Более ста лет на известный всем роман И. А. Гончарова "Обломов" широкая общественность смотрела глазами критика Николая Добролюбова, которую тот высказал в статье "Что такое обломовщина"
Добролюбов увидел в романе зарисовку жизни России середины 19 века. Уже созданы условия и предпосылки для перехода на иной уровень развития, но пока ничего не происходит. В этот период с точки зрения критика на историческую сцену должны выйти некие новые люди - люди действия, реформаторы. А такие как Обломов должны уйти со сцены и не мешать.
Но так ли всё на самом деле? Или Добролюбову хотелось, чтобы было именно так?
Каков он русский идеал социально-политического уклада и так ли уж жаждет изменений?
За несколько лет до публикации романа Иван Александрович издал отдельную главу "Сон Обломова". Сам автор назвал этот пролог - увертюрой. И там есть интересное описание уклада жизни имения Обломовка.
Центральным действом, сосредоточением всего и вся в Обломовке является обед. Ничто так не тревожит и не вдохновляет помещика, прислугу и даже 300 душ крепостных как подготовка к трапезе. Обед долго обсуждается, потом его старательно и с любовью стряпают и, наконец, господа усаживаются за стол. Обед не столько обед, сколько ритуал. Коронным блюдом выступает воскресный пирог. Сначала его едят господа, потом дворовые, потом пирог отправляют в девичью, в мастерские, в деревню и таким образом даже самый маленький мужичишко получает крохотный кусочек этого общего пирога. И все таким укладом жутко довольны.
Если же посмотреть на то, как развивается хозяйство в Обломовке, то сразу понятно что... никак. Крайне неэффективно. Однако никого похоже такое положение вещей не смущает.
Добрый барин управляет своим хозяйством из окна примерно так:
- Эй, баба куда ходила? - кричит он.
- В погреб, батюшка, молочка холодного к обеду несу.
- Ну неси-неси, не расплескай, молочко-то.
Вот и всё управление. Производственных мощностей такого хозяйства хватает, чтобы сытно питаться, но заменить старую мебель в господском доме уже не на что. Зато никто никуда не спешит. И присутствует гармония хоть и своя особая.
В принципе до злоупотреблений 17-18 века крестьяне кормили бояр совершенно по доброй воле в обмен на защиту. Но и землевладельцы не брали лишнего. Это был негласный общественный договор. Некая идилия, подмеченная Гончаровым.
Конечно возникает вопрос; насколько органично бурное действие для русского характера? Это не значит, что невозможно, но свойственно ли?
Недеяние - сила
Философию недеяния мы найдём у Лао-Цзы
Если ты хочешь, что-то получить от мира, то неизбежно потеряешь гармонию.
Всякая манипуляция в итоге влечёт за собой разбалансировку естественного порядка вещей.
Таким образом Илья Ильич Обломов - русский даосист. Лежит он на своём легендарном диване в знаменитом халате и к нему приходит человек- карьеры и человек-действия. Однако, все эти люди так заняты суетой, что им попросту некогда задуматься об очень важных вещах:
Кто я?
Зачем пришёл в этот мир?
Куда иду?
Они всё время говорят, суетятся, действуют, доказывают в отличии от Обломова, который выбирает иной путь.
Надо сказать, сам Обломов тоже не знает ответов, но он хотя бы задумывается. Пытается понять самого себя.
А в мире, между тем, грядут грандиозные потрясения, когда действия часто необдуманные и неосознанные принесут много крови и зла. И может статься, что путь Обломова не самый худший из возможных.
Спасибо за внимание!