Найти в Дзене
Авиатренажер Dream Aero

Экостандарты в современной гражданской авиации и перспективы электрификации самолетов

Воздушный транспорт сегодня является одним из главнейших загрязнителей атмосферного воздуха. Самолеты выделяют частицы и газы, такие как диоксид углерода (CO2), водяной пар, углеводороды, монооксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, свинец и черный углерод, которые взаимодействуют между собой и с атмосферой, нанося ей большой урон.

Фото: https://olymp.as-club.ru/publ/arkhiv_rabot/pjatnadcataja_olimpiada_2017_18_uch_god/istoriko_issledovatelskaja_rabota/38-1-0-2222
Фото: https://olymp.as-club.ru/publ/arkhiv_rabot/pjatnadcataja_olimpiada_2017_18_uch_god/istoriko_issledovatelskaja_rabota/38-1-0-2222

Количество выделяемых вредных частиц с быстрым ростом авиаперевозок во всём мире только растёт. Так, ещё в конце ХХ века только на авиаперевозки в странах Европы и Российской Федерации тратилось порядка 200 млн тонн топлива в год, что составляет почти 10% от всей мировой нефтедобычи.

По итогам же 2023 года объем мировых пассажирских авиаперевозок вырос по сравнению с 2022 годом более чем на 36%, следует из данных Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Самолёт - самый грязный транспорт

В 2015 году установлено, что самолеты могут выбросить 43 Гт загрязнения углерода до 2050 года и тем самым потребить около 5% остатка по климату. Так, к середине XXl века без урегулирования проблемы усугубятся, и самолеты будут ежегодно выделять около 3 Гт углерода.

В сравнении с любым другим транспортом, чтобы перевести пассажира на одно и то же расстояние, именно самолёт выбрасывает больше всего вредных веществ. Потому встает вопрос о путях повышения экологичности авиатранспорта. В частности, путем электрификации.

Фото: https://transportrussia.ru/razdely/vozdushnyj-transport/10626-aviatoplivo-i-okruzhayushchaya-sreda.html
Фото: https://transportrussia.ru/razdely/vozdushnyj-transport/10626-aviatoplivo-i-okruzhayushchaya-sreda.html

Электрификация авиатранспорта

Для уменьшения количества выбрасываемых в атмосферу вредных веществ принимаются различные международные акты, например, Международные стандарты Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области охраны окружающей среды. Они включают Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

К нему относятся:

1. том I «Авиационный шум» (регламентирует предельно допустимые уровни шума воздушных судов на местности);

2. том II «Эмиссия авиационных двигателей» (в нём содержатся нормы и измерения эмиссии авиационных двигателей, а также методы определения соответствия эмиссии этим требованиям);

3. том III «Эмиссии углекислого газа из самолётов» (устанавливает сертификационный показатель эмиссии СО2 самолётов, который напрямую связан с их топливной эффективностью);

4. том IV «Система компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA)» (обязывает авиакомпании уменьшать выбросы углекислого газа).

Подписание Чикагской Конвенции. Фото: Dominique Hymans (ayant-droit de certaines archives de Max Hymans, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6221978)
Подписание Чикагской Конвенции. Фото: Dominique Hymans (ayant-droit de certaines archives de Max Hymans, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6221978)

Допустимое количество выбросов рассчитывается для каждого самолёта индивидуально с учетом вида модели, его мощности, используемого топлива и многих других показателей.

Ряд компаний рассматривают варианты перехода самолетов на альтернативные виды топлива, в частности, прямое растительное масло или этанол.

Но настоящее будущее гражданской авиации многие видят именно в её электрификации.

Перспективы электрификации включают в себя:

1. Экономичность. В силу более низкой стоимость электричества, электрические летательные аппараты являются более дешевыми в эксплуатации;

2. Удобство в эксплуатации. Электрические двигатели более устойчивы к повышенным и пониженным температурам, а также проще в управлении, за счет чего проще в эксплуатации;

3. Наконец, экологичность. Электрические и гибридные системы в самолётах открывают новые горизонты к снижению экологического следа от их массовой эксплуатации.

Однако необходимо отметить и ряд препятствий, которые стоят на пути электрификации авиации.

1. Технологические трудности. Построить и эксплуатировать полностью электрический самолёт достаточно сложно. Вес батареи, её ёмкость, дальность полёта и многое другое- всё это стоит на пути полной электрификации самолётов. Пока что самолёты, летающие на обычном топливе, намного эффективнее и проще;

2. Растущий спроси на ресурсы. С каждым годом спрос на материалы, необходимые для производства аккумуляторов, растёт. Соответственно, растут и цены на них;

3. Нормативное регулирование. Для начала эксплуатации электрического пассажирского самолёта требуется одобрение от государственных органов, которое получить будет непросто: необходимо будет пройти множество испытаний.

Чтобы создать множество готовых к эксплуатации, безопасных и эффективных самолётов, ещё не готова достаточная техническая и теоретическая база. Однако уже сейчас идут активные поиски, исследования и разработки, т.к весь мир заинтересован в создании экологически чистого транспорта.

Создание электрического самолета для гражданской авиации имеет свои перспективы. Существенные материальные затраты станут оправданы в случае, если для производства электричества будут использоваться экологически чистые источники энергии, которые не будут вредить природе. В случае же сжигания для этого угля будет создан замкнутый круг.

Фото: https://embassylife.ru/post/12229
Фото: https://embassylife.ru/post/12229

Пока не найдена достойная замена современному авиатопливу, необходимо постепенно снижать его токсичность, ведь число осуществляемых авиаперелётов снизить невозможно.