Найти тему

Е.П. Блаватская о двух шагах очищения желаний

Фото автора
Фото автора

"Желание становится чистым только тогда, когда оно направлено на чисто абстрактные понятия, когда в нём не остаётся ни следа, ни намёка ни на что "личностное"" (Е.П. Блаватская. "Очищение желания").

Кто-то, прочитав эту цитату, но ещё не изучив основы Учения, которому учила Е.П. Блаватская своими трудами и общественной деятельностью (теософическое общество), подумает, что среди интересующихся "абстрактными понятиями" более, чем где бы то ни было, подверженных личным желаниям, среди которых уж точно будут и честолюбие, и самолюбие, ибо и с интеллектом тоже связаны желания.

Но в данном фрагменте указывается на необходимость направить все желания к "абстрактным понятиям" для тех, кто уже утвердились на пути духа и стремятся к самосовершенствованию.

Когда говорится об устремлении к наиболее абстрактным понятиям, не имеется в виду и удаление от практических задач жизни. Желание, направленное к абстрактным понятиям, означает очищение и утончение психической энергии – путём устремления внимания к духовному (сущностному, или Идейному) Плану всех явлений.

В статье "Очищение желания" Е.П. Блаватская даёт рекомендации – "шаги" по очищению желаний. Объясняя при этом основной смысл "очищения" – освобождённость от "личностного" элемента.

Первым шагом она называет избавление от всех желаний, связанных с материальными объектами, то есть желаний, исходящих из внешней, физической личности.

Вторым шагом, как сказано, будет избавление от желаний для себя – не только таких, как счастье или любовь, но и желание знания. Основа всех желаний эгоистична. (Более подробно об этом – в нашей статье о различении воли и желания, по Е.П. Блаватской).

Речь идёт, заметим, не просто об осознании этих истин, но именно об осуществлении их претворении в качествах характера. Ибо в духовном понимании знания, оно есть именно претворение истин в жизни познающего. ("Знать – значит быть" – одна из важнейших истин так называемого оккультизма, но сегодня правильнее говорить – настоящей жизни: цельной, не разделяемой на физическую и "метафизическую").

Таким образом, стремящийся к духовным достижениям должен прежде всего очистить свои желания. Предлагая "одолеть" эти две ступени очищения (проделать "два шага" ), Е.П. Блаватская даёт понять и следующий важный факт – каждая из ступеней сознания тоже должна быть пройдена последовательно, "перескочить" не получится. Это важная истина мало осознаётся. Сегодня много знаний открыто человечеству, и много желающих знать больше и глубже. Но в познании духа действует это же неизменное правило: на следующую ступень познания (не путать с информированностью) не подняться до тех пор, пока качества характера не достигнут соответствия этому более глубокому уровню знания.

Глубина знания о духе требует соответствующей степени бескорыстия. Поэтому во все века люди, действительно желающие Познания, ищут именно на пути самосовершенствования. Основою в процессе духовного совершенствования является очищение желаний (включая мысли).

Стремлению к Бесконечному, которое одно лишь даёт удовлетворение духу – Учат все великие Учения. Е.П. Блаватская многократно в своих работах повторяет эту истину, в том числе цитируя "скрижаль" Восточного Учения, содержащую призыв жить в Вечном: не в прошлом, не в настоящем, не в будущем, но в Вечном, ибо только в Вечном "сорняк зло" не может прорасти (не может воздействовать на душу).

Достигая ступени бескорыстия и умножив силы стремления (сублимировав в духе силы личных желаний), человек достигает единства духа и сознания.

"Желание, – пишет Е.П. Блаватская ("Очищение желания"), – с течением времени, целиком и полностью сосредоточивается на Вечном".

Устремление к Вечному как скорейший метод очищения от самости, эгоистичности жизни, утверждает и Учение Живой Этики.

Красота Беспредельности озаряет сознание, устремлённое в высоты Бытия Космического, и сор низшей жизни сгорает на огне мысли и чувств, осенённых Красотою беспредельного Космоса, сиянием его Пространств и Мысли.

"Истинно, беспредельна красота Космоса, когда можно сердцем вникать в сознание Космического Дыхания" ("Беспредельность" I, 97).

Гореликова М.В.