Найти тему
Помощь редким

«Болезнь Гиппеля-Линдау можно заподозрить до появления первых опухолей по семейной истории» — эндокринолог Лейла Созаева

Оглавление
Изображение: © «Помощь редким»
Изображение: © «Помощь редким»

Какие эндокринные нарушения возникают при болезни Гиппеля-Линдау и как с ними справляются врачи.

Болезнь Гиппеля-Линдау — редкий генетический опухолевый синдром, при котором в самых разных органах тела развиваются доброкачественные и злокачественные новообразования. Они появляются в почках, спинном мозге, сетчатке глаза, надпочечниках и поджелудочной железе. Остановить и обратить заболевание вспять пока невозможно, но можно предупредить опасные последствия.

Особенно важно контролировать состояние эндокринной системы, потому что опухоли в железах могут привести к сахарному диабету и гипертоническому кризу. Как этого избежать и сохранить гормональное здоровье, рассказала кандидат медицинских наук, детский эндокринолог, старший научный сотрудник Детского отделения опухолей эндокринной системы Эндокринологического научного центра Лейла Созаева.

— Лейла, как развивается болезнь Гиппеля-Линдау и почему она затрагивает эндокринную систему?
— При болезни Гиппеля-Ландау происходит поломка в гене, который предотвращает превращение обычных клеток в опухолевые. Механизм этот довольно интересен. Наши клетки получают информацию о том, что происходит вокруг, благодаря собственным рецепторам и специальным сигнальным путям. При синдроме Гиппеля-Линдау страдает такой сигнальный путь, который обычно активируется при гипоксии, нехватке кислорода в тканях. Клетки начинают реагировать так, как будто им действительно не хватает кислорода. Они вырабатывают фактор, который способствует росту дополнительных сосудов, и начинают дополнительно делиться. Этот очаг может превратиться в опухоль. Опухоли образуются в различных органах, в том числе эндокринной системы.

— Какие органы страдают чаще всего?   
— Надпочечники и поджелудочная железа. Почему так — точно неизвестно, но можно предположить, что надпочечники всегда активно реагируют на любые стрессовые факторы, в них сигнальные пути, затронутые болезнью Гиппеля-Линдау, имеют наиболее важное значение, поэтому их поломка здесь чаще приводит к запуску опухолевого процесса.

Читайте также: Слепота, опухоли по всему телу — как сражаются с болезнью Гиппеля-Линдау молодые пациенты

— А как страдает поджелудочная?
— В поджелудочной могут возникать опухоли, которые образуются из нейроэндокринных клеток — специальных клеток поджелудочной железы, которые продуцируют не пищеварительные ферменты, а различные гормоны. При болезни Гиппеля-Линдау эти новообразования обычно не секретируют гормоны, хоть и происходят из нейроэндокринных клеток. За такими опухолями мы наблюдаем, смотрим, растут ли они, с помощью магнитно-резонансной томографии и компьютерной томографии с контрастированием. Если опухоль продолжает расти,  обсуждаем с онкологами вопрос о хирургическом лечении, так как потенциально она может быть злокачественной.

Если же опухоль в поджелудочной изначально гормонально активная, ее в любом случае нужно удалять. Она может продуцировать гормон инсулин — это опасно приступами резкого снижения сахара в крови и может проявляться обмороками, судорогами, чувством сильного страха, тахикардией.

Помимо опухолей в поджелудочной железе могут возникать кисты. Они обычно неопасны, мы их не трогаем, просто наблюдаем. Но если киста достаточно крупная, сдавливает ткани и протоки в поджелудочной железе, может потребоваться операция, поэтому пациента с Гиппеля-Линдау должны наблюдать не только эндокринологи, но и хирурги-онкологи.

— Какие рекомендации вы бы дали людям с опухолями поджелудочной железы? Нужно ли соблюдать диету?

— Нейроэндокринные опухоли не зависят от образа жизни и питания, но если новообразование расположено в самой поджелудочной и давит на нее, нерациональное питание и употребление алкоголя могут стать дополнительной нагрузкой на орган и вызвать ухудшение самочувствия. Поэтому рекомендации здесь такие же, как для любого здорового человека: питаться правильно, соблюдать здоровый образ жизни и дополнительно — проходить ежегодные скрининговые обследования.

— Каков риск возникновения диабета у людей с болезнью Гиппеля-Линдау?

— Диабет может возникнуть по нескольким причинам. Есть несколько гормонов, которые способны повышать уровень сахара в крови. Один из них — глюкагон. Если опухоль развивается из клеток, продуцирующих глюкагон, она называется глюкагонома. Ее рост приводит к развитию гипергликемии — повышенному содержанию сахара в крови. Еще один гормон, при котором также может повышаться сахар в крови — соматостатин. Но для болезни Гиппеля-Линдау развитие образований, которые продуцируют эти гормоны, не очень характерно.

Иногда диабет развивается вследствие хирургического лечения опухолей поджелудочной железы. Если после такой операции возникло воспаление, отек или панкреатит, есть высокий риск развития приобретенного сахарного диабета.

И, конечно, сахарный диабет 2 типа может возникнуть абсолютно у любого человека, который имеет избыточную массу тела, ведет малоподвижный образ жизни и не следит за питанием.

— Чем опасны опухоли надпочечников?
— Чаще всего в надпочечниках развиваются феохромоцитомы, которые всегда производят стрессовые гормоны — адреналин и норадреналин.

Феохромоцитомы опасны тем, что приводят к развитию неконтролируемой артериальной гипертензии, в том числе у детей. Со временем повышенное артериальное давление может вызвать увеличение сердца и нарушение его работы, поражение зрения, плохое самочувствие, микроинсульты, инфаркты и даже смерть.

Артериальная гипертензия, вызванная феохромоцитомой, как правило, сопровождается очень частым пульсом, неприятными ощущениями по типу возбуждения и страха, что связано с сильнейшим выбросом стрессовых гормонов.

— Давление при феохромоцитоме всегда высокое?
— Нет, не всегда. У нас был пациент-ребенок с огромной феохромоцитомой, давление в течение дня у него оставалось в пределах нормы, а пульс был повышен. Такие состояния опасны тем, что давление может резко подняться в ответ на некоторые стимулы: натуживание, мочеиспускание, надавливание на область живота, прием некоторых продуктов питания.

— Нужно ли удалять феохромоцитомы?
— Да! Любая феохромоцитома должна быть удалена. Причем человека следует очень хорошо подготовить к операции, показатели пульса и давления должны быть оптимальными для проведения операции. Из-за артериальной гипертензии и учащенного сердцебиения любое вмешательство может быть для него очень опасным.

— Есть ли шанс сохранить надпочечник при удалении такой опухоли?
— Феохромоцитомы в большинстве случаев крупных размеров, и в случае болезни Гиппеля-Линдау они могут быть множественными, а надпочечник — маленькая железа, поэтому обычно его удаляют вместе с опухолью. При этом опухолевый процесс нередко двусторонний, тогда приходится удалять оба надпочечника.

Однако в некоторых ситуациях при поражении обоих надпочечников возможно оставить часть одного из них, но важно предупредить пациента, что тогда сохраняется высокий риск рецидива феохромоцитомы.

— Как человек живет дальше без надпочечников? Какая ему нужна поддерживающая терапия?
— Надпочечник — такой орган, который состоит из двух совершенно разных тканей, которые в процессе развития эмбриона складываются вместе и превращаются в один орган. Одна его часть, корковое вещество, вырабатывает стероидные гормоны, в том числе кортизол и альдостерон. Кортизол — гормон стресса, он влияет на многие процессы в организме. Альдостерон отвечает за поддержание нормального давления и количества соли в организме. Без этих гормонов нормальная жизнедеятельность человека невозможна, поэтому при удалении надпочечника мы должны их компенсировать. Для этого аналоги кортизола и альдостерона назначаются в таблетках. Дозировку рассчитываем в зависимости от веса и роста пациента, а дальше корректируем по результатам анализов и самочувствию.

В другой части надпочечника, мозговом веществе, вырабатывается адреналин с норадреналином. Замещать эти гормоны нет никакой необходимости, так как они дополнительно вырабатываются в других тканях организма, в частности, в нервных ганглиях, которые берут на себя работу надпочечников.

— Насколько хорошо сейчас выявляют эти нарушения и саму болезнь Гиппеля-Линдау?
— Заболевание можно заподозрить по клиническим проявлениям и истории болезни в семье. Двусторонний опухолевый процесс в надпочечниках почти всегда говорит о наследственной форме феохромоцитомы. Если при этом у ближайших родственников пациента был рак почки или опухоль сетчатки, вероятность болезни Гиппеля-Линдау очень высокая. Например, сейчас у нас госпитализирован ребенок с феохромоцитомой и артериальной гипертензией. Мы знаем, что пять или шесть членов его семьи разной степени родства имели это заболевание, поэтому диагноз скорее всего подтвердится. Опираясь на семейную историю этого пациента, заболевание могли заподозрить гораздо раньше, еще  до появления клинических симптомов, и подтвердить диагноз при помощи генетических тестов.

Для генетического подтверждения болезни Гиппеля-Линдау в России есть несколько диагностических программ. Бесплатно обследовать детей можно у нас, в Эндокринологическом научном центре, по специальной программе генетический диагностики эндокринных заболеваний у детей, также можно пройти эти исследования в Медико-генетическом научном центре им. академика Н.П. Бочкова.

Похожие программы есть и в других центрах, поэтому сейчас установить диагноз не так сложно, и в России часто это можно сделать бесплатно для пациента.

Если есть семейная история с феохромоцитомой, подтвержденным синдромом Гиппеля-Линдау, и взрослые, и дети могут обратиться к эндокринологу в НМИЦ эндокринологии, где после осмотра и сбора истории болезни и семейной истории, доктор определит необходимость лабораторных тестов, в том числе генетических. С учетом того, что феохромоцитомы встречаются не только при болезни Гиппеля-Линдау, могут понадобиться более расширенные генетические исследования.

— Какой совет вы бы дали пациентам, которые столкнулись с болезнью Гиппеля-Линдау?
— Если диагноз установлен по клиническим проявлениям, его необходимо подтвердить генетическим тестом и проверить наличие этой мутации у ближайших родственников, потому что дети до определенного возраста не имеют клинических проявлений, а потом человек может попасть в больницу с гипертоническим кризом, в том время как этого можно было бы избежать.

Если диагноз известен, необходимо регулярно проходить обследования и предупредить развитие клинической картины до того, как человек почувствует себя плохо. Для наблюдения лучше обращаться в федеральные центры, так как заболевание очень редкое. Сейчас у нас есть возможность консультировать и детей, и взрослых по телемедицине. Любые врачи из любых регионов могут отправить выписку пациента на консультацию и в течение нескольких дней получить ответ.

Читайте истории о людях с редкими и необычными заболеваниями на портале «Помощь редким»