Особый интерес при рассмотрении темы внутреннего строения человека представляют воззрения на этот вопрос Учения Будды, изложенные в Книге Е.И. Рерих "Основы Буддизма"; они касаются ключевых положений Учения Будды о человеке в его развитии. Среди этих положений в первую очередь следует назвать:
1. Скандхи – энергии, из которых состоит человек в своём физическом и психо-духовном естестве. (Скандхи подразделяются на группы, соответствуя телу, чувствам, представлениям и т.д.).
2. Дхармы – буквально все явления, предметы познавания, причём, что важно, – в непрестанном движении. Движение, изменчивость – основные характеристики жизни, по Учению Будды. Поэтому Дхарма также означает Закон Бытия. "Следовать дхарме", значит, принимать действительность как следствие прежде посеянных причин, двигаясь далее, совершенствуя себя внутренне – то есть утончая свои энергии - скандхи.
Движение, в процессе которого осуществляется преобразование низшего в высшее, тонкого в тончайшее и есть Основной Закон Бытия. Человеку следует принять эту изменчивость, для того, чтобы не привязываться к отдельным явлениям постоянно меняющегося потока Бытия. Но устремляться к совершенствованию всех своих качеств - скандх. Следуя Дхарме – Благому Закону Движения - развития.
3. Нирвана. Е.И. Рерих осуществила в этой книге важнейшую задачу – очистить основные понятия Учения Будды. Так ключевое понятие Нирваны объясняется как уровень сознательности на плане Духа. Отнюдь не покой, не бездействие, не остановка в этом Вечном и Вселенском Движении, часть которого человек. В века, когда учил Будда, стремящиеся осознавали необходимость избавления от страданий низшей жизни – путём просветления сознания, но понятие беспредельности как сущности бытия не могло быть дано широко.
Понятие Нирвана давалось как цель более высокого существования – счастливого и прекрасного, бессмертного. Ибо самосознание на Плане Духа и есть искомое Бессмертие человека.
Знающие понимали, что каждый новый уровень сознания – лишь ступень к более высоким достижениям. Ступени развития сознания, духа и познания теряются в беспредельных высотах Бытия.
В книге "Основы Буддизма" Е.И. Рерих пишет о достижении Нирваны как о достижении "полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо, в противном случае, это было бы невежеством самости, абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование… Так скандхи складывают нашу карму или, обратно, карма слагается из скандх…" (Е.И. Рерих "Основы Буддизма").
Гореликова М.В., Василевский А.В.