В этой заметке я хочу вам рассказать о ещё одной экспозиции Краеведческого музея в г. Кимры (Тверская область). Напомню, что про этот населённый пункт я писал несколько раз, потому что он мне очень понравился.
Первая часть про Краеведческий музей.
Во второй части я покажу вам другие музейные помещения. Обойду стороной только зоологический зал (где собраны стандартные муляжи животных) и зал древностей (археологические находки, какие можно встретить в любом музее - ничего нового я не увидел).
Более всего в музее меня привлекла обувь полуторавековой давности.
Размещение её в экспозиции связано с тем, что в селе Кимры издавна шили сапоги и штиблеты отличного качества. Фактически Кимры были центром сапожной промышленности России.
Поэтому в городе 9 сентября 2014 года был открыт памятник сапожнику.
Жители Кимр трудились кустарями-сапожниками на дому, состоя при этом в различных артелях. Но некоторые имели и свои фирмы, являясь кулаками.
До революции крестьян, получавших достаток с применением и использованием труда своих односельчан, называли кулаками.
Они предоставляли работу, а получали не только прибыль, но и возможность держать сельскую общину в «кулаке».
В будущем за это они и поплатились так как в советское время при раскулачивании были расстреляны либо сосланы в лагеря. В «Анкете арестованного» у каждого из них в пункте «Профессия» значилось: «кустарь-сапожник».
В 2020 году в Краеведческом музее проходила выставка «Профессия: кустарь – сапожник».
На ней рассказывалось о том, что политические репрессии (аресты и расстрелы) в Кимрском районе производились с 5 августа 1937 года по март 1938 года. Сапожники-кустари автоматически подлежали репрессиям по 1-ой категории (расстрел) или по 2-ой категории (10 лет лагерей).
Все эти события канули в небытие, а изделия мастеров высочайшего уровня сохранились до наших дней. И в большом количестве различную обувь можно увидеть в экспозиции Краеведческого музея.
Сотрудники сказали, что у них в запасниках находится невероятное количество обуви. И надо бы создать отдельный музей обуви в Кимрах. Но денег на это, конечно же, нет...
Исторически же кимряки первыми научились натягивать сапоги на колодку и шить их с одним швом, а также из двойной кожи стали шить «осташи» – болотные бродни. И первыми в нашей стране освоили модельную обувь – сапоги «всмятку», или «гармошкой».
На Всемирной Лондонской выставке братья Столяровы даже получили дипломы и право ставить личное клеймо на свои изделия, «поставляемые в том числе и за границу».
В музее нам любезно показали некоторые виды клейм. Самому их не посмотреть, потому что они находятся на подошве и обувь надо переворачивать.
Внешний вид, конечно, впечатляет. Прямо, бери и носи!
В период расцвета на еженедельных субботних базарах в Кимрах продавалось 55 тысяч!!! пар обуви. Кимры обували не только всю Россию, продукция поставлялась и за границу, как я уже говорил ранее.
Перед революцией в Кимрах насчитывалось 16 тысяч сапожников, имеющих патенты на производство обуви!
А как вам такое? Полуботинки мужские из... кожи рыбы зубатки...! (1930-е годы)
Какие модные!
Но как же к кимрякам пришла слава? Как вдруг кимрские сапожники так разбогатели и стали работать исключительно на себя? (в подневольную-то эпоху графов да графинь)
Этому есть предыстория, о которой я узнал в статье.
В ней рассказывается о весьма необычном стечении обстоятельств, после которых кимрские мастера стали вольными предпринимателями. В связи с чем и расширили производство обуви до невероятных объёмов.
История эта связана с именем помещицы Самойловой Юлии Павловны, которой Кимры некогда и принадлежали. Кстати, она была не только богата, но и красива. Её неоднократно изображал на своих полотнах художник Карл Брюллов.
Девичьей фамилией графини была Пален и она являлась дочерью графа Павла Петровича Пален - генерала от кавалерии, героя русско-турецкой и Отечественной войны 1812 года.
В 1823 Юлия Пален вышла замуж за графа Самойлова (отсюда и фамилия), но быстро с ним разошлась. Говорят, что он безудержно кутил. Хотя графиня Самойлова и сама любила пышные вечерники.
Под Павловском в пос. Динамо находится её дача (петербуржцы её знают). Там собирались творческие люди Петербурга - артисты, художники, музыканты, и вот для них-то Самойлова и устраивала яркие мероприятия.
В 1846 году в Италии Юлия Павловна познакомилась с тенором Пери и решила выйти за него замуж. По законам того времени человек, сменивший гражданство, не имел право иметь недвижимость в России.
В связи с чем все своим имения Самойловой пришлось продать. Но возник вопрос, как избавиться от графского титула?
Тогда к ней с необычной просьбой обратились кимрские сапожники. Они предложили графине продать им село Кимры, а заодно и выкупиться на волю (тем самым сняв с Самойловой графский титул).
Необычное дело была передано на рассмотрение министру государственных имуществ графу Киселёву. Но и он не сам принял решение по столь редкому вопросу, обратившись за помощью к Николаю I, который и дал согласие на оформления сделки. После подписания документа жители Кимр перешли в статус обязательных крестьян (стали вольными предпринимателями).
Сумма сделки составила 495 тысяч рублей! В банке оформили кредит сроком на 37 лет. Рассрочку по кредиту кимряки выплатили досрочно - в 1867 году (за 20 лет). Сумма с процентами составила порядка 1 000 000 рублей. Фантастическая сделка того времени!
В итоге мастера-сапожники не только смогли расплатиться за свою свободу, но и сделали свой населённый пункт одним из самых богатых в стране. Кимры стали настоящим обувным промышленным центром России!
Такая вот интереснейшая история!
Тем печальнее, что в советское время они (точнее их дети и внуки) подверглись репрессиям. Ведь столько труда и денег вложили в развитие своего производства. Дали обувь всему миру но, прежде всего, работу нашим гражданам, и несправедливо за это поплатились.
Кстати, что касается графини Самойловой, то после этой сделки жизнь её пошла под откос. Через несколько месяцев после свадьбы муж умер от туберкулёза. Титула у "графини" уже не было - денег с имений она не получала. Но всё так же жила на широкую ногу.
В 60 лет она решила вернуть графский титул и вступила в фиктивный брак с французским дипломатом графом де Морне. За это Самойлова должна была платить "мужу" очень большие суммы. К тому же ещё и приёмные дочери по суду стали требовать с неё денег.
В итоге, совсем издержавшись, она переехала в Париж, где и умерла 14 марта 1875 года.
Что же касается производства обуви в Кимрах, то учиться сапожному мастерству кимряки начинали с 8 - 12 летнего возраста. 8-летние мальчики по указанию старших начинали готовить концы (дратву) и учились строчить. 14-летние самостоятельно участвовали в артелях и получали от хозяина до 25-40 рублей в год.
Между сапожниками было разделение труда. Кто-то готовил клеёнки, другие делали посадку, третьи голенища. Следовательно и профессии были такие: клеёнщик, посадчик, заготовщик.
Но немало было и таких мастеров, которые отделывали весь сапог. Такие мастера чаще всего трудились на базарной площади.
Общее число лиц, занятых сапожным промыслом в Кимрском районе в конце 19 века, составляло, примерно, 9600 человек. Обедневшие сапожники-кустари с окрестностей приезжали в большие мастерские села Кимры на трудоустройство.
Интересный момент описывает Василий Покровский (1839-1915), экономист, член-секретарь Тверского губ. стат. комитета.
В Кимры введено уже более 100 строчильных машин, значительно ускоряющих и упрощающих работу.
Уменьшения заработной платы от введения машин пока не заметно, благодаря усиливающемуся спросу на сапожный товар.
Но этот усиливающийся спрос, привлекающий к сапожному мастерству все новых и новых участников, немало способствует и невниманию, с каким относятся многие мастера к качеству изготовления ими товара.
Всякий товар сойдет, и даже мастер, умеющий шить скоро, но непрочно, может «зашить», т.е. заработать, больше, чем аккуратный и кропотливый мастер, работающий прочно, но нескоро.
150 лет лет назад всё было как и в современном мире. Когда производится мало товара, он более качественный. Когда производство ставится на поток, качество сильно снижается.
Но в любом случае мастерство у кимряков не отнять, что 200 лет назад, что 100 лет назад, что сейчас (например, фабрика "Красная звезда" - до революции "Якорь").
Сейчас бывшее здание завода выглядит не очень презентабельно (производство, как я понял, переехало в другое место). Наверное, поэтому закладную доску я и не заметил.
Каков же итог?
Очень хорошо, что в Кимрах есть музей, в котором можно посмотреть старую продукцию, созданную в разные периоды истории России.
Но лучше бы сделали отдельный музей, конечно, чтобы экспозиция была ещё более насыщенной и полной.
Реклама обуви.
Печати мастеров.
Визитки мастеров и прочие документы.
О проведении кустарной выставки в 1913 году.
Детали экспозиции, не связанные с обувью.
Я вам в самом начале сказал, что покажу все помещения. Поэтому закончу эту заметку видовыми фотографиями некоторых экспозиций.
На этом у меня всё!
Очень рекомендую к посещению Краеведческий музей в Кимрах!
Адрес: г. Кимры, ул. Кирова, д. 13
Координаты: 56.872847, 37.355604
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!