Найти тему
Alterlit Creative Group™

Шёл в комнату, попал в другую

Cегодня у нас битва обзоров романа Филипа Дика «Кланы Альфанской луны»
и первый обзор — от Господина Хорикавы Ясукити.

Вышедший в 1964-м году роман Филипа Дика «Кланы Альфанской луны» задумывался автором как антипсихиатрический. Тема относительности психической нормы, вообще для Филипа весьма актуальна была, особенно во второй половине его творческой жизни и данное произведение было вполне в духе бытовавших в те годы среди либеральной интеллигенции настроений. Тут надо заметить, что пихоанализ ещё из моды не вышел, а психиатрия, как самостоятельная отрасль медицины, только развивалась (к слову, несмотря на значительный прогресс, этот процесс ещё далёк от завершения), а потому, методологический и понятийный аппараты не были сформированы до конца. Как следствие диагностика и лечение расстройств и болезней были весьма несовершенны. Вышеописанное следует иметь в виду, для дальнейшего понимания происходящего в романе.

Несложный по структуре, написанный простым и ясным, напоминающим Теодора Драйзера, языком роман разворачивает перед нами картину отдалённого будущего. Тут стоит отметить основные достоинства Дика-литератора вообще, и Дика-фантаста, в частности. Он не перегружает повествование описаниями бомбомётиков-космолётиков и прочей детсадовской технократией, и, при этом, моделирует довольно убедительные ситуации, возможные в любую эпоху, и жизнеспособные миры. Весьма тонко балансируя между увлекательным динамичным повествованием и внятной трансляцией довольно серьёзных нарративов (далеко не бесспорных, но, тем не менее, актуальности не теряющих).

Сама картина в произведении довольно невесёлая. Противостояние империалистических хищников вышло на межпланетный уровень. Земля (в романе — Терра) превратилась в огромную корпорацию, активно расширяющую сферу своих интересов, лавируя между цивилизациями других планет (наиболее крупных игроков перечислять и описывать смысла нет, потому как различия там чисто морфологические). Внутреннее устройство этой корпорации представляет из себя всё, что нам врали о капитализме (и оказалось правдой). Правящий класс, в погоне за сверхприбылями, не гнушается никакими методами, всё это, конечно же под риторику всеобщем благе и прочей «свободе и демократии». В этом-то ядовитом бульоне и варится главный герой Чак Риттерсдорф, служащий разведывательного управления. Размазня Чак нажил двоих детей с мразотой-жёнушкой, которая теперь, после развода, доит его досуха. Убить паскуду в этом мире, где системы слежения и прогноза преступности доведены почти до совершенства, задача малоосуществимая. Хотя... Тут-то в интересы космических сверхдержав попадает небольшой планетоид, куда экс-супругу героя и направляют волонтёром (по факту, с разведывательной миссией), а на планетоиде том происходит много интересного.

Некогда эта местность была психлечебницей, куда долгие годы свозили больных со всей Терры. Но земляне, увязнув в погоне за межгалактической гегемонией и прочим расправлением плечей, со временем, о больных позабыли, а сама лечебница пришла в упадок (не правда ли, можно интересные параллели провести с различными инициативами по «оптимизации» этой отрасли?). Но, как говорится, сойти с ума не каждому дано, для этого требовательно ум иметь. Пациенты, сгруппировавшись по типам заболевания, образовав так называемые кланы, смогли наладить неплохую кооперацию, и, учредив совет этих самых кланов, создали подобие конфедерации. Заправляют делами там два наиболее влиятельных клана. Это осторожные и мудрые пары (параноики). Чьи выдающиеся аналитические способности, предусмотрительнось, обеспечили эффективное вовлечение в общее дело всех остальных. И задиристые, импульсивные, но изобретательные маны (маниакально-депрессивный психоз), чьи неуёмная энергия, в маниакальной фазе, и способность быстро находить и принимать решения обеспечивают движение научно-технического прогресса. С таким вот конгломератом и предстоит столкнуться желающим этот планетоид прибрать к рукам.

Пересказывать увлекательные перипетии, приводящие к относительно счастливому финалу смысла нет, кому надо, прочтут и проникнутся. В повествовании, каждый найдёт что-то для себя. Любители бомбомётиков-космолётиков и прочие фанаты пистолетиков — захватывающие описания баталий, развернувшихся на спорной территории, сентиментальные дамочки — метания рохли Риттерсдорфа и прочие лонострадания, а для адептов всякой игры престолов в достатке будет интриг разной степени закрученности. Всё это, написанное живым, очень человечным языком (тут стоит оговориться, что дело имелось с переводом, поэтому, не исключено, что Дик в переводе много приобрёл), населённое персонажами, один колоритнее другого (один благородный и умный Габриэль Бэйнс, уполномоченный делегат клана паров, чего стоит), на ура подводят читателя к ключевым мыслям романа. Тут надо поподробнее.

Как выше упоминалось, психиатрия в середине шестидесятых годов прошлого века ещё формировалась, и хотя, даже до такой наглухо религиозной страны как США, начало доходить, что тут не бесы или ещё какие астральные сущности. Но методы диагностики и лечения были, по сути, в зачаточном состоянии, да и гуманитарии всех мастей, бредящие «швабодкой» (непонятно, правда, от чего) подливали масла в огонь, что способствовало росту недоверия к этой отрасли медицины (да-да, он не дебил, он мыслит по-особому, знакомо, не правда ли?). Пожалуй, одним из лучших примеров подобных настроений в литературе является роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», и, справедливости ради, стоит заметить, что некоторые эксперименты недалеко ушли от опытов печально известного доктора Менгеле.

Добавим к этому эхо маккартизма, откровенную вовлечённость в работу психиатров различных спецслужб и прочие «прелести» капиталистического государства и получим благодатную почву для роста протестных настроений. Что добрый старый Филип Киндред в данном романе и попытался выразить. Но вот, что интересно. Созданная в романе действительность, являясь лишь немного гиперболизированной моделью типичного империалистического государства, с его расслоением, сверхэксплуатацией и откровенно агрессивной внешней политикой, неплохо так способствует невротизации, да и чего уж там, психотизации населения.

Собственно, жизнь родившегося в декабре 1928-го Филипа Дика является наглядной такой иллюстрацией этого тезиса. А с позиций послезнания, можно ещё упомянуть и различные врождённые факторы, таким образом, получаем весьма удручающие перспективы. И вывод из прочитанного напрашивается самый, что ни на есть противоположный. Проводя параллели между конфедерацией «пациентов» и и представителями землян, автор пытается донести мысль, что принципиальной разницы между ними нет; либо все безнадёжно больны, либо не болен никто, и все эти диагнозы есть лишь добросовестное заблуждение или недобросовестная манипуляция. Но как талантливый и добросовестный художник, а так же, один из умнейших людей своего времени, Дик не мог не развернуть картину полную, логичную и достоверную перед читателем.

А она говорит, что психике есть с чего надломиться, общественные отношения играют непоследнюю роль в этом. Весьма показательно, то насколько успешно и относительно спокойно существует «больничная» конфедерация, выстроенная на эффективном взаимодействии всех членов общества, и раскрывается потенциал даже самых маргинальных жителей, где все аспекты жизни этим самым обществом и контролируются. И какие чудовищные усилия приходится прилагать правящему классу Терры, дабы удерживать свои позиции. Хм-м... А нет ли тут «коммунистической заразы»? Вопрос риторический. Добавим сюда ещё интереснейший эпизод с диагностикой жены главного героя, где не вовлечённая в политику и не заангажированная в чью-либо пользу экспертиза очень быстро поставила вздорную дуру на место (справедливости ради, персонаж диагностировала сама себя, что характеризует её, хотя бы, как добросовестного специалиста. Ну хоть что-то хорошее в ней есть).

И можно со всей уверенностью утверждать, что роман скорее пропсихиатрический. Точно подмечая огрехи и недостатки системы, умело и правдиво моделируя, и увлекательно рассказывая, легендарный мастер в который раз напоминает читателю сегодняшнего дня, что психическое здоровье это тоже здоровье, и за ним следить надо. Что никакие громкие фразы не замаскируют ущербность капиталистического общества, и голова — предмет не такой уж и тёмный.

Господин Хорикава Ясукити для сайта Alterlit.ru