ЧЭАЗ славится трудовыми династиями. И это неудивительно. Предприятие - градообразующее. Сегодня насчитывает почти 3000 работников, а в советское время их было в несколько раз больше. Поэтому почти в каждой семье находился родственник, который когда-то проходил через проходную завода.
Рассказываем об одной из самых опытных династий - Смирновых-Шарыпановых, которая насчитывает более 20 работников, трудившихся на заводе в разное время.
Сегодня Марина Борисовна Шарыпанова – экономист по труду цеха С-6 - хранитель истории большой династии Смирновых-Шарыпановых. Биографию своей семьи она собирала по крупицам, сидела в архиве, работала с документами. Свекор и свекровь, дяди и тети, двоюродные и троюродные братья, их жены… Сейчас в трудовой династии 21 человек и 370 лет стажа. Признается, что нашла далеко не всех родственников, трудившихся на заводе. Но биографии самых ярких представителей династии она изучила.
Главой династии считается отец Марины Борисовны – Смирнов Борис Николаевич. Трудиться на заводе он начал в 1962 году, приехал в Чебоксары из Нижегородской области сразу после армии и устроился на ЧЭАЗ слесарем. Несмотря на то, что Борис Николаевич имел рабочую специальность, был очень уважаем не только среди коллег. Директора завода знали его в лицо и по имени, здоровались за руку. Бориса Николаевича все считали человеком с золотыми руками, который мог восстановить любой станок, изготовить своими руками любую запчасть. Кроме того, Борис Николаевич активно участвовал в общественной жизни завода – выступал за команду предприятия на соревнованиях по лыжам, волейболу.
Самым опытным и титулованным представителем династии Смирновых стал младший брат Бориса Николаевича – Александр. Он прошел путь от слесаря-сборщика до начальника цеха. Стоял во главе сборочных цехов С-10, С-7, С-4. ЧЭАЗ был первым и единственным его местом работы, которому он отдал 43 года. Александр Николаевич был строгим руководителем. И это как никто другой почувствовали на себе сёстры, Марина Борисовна Шарыпанова и Татьяна Борисовна Смирнова, которые начали свой путь на заводе рядом со своим дядей. Александр Николаевич считал, что родным не должно быть никаких поблажек, а, наоборот, с них двойной спрос. Такая требовательность к себе и окружающим давала и отличные результаты: его бригада не раз становилась победителем социалистических соревнований, а сам Александр Николаевич в 1985 году даже получил бронзовую медаль ВДНХ и подарок - автомобиль «Жигули».
Кстати, нередко в производственных соревнованиях бригада Смирнова состязалась с бригадой Шарыпановых. Это вторая ветвь большой династии, которая объединилась в одну в 1989 году, когда дети передовиков стали супругами. Марина Смирнова познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием Шарыпановым на заводе. «Служебный роман» через два года перерос в семью. Хоть и трудились супруги 18 лет рядом, но задачи выполняли разные, поэтому производственных споров дома не возникало. Зато были дискуссии с родителями Дмитрия, Александром Петровичем и Натальей Всеволодовной Шарыпановыми, которые также познакомились на ЧЭАЗе, работая вместе в цехе С-8. Кто важнее на заводе – рабочие, которые непосредственно изготавливают изделия руками, или экономисты, снабженцы, которые обеспечивают процесс изготовления этого продукта? И спор этот чаще всего ничем не заканчивался…
Династия Смирновых-Шарыпановых прирастала постепенно. Многие приходили на ЧЭАЗ вовсе не потому, что здесь работали родственники, а по зову сердца.
Сейчас Марина Борисовна Шарыпанова – единственный представитель династии, который продолжает трудиться на Чебоксарском электроаппаратном заводе.
Она признается: «Мне никогда не хотелось работать где-то в другом месте, на другом предприятии. За 30 с лишним лет завод стал мне по-настоящему родным. Бывало всё: и тревоги, и волнения, но я дорожу каждым днём, и каждый день прихожу на работу с удовольствием».