Найти в Дзене

В Самару! Вехи художественного образование и разъяснение, в чем же кроется счастье

Художественное образование в Самаре зародилось 1 февраля 1893-го года благодаря энтузиазму выпускника Петербургской Академии художеств Федора Емельяновича Бурова, открывшему в этот день «Классы живописи и рисования».

Комсомольская, 4. Самарское художественное училище
Комсомольская, 4. Самарское художественное училище

Открывшему на собственные средства, поскольку из десяти начинающих художников - в том числе двух девушек – почти все были неплатежеспособными выходцами из городской бедноты.

Федор Емельянович Буров
Федор Емельянович Буров

В «классах» Бурова получил путевку в жизнь один из величайших живописцев 20-го столетия Кузьма Петров-Водкин. Приехав их Хвалынска поступать в железнодорожное училище и провалив вступительный экзамен, пятнадцатилетний юноша почти случайно увидел табличку «Федор Емельянович Буров, императорской Академии художеств классный художник первой степени» и, как позже писал в автобиографическом «Пространстве Эвклида», «Здесь был конец моим исканиям! Скатился я с лестницы, не помня себя, чеканя в мыслях: «императорский художник первой степени! »

На автопортрете, сделанном в самарский период, дерзкий и юный смотрит на нас Кузьма из полумрака буровского класса
На автопортрете, сделанном в самарский период, дерзкий и юный смотрит на нас Кузьма из полумрака буровского класса

«Императорский художник» научил Кузьму всему, что умел сам. Хотя его талант педагога намного превосходил художественное дарование, что сразу понял одаренный ученик, Петров-Водкин всегда вспоминал первого учителя с признательностью и уважением. Искусство в «рисовальных классах» не отрывалось от жизни – надеясь что-то заработать своим трудом, ученики пробовали силы в иконописи и расписывали вывески купеческих лавок. «Классы» постепенно набирали популярность, несмотря на материальные трудности, но после кончины весной 1895-го Ф.Е. Бурова занятия прекратились. Кузьма Петров отправился в столицу, «чтоб с новой силой просверливать мой выход к живописи», а первый этап становления в Самаре художественного образования со смертью Бурова оборвался.

Объем парадного входа вынесен наружу, что обогащает  пластику здания
Объем парадного входа вынесен наружу, что обогащает пластику здания

Возрождение пришло в Самару лишь спустя четверть века благодаря подписанному В.И. Лениным указу о создании Высших государственных художественно-технических мастерских – учебного заведения нового «революционного формата»,

-5

которое должно было воспитывать мастеров-эрудитов в стиле Ренессанса, сочетавших мастерство в графике, скульптуре, дизайне и архитектуре с технической грамотностью. Главный идеолог новой пролетарской культуры нарком Анатолий Луначарский рассматривал ВХУТЕМАС прежде всего как модель внедрения новых художественных идей на российскую почву. В Москве «революционные» мастерские организовали на базе Строгановского художественного училища и Высшего Училища живописи, ваяния и зодчества, в Петрограде – Академии художеств. Поскольку в Самаре от «рисовальные классы» давно прекратили существование, в роли организатора выступил «авангардный десант» столичных художников Самуила Адливанкина, Николая Попова и Георгия Ряжского.

Нести идеи в массы и утверждать новую власть средствами авангарда! Вот что должен был делать Самуил Адливанкин в Самаре. Ему при этом было тогда неполных 23 года
Нести идеи в массы и утверждать новую власть средствами авангарда! Вот что должен был делать Самуил Адливанкин в Самаре. Ему при этом было тогда неполных 23 года

Стоит вспомнить, что город только недавно был освобожден от чехов и Комуча, новая советская власть укоренялась в купеческой и богатой Самаре непросто. Поэтому новому изобразительному искусству, которое большевики понимали прежде всего как массовое и агитационное, отводилась особая роль. Как и в заведении Федора Бурова, будущие художники участвовали в создании предметной среды эпохи, только вместо росписи торговых вывесок и изображения святых ликов на иконах рисовали плакаты, оформляли массовые праздники и создавали декорации к спектаклям. Яркое существование Самарского отделения ВХУТЕМАСа так же оказалось недолгим, поскольку из-за эпидемии тифа и надвигавшегося голода в 1921-м «московскому десанту» пришлось с Самарой распрощаться.

Первый директор СХУ Г.Е. Зингер
Первый директор СХУ Г.Е. Зингер

Нынешняя эпоха художественного образования пришла в советский Куйбышев в 1961-м году так же волей художника-энтузиаста - Григория Ефимовича Зингера. Родившись в в 1914-м в Екатеринославе – нынешнем Днепропетровске – в 1931-м по окончании средней школы поступил в Харьковский художественный институт, мечтая стать художником, в 1935-м по призыву комсомола стал курсантом Высшего Севастопольского Военно-Морского училища. По окончании, получив звание лейтенанта ВМФ, в годы Великой Отечественной служил в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

Г.Е. Зингер, "В парке санатория Чкалова"
Г.Е. Зингер, "В парке санатория Чкалова"

Переехав с семьей в 1960-м в Куйбышев, смог осуществить юношескую мечту – связать дальнейшую жизнь с изобразительным искусством. Много работал, писал пейзажи и натюрморты, участвовал в областных выставках и параллельно с творчеством вынашивал идею возрождения в городе художественного образования. Благодаря своей инициативе и убежденности добился выхода решения горисполкома «Об открытии Детской художественной школы в г. Куйбышеве», а спустя 12 лет - в 1973-м – открытия Художественного училища, став его первым директором.

основное здание с торца
основное здание с торца

Как гласило решение Исполкома Куйбышевского облсовета, предназначалось новое учебное заведение «для подготовки художников-оформителей, преподавателей изобразительного искусства общеобразовательных и детских художественных школ».

-10

Студенты первого набора КХУ начали обучение в стенах родной школы, а вскоре переселились в «собственное» здание на Комсомольской, 4а

-11

Комплекс строений в глубине исторического квартала, состоящий из учебного корпуса и отдельно расположенных производственных мастерских, возведенный в конце 1950-х, изначально сооружался для одного из городских ремесленных училищ. Хотя в это время уже в ступило в силу знаменитое указание об отказе от излишеств и украшательств в архитектуре, основное здание получило традиционный облик с элементами классического декора.

Входной портик решен явно с оглядкой на постановление "о борьбе с излишествами в архитектуре"!
Входной портик решен явно с оглядкой на постановление "о борьбе с излишествами в архитектуре"!

Главный фасад имел двухчастную композицию с выступающим объемом слева, где располагался парадный вход, выделенный брутальным портиком с треугольным фронтоном. Очертания фронтона повторялись в массивных сандриках с тремя крупными зубцами снизу над крайними боковыми окнами первого этажа. Под оконными проемами первого этажа располагались профилированные полочки на фигурных кронштейнах.

-13

Прямоугольные окна второго этажа, сгруппированные в средней части, так же декорировались узкими подоконными полочками. В плоскости стен сочетались фактуры руста, окрашенной кирпичной кладки и гладких оштукатуренных поверхностей, венчал здание массивный профилированный карниз

Корус, получивший от студентов название "Счастье". Фото В. Григанова
Корус, получивший от студентов название "Счастье". Фото В. Григанова

Имелось в училище и свое «Счастье» - небольшой дополнительный кирпичный корпус во внутреннем дворе . На фигурном аттике над входом строители запечатлели год возведения – 1959-й, а в верхней части фасада выложили кирпичной кладкой лозунг-призыв: «В труде твое счастье»

Надо отдать должное - не претендуя на шедевральность, и само здание, его пристройка "Счастье"выстроены капитально, добротно и удобно
Надо отдать должное - не претендуя на шедевральность, и само здание, его пристройка "Счастье"выстроены капитально, добротно и удобно

Присутствуют на территории и исторические пласты. Как выяснилось в ходе проводимых при строительстве трансформатора земляных работ, в давние времена здесь располагалось городское кладбище, и на одном из занятий, студенты, как раз рисовавшие гипсовый череп, вдруг увидели за окнами под ковшом экскаватора черепа реальные!

-16

Сегодня СХУ готовит специалистов в области дизайна, станковой и театрально-декорационной живописи. К своему полувековому юбилею выпустило более двух тысяч специалистов, ставших известными художниками, дизайнерами, преподавателями.

Во дворе училища
Во дворе училища

Студенты участвуют во всех проводимых в стране конкурсах и олимпиадах по изобразительному искусству, весной и осенью проходят пленэрную практику в городе, окрестностях, «селе художников» Ширяево.

-18

В 2004 году Самарскому художественному училищу было присвоено имя Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина,

-19

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете