший План Бытия "соткан" из столь же огненной субстанции Мысли.

Накопления "Духовного Эго" тем выше на этом Плане, где вечно пребывает Атма-Буддхи каждого человека, чем более огненны (или духовны) "собранные" качества из каждого воплощения.

"Атма" есть жизнь, разлитая во всём энергия бытия, энергия жизни. Буддхи – проводник для Атма, но и дуада "Атма-Буддхи" не являет сознания вне принципа "Манас". Манас же как таковой тоже есть часть (или Аспект) Единства. И только "луч" этого Единого Манаса, являя "манас" в человеке, делает человека самосознающей индивидуальностью – в воплощении. Но только будучи полностью преобразованным до состояния единства с Атма-Буддхи, манас в человеке становится самосознанием в духе.

Прежде, чем привести фрагмент из книги Е.П. Блаватской о строении человека, ещё раз обратим внимание на тот факт, что все ускорения в развитии, все желания "сиддх" опасны "подменами". Астральные иллюзии, принятые за достижения духа, но лишь тешащие самость, очень и очень опасны. Единственно верный путь для каждого человека – это путь очищения сознания и повышения качества каждого из лучших свойств индивидуальности, избавление от всех признаков эгоизма и самости. В сферу духа и сил духа невозможно вступить, не оставив за порогом "малое я". Так, сопоставляя с огнём, светом, Солнцем каждую свою мысль, намерение, мотив, действие, каждый человек дойдёт до прекрасного Будущего, до истинного Бессмертия.

"I. Атма, "Высшее Я", – это дух не мой, и не ваш, но подобный солнечному свету, сияющему для всех. Это повсюду распространённое "божественное начало", неотделимое от единого и абсолютного Мета-духа, подобно тому, как луч неотделим от света.
II. Буддхи (духовная душа) – лишь проводник атмы. Ни по отдельности, ни вместе они не более полезны для тела человека, чем солнечный свет и его лучи для массы гранита, погребенного в земле, если божественная Дуада не будет усвоена неким сознанием, отразившись в нём…
III. Манас, …будучи неотделимо связан с первыми двумя, называется Духовным Я… Это – то "эго", то "тело причинности"… которое осеняет каждую личность, в которую карма заставляет его воплотиться; и именно оно отвечает за все грехи, совершенные посредством тела в каждом новом теле или личности…
…Источником манаса является махат или "Мировой Разум". Манас – это махат, то есть разум, в человеке. Манас… "воплощенный Дух", поскольку он является, согласно нашей философии, манаса-путрами или "сынами мирового разума", которые создали, или, скорее, произвели мыслящего человека, "ману", воплотившись в третьей расе человечества в нашем круге. Поэтому именно манас – настоящее воплощающееся и постоянное духовное Я, индивидуальность, а наши различные и бесчисленные личности – это лишь его внешние маски" (Е.П. Блаватская "Ключ к Теософии" / "Об Индивидуальности и личности").

Гореликова М.В., Василевский А.В.