Художественное образование в Самаре зародилось 1 февраля 1893-го года благодаря энтузиазму выпускника Петербургской Академии художеств Федора Емельяновича Бурова, открывшему в этот день «Классы живописи и рисования».
Открывшему на собственные средства, поскольку из десяти начинающих художников - в том числе двух девушек – почти все были неплатежеспособными выходцами из городской бедноты.
В «классах» Бурова получил путевку в жизнь один из величайших живописцев 20-го столетия Кузьма Петров-Водкин. Приехав их Хвалынска поступать в железнодорожное училище и провалив вступительный экзамен, пятнадцатилетний юноша почти случайно увидел табличку «Федор Емельянович Буров, императорской Академии художеств классный художник первой степени» и, как позже писал в автобиографическом «Пространстве Эвклида», «Здесь был конец моим исканиям! Скатился я с лестницы, не помня себя, чеканя в мыслях: «императорский художник первой степени! »
«Императорский художник» научил Кузьму всему, что умел сам. Хотя его талант педагога намного превосходил художественное дарование, что сразу понял одаренный ученик, Петров-Водкин всегда вспоминал первого учителя с признательностью и уважением. Искусство в «рисовальных классах» не отрывалось от жизни – надеясь что-то заработать своим трудом, ученики пробовали силы в иконописи и расписывали вывески купеческих лавок. «Классы» постепенно набирали популярность, несмотря на материальные трудности, но после кончины весной 1895-го Ф.Е. Бурова занятия прекратились. Кузьма Петров отправился в столицу, «чтоб с новой силой просверливать мой выход к живописи», а первый этап становления в Самаре художественного образования со смертью Бурова оборвался.
Возрождение пришло в Самару лишь спустя четверть века благодаря подписанному В.И. Лениным указу о создании Высших государственных художественно-технических мастерских – учебного заведения нового «революционного формата»,
которое должно было воспитывать мастеров-эрудитов в стиле Ренессанса, сочетавших мастерство в графике, скульптуре, дизайне и архитектуре с технической грамотностью. Главный идеолог новой пролетарской культуры нарком Анатолий Луначарский рассматривал ВХУТЕМАС прежде всего как модель внедрения новых художественных идей на российскую почву. В Москве «революционные» мастерские организовали на базе Строгановского художественного училища и Высшего Училища живописи, ваяния и зодчества, в Петрограде – Академии художеств. Поскольку в Самаре от «рисовальные классы» давно прекратили существование, в роли организатора выступил «авангардный десант» столичных художников Самуила Адливанкина, Николая Попова и Георгия Ряжского.
Стоит вспомнить, что город только недавно был освобожден от чехов и Комуча, новая советская власть укоренялась в купеческой и богатой Самаре непросто. Поэтому новому изобразительному искусству, которое большевики понимали прежде всего как массовое и агитационное, отводилась особая роль. Как и в заведении Федора Бурова, будущие художники участвовали в создании предметной среды эпохи, только вместо росписи торговых вывесок и изображения святых ликов на иконах рисовали плакаты, оформляли массовые праздники и создавали декорации к спектаклям. Яркое существование Самарского отделения ВХУТЕМАСа так же оказалось недолгим, поскольку из-за эпидемии тифа и надвигавшегося голода в 1921-м «московскому десанту» пришлось с Самарой распрощаться.
Нынешняя эпоха художественного образования пришла в советский Куйбышев в 1961-м году так же волей художника-энтузиаста - Григория Ефимовича Зингера. Родившись в в 1914-м в Екатеринославе – нынешнем Днепропетровске – в 1931-м по окончании средней школы поступил в Харьковский художественный институт, мечтая стать художником, в 1935-м по призыву комсомола стал курсантом Высшего Севастопольского Военно-Морского училища. По окончании, получив звание лейтенанта ВМФ, в годы Великой Отечественной служил в составе Северного и Тихоокеанского флотов.
Переехав с семьей в 1960-м в Куйбышев, смог осуществить юношескую мечту – связать дальнейшую жизнь с изобразительным искусством. Много работал, писал пейзажи и натюрморты, участвовал в областных выставках и параллельно с творчеством вынашивал идею возрождения в городе художественного образования. Благодаря своей инициативе и убежденности добился выхода решения горисполкома «Об открытии Детской художественной школы в г. Куйбышеве», а спустя 12 лет - в 1973-м – открытия Художественного училища, став его первым директором.
Как гласило решение Исполкома Куйбышевского облсовета, предназначалось новое учебное заведение «для подготовки художников-оформителей, преподавателей изобразительного искусства общеобразовательных и детских художественных школ».
Студенты первого набора КХУ начали обучение в стенах родной школы, а вскоре переселились в «собственное» здание на Комсомольской, 4а
Комплекс строений в глубине исторического квартала, состоящий из учебного корпуса и отдельно расположенных производственных мастерских, возведенный в конце 1950-х, изначально сооружался для одного из городских ремесленных училищ. Хотя в это время уже в ступило в силу знаменитое указание об отказе от излишеств и украшательств в архитектуре, основное здание получило традиционный облик с элементами классического декора.
Главный фасад имел двухчастную композицию с выступающим объемом слева, где располагался парадный вход, выделенный брутальным портиком с треугольным фронтоном. Очертания фронтона повторялись в массивных сандриках с тремя крупными зубцами снизу над крайними боковыми окнами первого этажа. Под оконными проемами первого этажа располагались профилированные полочки на фигурных кронштейнах.
Прямоугольные окна второго этажа, сгруппированные в средней части, так же декорировались узкими подоконными полочками. В плоскости стен сочетались фактуры руста, окрашенной кирпичной кладки и гладких оштукатуренных поверхностей, венчал здание массивный профилированный карниз
Имелось в училище и свое «Счастье» - небольшой дополнительный кирпичный корпус во внутреннем дворе . На фигурном аттике над входом строители запечатлели год возведения – 1959-й, а в верхней части фасада выложили кирпичной кладкой лозунг-призыв: «В труде твое счастье»
Присутствуют на территории и исторические пласты. Как выяснилось в ходе проводимых при строительстве трансформатора земляных работ, в давние времена здесь располагалось городское кладбище, и на одном из занятий, студенты, как раз рисовавшие гипсовый череп, вдруг увидели за окнами под ковшом экскаватора черепа реальные!
Сегодня СХУ готовит специалистов в области дизайна, станковой и театрально-декорационной живописи. К своему полувековому юбилею выпустило более двух тысяч специалистов, ставших известными художниками, дизайнерами, преподавателями.
Студенты участвуют во всех проводимых в стране конкурсах и олимпиадах по изобразительному искусству, весной и осенью проходят пленэрную практику в городе, окрестностях, «селе художников» Ширяево.
В 2004 году Самарскому художественному училищу было присвоено имя Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина,
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете